«Самопрезентация – это не так важно»

Эрика Голдахе больше двух лет занимается event-менеджментом. В классическом понимании это «позвонил-договорился-расплатился-провел-получил деньги», особенно в провинциальном Белгороде, повернутом на православии и благоустройстве территории.

Вопреки деятельности Эрики, речь заходит о политике, религиях и самоощущении. Активная жизненная позиция демократа, националиста или утописта – хорошо, ум без однополярных ярлыков – лучше.

- Откуда произошли твое имя и корни?

- Так назвала мама, а вообще у меня семья – «смесь бульдога с носорогом», я называю себя «дитя мира», потому что намешано очень много кровей: от мамы украинские, русские, со стороны папы – литовские, немецкие и еврейские. Папу звали Айвар Голдахе, и мама подбирала имя так, чтобы сочеталось с отчеством Айварович. Меня хотели назвать Эрикой, если родится девочка и Генрихом, если родится мальчик. Так и получилось, что 15 сентября на свет родилась Голдахе Эрика Айваровна.

Одно время я не то чтобы не принимала свое имя, но чувствовала себя с ним не очень комфортно. Пыталась придумать клички, имена, потом перебесилась и поняла, нужно нести имя с достоинством. Носителей фамилии Голдахе в нашей стране всего два: это я и мама. Мы соревновались. Сначала говорили: «Аааа, это дочь той самой Оксаны Голдахе…». Потом мне хотелось, чтобы про маму говорили: «Так это мама той самой…» У нас всегда шла борьба за лидерство.

Что касается корней, то мне всегда были ближе немецкие и литовские корни, потому в семье столкновение религий: католичества и православия, родители мамы не приветствуют, когда я проявляю эту часть своей натуры.У меня никогда не было самоощущения, что я русская – это очень оскорбляло родителей.

Светлые волосы, глаза, брови – явно славянская примета, но худощавое телосложение и маленький рост никак не вяжется с образом круглолицой, розовощекой исконно-русской девицы.

- Больше склоняешься к католичеству? Не радикально?

- Вообще не приемлю радикальности в религии, ее вообще не должно присутствовать. Есть Бог, а есть человек. И каждый раз человеку Бог заглядывает в сердце. А религия – это в некоторой степени культура. В первую очередь, это какие-то объекты. Я очень люблю британские храмы, XI-XIII века, у меня есть мечта поехать в Англию и посетить все соборы. На меня произвел в свое время большое впечатление видео-концерт Стинга в Домском соборе католических народных, британских сказок, посвященный рождеству.

То есть ля меня религия это сооружения и храмы, которые люди создают с точки зрения творчества во имя Бога.

- Чтобы заглянуть внутрь себя?

- Да.

- Как ты считаешь, католичество это более человечная и мирная религия, нежели православие?

- Нет. Во-первых, это все христианство, а христианство, так или иначе, само по себе не очень мирная религия, потому что придумать человеку осознание, что если что-то сделаешь не так, то будет ад и давать возможность потом либо откупаться за свои грехи, либо жить с осознанием, что потом тебя ждет сковородка – мне кажется это очень давящее ощущение. Мне ближе в плане жизни и смерти буддизм, который не называет смерть конечной и все – на сковородки. Нет, он говорит, что, если ты ведешь себя плохо – то есть задача выйти из круга Сансары и уйти в вечный Микрокосм. А если делаешь что-то не так – то еще, пока все не отработаешь. То есть дается шанс на работу над ошибками.

Там всегда есть вечная идея перерождения, то есть ничто не конечно, ты просто перетекаешь из одной формы в другую.

- Буддизм – это идеальная религия?

- Нет идеальных, потому что религия – это всегда управление. Два момента: первый – страх наказания, второй – момент возвышения, возвеличенья, питания Эга, то есть «меня Бог любит, я избранный» и т.д. Там нет некоего мира и спокойствия.

- Ты моралист?

- Нет. Я считаю, что каждого человека так или иначе можно понять. Это не означает, что его можно простить, но понять – вывести логическую цепочку. Никто из нас не ангел, чтобы за что-то кого-то осуждать. Есть некая структура, которая все организует: это закон. Если человек нарушил закон, он должен за это ответить. Если человек убил 55 человек – он должен сидеть, потому что он опасен для общества, потому что человеческая жизнь бесценна. Но я не буду его осуждать, потому что когда человек убивает, он не доходит до хорошей жизни просто так. Либо у него были семейные обстоятельства, либо ему не завезло в детстве.. то есть ничего не является из воздуха.

- Может такие представления и есть адекватный, умеренный морализм?

- нет, я не очень отношусь к слову мораль, мне оно не нравится

- А к слову патриотизм? Оба слова запятнаны.

- «patio», насколько я помню, означает что-то из серии «отечество», то есть отец. Когда ты относишься к своей родине, стране как к тому, что мать – земля, отец – государство. И понимаешь, что ты ребенок – должен их защищать, любить, уважать. Но ключевым здесь мне кажется слово «уважение». Уважение к своей родине, уважение к земле, к своим согражданам, к достижениям. Потому что уважение – одно из самых сильных самоограничений. Если ты уважаешь что-то, ты не можешь наносит ему вред. Когда ты уважаешь педагога, ты будешь вступать с ним в дискуссию даже когда ты с ним не согласен. Но когда «Россия для русских» - мне хочется сказать: «Господа, Россия для русских прекрасно, но что вам мешает?» Вспоминаются времена холокоста, когда все закончилось и евреи остались практически ни с чем. Они все пошли работать дворниками, торговцами, помощниками. Для них нет такого «Я еврей и я вот тут должен сидеть». У еврейских старейшин было очень простое понимание, что пока у нас есть руки-ноги – мы сможем заработать.

- Тебя можно назвать космополитом?

- Да. Я никогда не смогу жить в американском обществе, в китайском, но есть культуры, которые мне интересны.

- Но национальные черты должны же сохраняться?

- Да, потому что это привязка к историческому развитию. Я вообще против радикализма в чем бы то ни было.

- Золотая середина?

- Нет. Мозг. В любом действии нужно включать мозг. Да, я приветствую в творчестве например какую-то страстность, самоотдачу, но я понимаю, что это необходимо в первую очередь самому художнику, чтобы он чувствовал настоящее искусство. А радикализм – всех убить, побить – нет. Уже были примеры, когда всех евреев, гомосексуалов, поляков – торжественно поездами в газовые камеры

- В наши дни подобное не грозит товарищам радужного фронта?

- Им это не грозит, но они сами тоже не очень. Меня всегда раздражало, когда человек приходит и говорит: «Моя личность строится на том, что я другой ориентации». И что? Почему Том Форд, .. кто у нас еще известный гей.. Дольче Габбана, Джованни Версаче, Барышников, Стравинский собственно, Морис Бежар, Оскар Уайльд … мы вспоминаем о них в первую очередь как о людях искусства, которые построили свою жизнь очередь на том, что они талантливы.. талантливые писали, музыканты, модельеры, художники, возможно политики. Другое дело, когда человек хочет зарегистрировать брак. Я пока не готова сформировать свою позицию по этому поводу. Потому что есть Элтон Джон, который усыновил ребенка, Рикки Мартин – все адекватно. У нас тоже это может быть, но это не должно делаться с такой истеричностью. Те, кто кричал, что Элтон Джон усыновил ребенка – они же почему то молчат, что он три года документы собирал, доказывал, что он не (стучит по столу), не педофил, проходил экспертизы, британская полиция его во все швы проверила, следила за ним – и только тогда ему дали ребенка.

- Может, русские люди не способны добиваться чего-то?

-Нет. Есть цивилизация риса – Китай. Им очень важно общественное сознание, потому что их много. Им все равно, если кого-то расстреливают, для них это нормальное состояние. Там бесполезно лезть со своим уставом. У нас монастырь… широкая русская душа, загадочная. Я не очень понимаю что это, поэтому отвергаю данную версию. Потому что духовность есть везде. Если мы копнем – есть британская духовность, когда мы слушаем хор мальчиков католического собора Лондона, эти тонкие голоса – извините, я понимаю, что там тоже есть духовность. Когда я слушаю французские песни, менестрелей – я понимаю, что у каждого свое, что-то тоже очень загадочное и глубокое

- Духовность – понятие наднациональное?

- духовность – это понятие с одной стороны сугубо индивидуальное, но с другой стороны оно надкультурное, надтерриториальное. Когда в человеке что-то разворачивается, и он достигает уровня покоя и созерцания, он может это сделать это как с помощью кантри музыки, лицезрения прерий и разговоров с индийским вождем, так и наблюдая в китайских лесах за озером.

- Получается, что духовность – это сугубо личное, а русские выставляют ее на всеобщее обозрение и объясняют все свои беды?

- Мне кажется, это определенная политическая и духовная импотенция.

- Которая обостряется с каждым годом?

-Возможно. Вот пример из серии, как Удальцов сделал шестого числа. Мне очень хочется предложить выпустить девушек Pussy Riot, уже все поняли, что они (стучит по столу) и посадить Удальцова, но это полная имбицильность – пустить столько людей на мясо. Тебе хотелось на Кремль? Ну пойди шандарахнись головой о Кремль, ляг рядом с Лениным, вы все равно одной вот (стучит по столу) породы. Зачем ты повел людей в мясо? Зачем??? Люди пришли с шариками и фонариками, а ты взял все это загадил, подставил своих же людей…

- Что дальше?

- Это детский сад, а не политика! С одной стороны, я понимаю Путина, который просидел там уже 12 лет, у него профессиональная деформация, в гробу он всех видел, и знает такое количество проблем, о которых Удальцов даже не догадывается! Глядя на Удальцова хочется спросить: «Парень, а кто тебе платит за то мясо, которое ты устроил накануне инаугурации?» С точки зрения пиара все понятно: американцы, потому что с одной стороны получили кровь, или сам Путин, потому что с другой – такой дискредитации оппозиции в кругу умных людей – очень мало. Могут быть замешаны и пассионарии Ходорковского. Но теперь, во-первых, они не соберут на митинг никого, во-вторых – даже если они полезут на Кремль, люди сами выйдут и остановят. На днях в сети была озвучена хорошая тема: «Выбирая между вороватыми жуликами и дол****ами, я выберу вороватых жуликов, потому что те хоть по понятиям действуют».

- Когда Навальный поймет, что он уже не жилец?

- В свое время Примаков сказал очень хорошую вещь. Это единственный политик, которого я уважаю. Он сказал, что выходя в политику, ты должен быть не только оратором, но и управленцем. Навальный именно оратор, и он не знает, что будет дальше. Его опьяняет, радует сам момент этой славы, это очень сходное с артистом.

- Самолюбование?

- Да, человек, которому важно жить напоказ.

Как раз в это время в интернете идет прямая трансляция с Китай-города, где собрались сотни людей, Навальный периодически выкладывает фотографии в соцсети и выкладывает в Твиттep.

- в Америке перед Иракской компанией людей обманули ради поддержки. Есть ощущение, что наш народ обманывают, пользуются?

- Америка немного другая. Во-первых – там никогда не додумаются сфальсифицировать выборы, а кандидаты понимают, что когда начнется президентский срок – нужно петь так, чтобы все за тебя проголосовали. Там кандидат мотается по всей стране. Обама понимает, что это реальная политика, ни у одного президента там нет такого понятия семьи, как у нашего Путина. Люди, владеющие месторождениями и бизнесом, видели столько президентов… те же Рокфеллеры, те же Ротшильды, те же Кеннеди, те же Форды, которые владеют Дженерал Моторс. Они еще Линкольна ставили на президентство. Есть Лига Плюща. Восемь самых престижных университетов, которые образовались в 19 веке, так называемые «белые воротнички». Там делается политика … там все деньги, формируются связи. Президент выходит с ручкой: товарищи, дайте мне денег на предвыборную кампанию, и никто не видит, кто руководит всем. Так же, как и у нас.

- Ты видишь разумные варианты перемен?

- Нет вариантов, потому что Путин считает, что у него большая миссия. Что могут делать несогласные? Организовать собственные бизнесы, добиваться через суды, чтобы были уменьшены налоги…действовать, а не рассказывать. У меня очень большие вопросы к политическим молодежным движениям. «Наши», «Молодая гвардия». «Новое поколение» (молодежная организация Белгорода): «Мы формируем будущих граждан». Вообще непонятно, каким образом будущие граждане формируются с помощью балов, вечеров французской культуры и конкурсов стихотворений? Я понимаю, помощь детским домам, модель ООН – вариантов же очень много! Проводить уроки конституции в школах, уроки свободы слова, рассуждать, заставлять думать. Проводить какие-то акции, заниматься судами. Работы же очень много. Но единственное – это работа не очень веселая. Работа по становлению гражданского общества очень скучная – это раз, во-вторых, всегда нужно начинать с самого себя, в-третьих, нужно нести очень большую ответственность.

- Почему ты не идешь с этими инициативами к ним?

- Потому что во многом это формируется за счет людей, а ребятам очень весело играться. Я не считаю себя вправе прийти и разрушить чей-то чужой прикольный мир. В этом отношении я тоже начинаю с себя: с маленьких инициатив, строю себя. И не вопрос: вы играетесь, вам дают на это деньги. С точки зрения гражданского общества я уважаю ваш выбор. То есть я как бы понимаю, что вы просираете деньги, но это ваше решение.

- Тебя, кстати, вообще беспокоит, что на православной Белгородчине политическая и гражданская деятельность атрофирована?

- Мы живем очень относительно спокойно, и я даже не вижу особого смысла бунтовать. Здесь более или менее справедливые суды, военкомат никого не бьет – мы не Воронеж, у нас адекватные менты…

- Меня, кстати, вчера чуть не сбил один…

- Да, но на общем фоне мы не Казань. Евгений Степанович (Савченко – губернатор Белгородской области) – он не идиот. Выбрал в качестве поддержки православную церковь, это логично, потому что у нас много бабушек. У меня много вопросов к Епархии: на каком основании они сносят старые дома, чтобы построить церковное управление.. но я понимаю, откуда растут эти амбиции: амбиции хорошего уездного города, где есть церковь, администрация…вот я все ожидаю, когда у нас будет Губернский бал. Была такая традиция, когда губернаторы давали балы и все главные семейства приходили. Нас если всех принарядить – то получится конец 19 века, времена Ревизора.

- Это надо переделывать?

- Нет, это город, где хорошо учиться и стареть. Если некомфортно – либо что-то делай, либо уезжай. Сюда приезжают северяне, потому что они наишачились там, заработали большие деньги и хотят покоя и уюта.

Люди приходят сюда строить свою жизнь, и не надо им мешать. У очень малого количества людей есть потребность выйти «над». А если у человека все спокойно – зачем его дергать? В буддизме есть такая тема: просветленный Будда и спящий Будда. Это – спящий Будда. Люди спят и это их выбор. Когда надо – они проснутся. Но мы не имеем никакого морального права подойти и разбудить этого человека, потому что, может быть, он проснется – и ему будет очень плохо. Когда он поймет в своем сне, что хочет проснуться – он проснется.

- А как же вечные жалобы молодежи на чрезмерную духовность?

- Вот все орут «орки-православие, орки-духовность». Но в белгородской области меньше абортов, чем в Воронеже, Курске. Их реально меньше. Значит, программа губернатора действует. Да, это социальное право. Я против того, что девушка должна беседовать со священником перед абортом. Она может побеседовать с психологом, но не со священником. Психолог спросит: в чем причина, в чем логика – чтобы девушка сама себе ответила на вопросы, не давясь со страху, как со священником, заявляющим, что это страшный грех. Никто не знает, откуда у нее появился этот ребенок. Но если у нее нет денег – может быть стоит ей просто как-то помочь? Нельзя орать: на сковородку всех! Это общество. Это не тема, когда стоит домик и все ровно. Здесь всегда нужно что-то подмазывать, подкрашивать, пристраивать.

Мы знакомы дольше двух лет. Эрика работала в Ситиселебрити – креативном проекте по продвижению молодых талантов, потом в «Центре поддержки творчества имени Виктора Плотникова» - организации погибшего байкера, которая создавала и финансировала что угодно: от мотофестивалей до джазовых вечеров. Потом была арт-директором популярнейшего ночного клуба Белгорода, на счету которого тематические вечеринки по мотивам «Алисы в стране чудес» и перформативные показы в память легендарного модельера Маккуина. Сейчас – арт-директор самой престижной Белгородской гостиницы.

- Последний раз ты говорила, что в идеале хотела бы работать в московском ЦСИ «Гараж» или на «Винзаводе»

- Я это уже переросла и теперь думаю о чем-то маленьком, но своем.

- Никогда не замечала в твоей деятельности самолюбования, или я ошибалась?

- Нет, мне это не интересно. Я люблю наблюдать за собственным продуктом. Любое событие – это презентация художника. Главные – люди, чье творчество я представляю. Самопрезентация – это не так важно. 13 января я себя честно поздравила, что я не журналист.

- Почему?

- Потому что мне неинтересно делиться с кем-то. Я узнала информацию и все, а писать тексты, что-то думать, читать... мне неинтересно. Это профессия напоказ, а я не любопытна. Только для собственной копилки.

- Какой фильм отражает твою натуру по максимуму?

- Китайский фильм «Герой» про эпоху войны царств и объединения их в одно. Там есть главный герой – наемный убийца, который должен убить государя. Рассказывается сразу несколько вариантов событий, но он интересен мне не с точки зрения вариативности, а с точки зрения визуальной картинки – очень красивой, с точки зрения поставленных вопросов. Есть фраза очень важная: «Всё под небесами». Все приходит и уходит, и иногда, чтобы что-то изменить, нужны жертвы. Нет ничего абсолютного, все относительно. В финале убийцу убили – тавтология, причем в него вонзили тысячи стрел, но его похоронили как героя. Потому что был издан закон – убить человека, покушавшегося на императора, но за его мысли ему воздали почести героя. Мысль – это тоже действие. Так что если зарождается мысль – появится действие.

- Есть вещи, которых бы ты никогда не совершила?

- Я не знаю. Я не могу сказать, что я не буду убивать, потому что если начнется война – я буду это делать. Я не могу сказать, что я не буду воровать, потому что я не знаю, что будет дальше. Кто-то думает о воровстве как об украденной буханке хлеба, а кто-то думает о нем как о миллионах. Другие – воровстве идей. Все же относительно.

- Говоришь, словно буддист.

- Любой наш российский фермер, который смотрит на солнце и говорит ему спасибо, что взошло, спасибо, что взошла пшеница – тоже буддист. Но он не называет это буддизмом, он называет это гармонией в душе.

Беседовала Марина Слащева

slashcheva | 10 мая 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация