Не понимаем – не позволим!

За последний год в Петербурге произошло много скандалов. Они были связаны с коррупцией, спорными законопроектами, архитектурными ошибками. Для современного общества эти проблемы кажутся вполне обыденными, ведь они повторяются из года в год. Но было то, что действительно заставило петербуржцев вступить в дискуссию - проблема актуальности и правильности искусства, в большинстве своем современного.

Скандальный лис

Проходившая с 3 по 7 апреля выставка «Упоротого лиса», привезенное англичанами чучело в стеклянной витрине, взволновала общественность. В кафе Geometria, во время презентации экспоната, пытались попасть десятки журналистов, а представители партии "Коммунисты Петербурга" встречали у входа посетителей с плакатами, на которых было написано «Нет — подлой антироссийской выставке упоротого лиса!» и «Лис, уходи вон!». Организаторы проекта художница Адель Морзе и диджей Майкл Бурмен не ожидали такого ажиотажа вокруг главного и единственного экспоната. Появившееся в прошлом году изображение своеобразного чучела быстро стало популярным среди пользователей Сети, а в конце года даже была выпущена серия мягких игрушек, изображающих животное. После известия, что Лис посетит Северную столицу России, городские СМИ не переставали упоминать об этом. В обществе появился новый повод для дискуссии. В ней не замедлил поучаствовать и скандально известный депутат петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов. « "Упоротый лис" - пропаганда жестокого обращения с животными и поддержка догхантеров. Предлагаю владельцам собак выгул животных у входа» - написал он в своем микроблоге Тwittеr.

Обоснованность этого и последующих его комментариев можно считать спорными. Не секрет, что животное, которое было использовано для создания чучела, умерло от старости, а художница - таксидермистка, изготовившая его, уже 10 лет является убежденной вегетарианкой.

- Самое интересное для меня в этой истории — то, почему Лис стал так популярен именно в России. Это вполне соответствует западному стереотипу о безумной стране с сумасшедшими людьми. В Англии пользователи Сети, конечно, отреагировали на Лиса, но никому не пришло в голову, что его сделал драгдилер, как писали русские. Для вас Лис, видимо, значит что-то более глубокое», — подытожил соавтор выставки Майкл Бурмен.

Не первый случай

Для города это уже не первый случай нападок на представителей массового и элитарного искусства. Например, в октябре прошлого года некоторые петербуржцы выступили против показа спектакля «Лолита» в музее современного искусства «Эрарта». В письме, отправленном добровольцами организаторам мероприятия, говорилось, что спектакль попадает под статью о пропаганде содомии и педофилии среди детей, а также рекомендовалось организаторам обратиться «не к золотому тельцу или идолу современной моды, а к совести». Последующие в письме угрозы всеми силами препятствовать показу постановки подействовали на создателей спектакля, премьера была отложена.

Далее последовали выступления против выставки ICONS, организованной галеристом Маратом Гельманом, и против привезенной в Эрмитаж инсталляции «Конец веселья», работы великобританских художников братьев Чепмен. В последнем случае директору музея Михаилу Пиотровскому даже пришлось столкнуться с проверкой прокуратуры.

- Музеи оказываются на передовой линии борьбы за культуру. Как минимум - борьбы против ограниченного и примитивного взгляда на вещи, – прокомментировал он сложившуюся ситуацию в культурной столице.

Мы против!

После ряда подобных происшествий становится очевидно, что некоторые петербуржцы не намерены мириться с такими проявлениями в искусстве, которые противоречат их взглядам. Готовность людей писать петиции и заявления, выходить на улицы удивляет. Плохо ли это? Ведь они борются за свои убеждения.

Сергей Малинкович, секретарь Центрального комитета партии «Коммунисты России» и организатор одиночных пикетов, прошедших 2 апреля, прокомментировал ситуацию:

- По моему мнению, подобная активность граждан за последний год связанна с тем, что постепенно люди начали осознавать: Запад пытается навязать России свои культурные и моральные ценности. Общество пресытилось материальными благами, теперь важна духовность. Псевдокультурные извращенцы, такие как создатели «Упоротого лиса», не должны и не имеют права оскорблять наш народ своими, так называемыми, произведениями искусства. Люди все понимают и пытаются с этим бороться с помощью интернета, пикетов. В современном мире не так сложно донести свое мнение до широких масс.

А высказывающихся и правда становится все больше. Сообщества, создающиеся в социальных сетях, позволяют людям синхронизировать свои действия. Теперь перед организаторами мероприятий уже не стоит проблема массовости.

Мешают творить

Но как же быть художникам, чьи произведения искусства не пришлись по вкусу некоторым гражданам города? 29 статья Конституции Российской Федерации каждому гарантирует свободу мысли и слова. Очевидно, что люди с позиции своего воспитания, образования, жизненных ценностей могут увидеть в одном и том же предмете абсолютно разные идеи и смыслы. В нашей многонациональной и многорелигиозной стране дискриминация, в том числе и убеждений, считается административным правонарушением. Вышеупомянутое произведение Владимира Набокова «Лолита» является одним из шедевров русской и мировой литературы. А среди молодых художников, которых на своей выставке представлял Марат Гельман, вполне мог оказаться новый Энди Уорхол.

Недовольство публики также вызывают и зарубежные мастера, которые не являются гражданами нашей страны. Но как быть их поклонникам? То самое чучело лисы можно рассматривать не только как живодерство и оскорбление россиян, это яркий пример интернет культуры, которая сейчас так актуальна и популярна и которую можно увидеть в непосредственной близости.

В интервью газете «Вечерний Петербург» кандидат искусствоведения Софья Кудрявцева попыталась прояснить ситуацию:

- В Европе проекты современного искусства не вызывают подобных протестов, там все же больше свободы и другие традиции. У нас в России иная ситуация. Художники совсем не ставят перед собой задачу кого-то оскорбить, это художественный акт, перформанс, цель которого - демонстрация свободы самовыражения. В свободной стране те, кому подобное не нравится, претит, не требуют расправы с художниками, а просто не ходят и не смотрят. В результате ничего страшного не происходит, никакого урона церкви и ее статусу эти художники не несут.

Без сомнений, современное искусство – это спорная тема, которая еще не раз послужит причиной раздора у жителей города. Конфликты старшего и младшего поколения, религиозных людей и атеистов – они останутся в нашем обществе еще надолго. Стоит только надеяться, что это не привнесет в нашу жизнь ощутимый вред. Ведь подобные столкновения оборачиваются не только дополнительной рекламой для организаторов, но и портят имидж города на государственной и мировой арене.

marimariorse | 9 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация