Последние счастливчики

Депутаты решили проблему с нехваткой специалистов среднего звена

Вот и притихли споры и слухи, вившиеся, как мухи, вокруг нового закона об образовании, который как заявила на пресс-конференции в «Росбалте» председатель комитета по образованию правительства Петербурга Жанна Воробьева, «истинно народный». Новое детище российского законодательства вступит в силу с 1 сентября этого года. Вот тогда-то нас и ждут сюрпризы со всех сторон.

Так, в закон «О высшем и послевузовском образовании», который действовал с 1996 на протяжении семи лет, внесли кардинальные изменения. До сих пор вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы могли поступить несколько категорий льготников, среди которых были, например, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Правом льготного поступления пользовались и те, кто служил в армии по контракту не менее трех лет. Теперь ряды льготников заметно поредели: вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов получать бесплатное высшее образование смогут дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

– Дискуссия вокруг закона — это результат открытости общества. Министерство образования дало возможность высказаться всем оппонентам. В результате были предложены более полутора тысяч поправок, причем 1142 поправки были в итоге внесены, — заявила Воробьева. — В результате вышел закон, который полностью устраивает педагогическое сообщество.

И как бы Жанна Воробьева не хвалила данный закон и не называла его «истинным народным», истина же оказывается другой.

– Я теряюсь в догадках и не понимаю, почему такое решение было принято. С нами никто не советовался, – прокомментирует Любовь Катаева, директор школы с углубленным изучением иностранных языков № 46. В этой уникальной школе вместе с «домашними» детьми, учатся воспитанники из детского дома. В каждом классе по нескольку человек. – Сирот не так много, – продолжает Любовь Александровна, – а, тех, которые доходят до высшего образования, еще меньше. Буквально единицы хотят учиться и идут в университеты. И это решение скажется на тех, кто не смог заниматься дополнительно и не добрал какие-то баллы. На криминальной обстановке в целом это не скажется, но все мы знаем, чем может закончиться то, когда человек разочаровывается в жизни.

В 2012 на один из самых популярных у абитуриентов факультет журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ поступило вне конкурса 19 человек из 254: это всего лишь 7,5%. Причем в это число входят не только льготники, но призеры олимпиад. В другие годы это число практически не отличается.

У самих людей, которые входят в данные категории, депутаты законодательного собрания тоже не спрашивали их мнения.

– ЕГЭ – это не показатель знаний и умений. Научись писать штампы и думать стандартно вот залог успешной сдачи экзаменов – это уже всем давно понятно, - возмущается Катя, ученица 11 класса, - А что насчет именно этого нововведения: могу сказать одно: я одна из последних счастливчиков, которые смогут воспользоваться льготой. Хотя отмена льгот, я считаю, неправильным действием. Это действительно шок для многих.

Да, говорили уже давно и много, но, как всем нам известно, разговоры в Госдуме зачастую ими же и остаются. И теперь у тех детей, которые были уверены в своем дальнейшем будущем, могут просто опуститься руки потому, что даже государство отворачивается от них. Но, видимо, в нашей стране это нормально: повышать заработную плату депутатам, и лишать льгот детей из неблагополучных семей.

В социальных сетях сложилось практически единое мнение: «К чему страна катится, американцы и те бесплатно учат своих детей. Превращение всего русского народа в быдло безграмотное уже в ближайшее время всем нам обеспечено. Один день ребенок в школу сходит, а дальше дворы, подъезды и подвалы воспитают…»

Так с кем же советовались наши депутаты, что они вправе его называть «народным» - непонятно.

– Я не считаю социальные проблемы признаком привилегированного поступления в вузы: из жалости делать поблажки неправильно. Раньше льготные категории могли занять все бюджетные места, однако теперь есть определенная квота, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10%, – говорит депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5 созыва от партии «Яблоко» Александр Кобринский. – Абитуриент должен доказать, что он обладает достаточным уровнем знаний и способностей, чтобы освоить вузовскую программу. Большой процент отчисленных студентов, которые были из милости зачислены, не были готовы к такой нагрузке. Дети из неблагополучных семей имеют проблемы, когда обучаются в школе: это финансовые трудности в приобретении учебной литературы, нехватка денег, чтобы нанять хорошего репетитора для ребенка. И новый закон об образовании направлен на преодоление этой сложности: бесплатный год на подготовительных отделениях дает этим ребятам прекрасную возможность подготовится к сдаче ЕГЭ и доказать, что они смогут осилить вузовский уровень. Причем очень важно то, что во время этих курсов всем льготникам выплачивается стипендия!

– Да, с первого сентября подготовительные курсы будут бесплатные для всех лиц, входящие в льготные категории, – прокомментировала Маргарита Петрова, куратор подготовительных курсов на факультете журналистике СПбГУ. Эти курсы стоят не много не мало, а 80 000 рублей за восемь месяцев обучения. А на экономическом факультете СПбГУ подготовительные семимесячные курсы стоят 117300 рублей. – Однако насчет стипендии на курсах в первый раз слышу. Лето придет – изучим.

Бухгалтерия факультета журналистики также не в курсе, что будет начисляться стипендия, и какая она будет.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов солидарен с Кобринским:

– После соответствующей подготовки при успешном прохождении вступительных испытаний и равных результатах с конкурентами такие абитуриенты имеют преимущества при зачислении в вузы. Такой способ защиты прав детей-сирот (да и других льготных категорий граждан) мне представляется разумным: гораздо хуже, когда они зачисляются вне конкурса, а после первого же курса отчисляются как неуспевающие. После учебы на подготовительных курсах этим молодым людям будет легче не только хорошо сдать вступительные экзамены, но и в дальнейшем успешно справляться с учебной программой вузов, в которые они будут зачислены. Но это – «в теории». А как будет «на практике» – пока остаются вопросы. Они связаны и с качеством обучения на подготовительных отделениях, и с обеспечением материальных возможностей для детей-сирот жить и учиться в этот период.

Всем известно, что многие льготники, которые набрали очень мало баллов, могут занимать чье-то место. Однако намного известнее случаи, когда ребята просто «проплатили» свое бюджетное место, но об этом, конечно, никто не хочет вспоминать. Хотя есть и умные и довольно талантливые ребята из неблагополучных семей, которым не хватило бы всего несколько баллов, а заплатить такие огромные для деньги за обучение они просто не могут себе позволить. И что? Им открываются двери наших престижных колледжей?

shpakova | 6 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация