Приватизация. А стоит ли?

Регулярно в газетах и на телевидении мы читаем и слышим слово «приватизация». К сожалению, многие россияне практически ничего не знают об этом процессе, в то время как приватизация является неотъемлемой частью постсоветских реалий. Наш корреспондент попытался разобраться в этом вопросе.

Значение термина «приватизация» понятно, но в то же время оно не даёт никакой определённости. Приватизация в том виде, в каком она пришла в нашу страну из Америки – это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной собственности в частные руки. Перед обывателем встаёт сразу несколько вопросов: какой такой собственности? В какие такие руки?

Старшее поколение помнит «лихие 90-е», когда самые шустрые успели «прихватизировать» все градообразующие предприятия страны. Именно на приватизации такого рода в считанные годы представители «среднего класса» поднялись до высот миллиардеров. Но всё это высокие материи. Обычных граждан интересует иная приватизация. Приватизация жилья.

1 марта 2013 года должен был закончиться очередной этап приватизации, но указом Президента РФ она была продлена ещё на 2 года. Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» был принят ещё в далёком 1991 году, сразу после распада Советского Союза. Проект был рассчитан на 6 лет. За это время была отменена плата за государственную услугу такого типа, оформление документов было «поставлено на конвейер». Но под конец сроков возникли существенные проблемы. То ли народ не понимал необходимость приватизации, то ли это особенность русского менталитета, только в последние месяцы приватизации заявлений было подано чуть ли не больше, чем за все 6 лет. Люди занимали очереди с полуночи, зимой жгли костры под зданием «Горжилобмена», чтобы не замёрзнуть и вовремя подать заявления. На фоне такого ажиотажа правительством было принято решение продлить приватизацию ещё на 13 лет. Потом ещё на 3 года. И каждый раз основной поток людей начинается в последние недели.

Стоит подумать.

В настоящий момент в Санкт-Петербурге насчитывается 1 млн. 300 тыс. приватизированных объектов. Петербуржцы, по сравнению с жителями других регионов страны, более ответственно отнеслись к призывам приватизировать жильё.

Многие люди принципиально не хотят становиться собственниками жилья, в то время как приватизация имеет свои плюсы. Приватизированное жильё – это материальный актив. Его можно продать, обменять, передать по наследству. Это реальные деньги, которые при любых условиях, при любых скачках цен на недвижимость никуда не денутся. По статистике, наибольшее число приватизированных объектов приходится на Центральный район Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что это всё же старый фонд, он год от года становится только дороже в материальном смысле и ценнее в культурно-историческом. Приватизированное жильё, в отличие от гос. собственности, нельзя отнять у его владельца.

Не для всех и не навсегда.

В конце февраля прошла пресс-конференция директора «Горжилобмена», Сергея Филимонова. Он рассказал о том, какие объекты приватизации не подлежат. Это общежития, квартиры и комнаты в аварийных домах и служебные помещения, то есть военные городки. Хотя по замечанию Сергея Филимонова: «За все 22 года в Санкт-Петербурге нет ни одного аварийного дома». Всё-таки это вопрос спорный.

В отношении общежитий жилищным комитетом была проведена трудоёмкая работа. Они поменяли свой правовой статус, и с жильцами были заключены договора соц. найма. На данный момент всего 9 общежитий в городе находятся в муниципальном подчинении. Но и этот вопрос решается в сторону частной собственности.

До сих пор неопределённым и наиболее трудным остаётся положение военных. Отсутствуют кадастровые паспорта, не исполнено решение о передачи служебного жилья на баланс муниципалитета или в госсобственность. На практике все спорные моменты решаются в судебном порядке за одно заседание в пользу военных.

Всё-таки, трудности у граждан возникают, но не из-за неправильной работы государственных учреждений, а из-за незнания законов и собственной неорганизованности. Приёмом заявлений на приватизацию занимается «Горжилобмен», подведомственный жилищному комитету, и МФЦ, которые есть в каждом районе. По словам ведущего инженера-инспектора одного из таких МФЦ, который пожелал остаться неизвестным, в январе-феврале наблюдались большие очереди из желающих приватизировать жильё. Эти слова противоречат заявлению Сергея Филимонова о полном отсутствии какой-либо суеты. Но нам удалось лично понаблюдать за работой МФЦ: очереди там действительно есть, время ожидания одного клиента иногда доходит до критических 45 минут. Огромные проблемы у горожан вызывал сбор необходимых документов. Одни и те же люди ходят в МФЦ чуть ли не ежедневно, отсиживают сумасшедшие очереди, и, в конце концов, опять чего-то не хватает в их пакете документов. По большому счёту, их перечень сводится к заявлению на приватизацию, копии паспорта, форме 9, кадастровому паспорту и договору социального найма.

Всего за 2012 год была принята 31 тысяча заявлений. В то же время, за первые два месяца 2013 года оправдались ожидания в 8 тысяч заявлений. Возникает вопрос: кто же мешал подавать документы раньше, когда не было очередей и суеты? Ответ прост – сами же себе граждане и мешают. Всё откладывают на потом, а когда сроки поджимают, бегут сломя голову. Когда в конце февраля закон о продлении сроков приватизации был передан на подпись Президенту, количество заявлений сократилось в разы. Все, кто хотел приватизировать жильё, но не сделал этого до 1 марта текущего года, создадут очереди в феврале 2015. Тогда почему бы не сделать приватизацию бессрочной? Однозначного ответа пока не может дать даже Правительство.

«Разруха не в клозетах, а в головах»,

Так уж повелось, что вопросов у граждан больше, чем ответов у государственных структур. Основной вопрос, которым задаются россияне, принимая решение о приватизации – это права несовершеннолетних детей. Повторная приватизация квартиры согласно ст. 11 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» невозможна. Право на приватизацию можно использовать лишь один раз. Исключение – участие в процессе приватизации в несовершеннолетнем возрасте. В этом случае, достигнув 18 лет, можно еще раз участвовать. Эти слова довольно абстрактны. Именно по этой причине люди не знают, как быть и что предпринять. На любом форуме можно найти множество разнообразный вопросов, начиная с «Как приватизировать квартиру с несовершеннолетним ребёнком?», до «Должен ли я подписать отказ от ребёнка, чтобы не делить с ним собственность?». Многие вопросы звучат абсурдно, и всё это по одной причине: граждане правового государства не знают своих прав. В законе нет чёткого объяснения прав несовершеннолетних в приватизации. В итоге, одни не знают, что являются собственниками, другие не уверенны, что имеют возможность приватизировать. А потом начинаются очереди, суета, спешка и обвинения в адрес государственных служащих в некомпетентности.

elent | 11 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация