СТИЛЬНО. МОДНО. МОЛОДЁЖЬ, НО…

Молодость – это модно. Мысль эта пропагандировалась ещё в сказках. Иначе, зачем тогда царь, перекрестясь, сигал в кипячёноё молоко и отправлял своих сыновей на верную погибель за молодильными яблочками да кувшинцем живой воды о двенадцати рылец, а мачеха-злыдня натравливала на падчерицу бугая с топором. Реальность мало чем отличается от преданий старины глубокой. Нынешние цари, правда, делают инъекции ботокса, а мачехи пользуются деликатными услугами врачей со скальпелем.

Молодость – это продаваемо. Молодые, здоровые и ещё не вываливающиеся зубы украшают рекламу стоматологических клиник и зубных паст. Молодые, крепкие тела демонстрируют точёные формы с городских билбордов. Молодые ноги на пачках с колготками внушают мысль, что они такие молодые исключительно из-за капрона с микрофиброй. Молодость, вообще, товар эксклюзивный: ни остепенившимся тридцати пяти годам, ни ягодным сорока пяти, ни юбилейным пятидесяти такого уже не произвести. Поэтому и спрос большой.

Однако есть ли спрос на молодых - полноправных хозяев столь востребованного ресурса? Нужны ли городу мы, студенты, ребята и девушки от 16 до 25 лет, не как обладатели смазливых, жизнерадостных, олицетворяющих светлое будущее мордашек, а как источники новых идей – энергичные и амбициозные. В конце концов, есть ли место нам, молодым да неопытным, в тугой кадровой сетке компаний, агентств и фирм?

«Всё зависит от уровня компании и сферы её деятельности, - уверена студентка 3 курса НМСУ "Горный" Юлия Шапковская. – Промоутерские агентства, думаю, ждут молодых людей с распростёртыми объятиями. Их бы энергию да на раздачу листовок! Точки общественного питания, опять же, от студентов не откажутся. Более серьёзным компаниям учащиеся не нужны. Им выпускников подавай, да ещё и с опытом работы. А где, интересно, взять этот опыт, если студентом тебя на работу не приняли?» Сейчас Юля подрабатывает кассиром-барменом в Ледовом дворце. Туда она устроилась по знакомству. Согласно опросу, проведённому порталом для молодых специалистов CAREER.RU, при поиске работы связями пользуется каждый третий студент (34%). Как правило, такой способ исключает самые нудные и неприятные акты трудоустройства: заполнение анкет, собеседование, испытательный срок. «Работать в Ледовом очень комфортно, - говорит Юля. - График зависит от мероприятий, которые там проходят, зарплата колеблется от 500 до 2000 рублей за вечер (в зависимости от кассы), сотрудникам гарантируется питание. Это рай по сравнению с предыдущей работой в call-центре, которую я нашла сама. Работа нервная, передохнуть нельзя (перерыв на 5 минут раз в три часа), а платят копейки: 70 – 90 рублей в час».

К сожалению, реальность такова, что большинство предлагаемой работы для студентов строится именно по этой модели: работаешь много – получаешь мало. Продавец-консультант, официант, кассир, дистрибьютор - самые популярные дополнения к глаголу «требуется». Они же топовые вакансии среди молодёжи. Смена кадров здесь в режиме слайд-шоу. Ведь не каждый согласен сгорать на работе за смешные деньги. Месяц-два и пресытившийся студент снова штудирует сайт rabota.ru, заполняет анкеты и рассылает резюме. Так случилось с Анной Виноградовой, студенткой экономического факультета НМСУ "Горный": «Я работала продавцом-консультантом в магазине одежды «Adidas» два месяца. График был гибкий, как раз студенческий вариант: два полных рабочих дня с 09.00 до 22.00 (включая время на уборку зала) и два неполных, с 17.00 до 21.00. За первый месяц я получила всего семь тысяч – совершенно не устраивающую меня сумму. Мой труд стоит больше». Отметим, что в Санкт-Петербурге размер минимальной заработной платы составляет 7 300 рублей без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Получается, что Анна, продавая штаны, куртки и три полоски на кедах, заработала лишь МРОТ.

И хотелось бы заклеймить работодателя позором и назвать скупердяем, бессовестно эксплуатирующим труд молодёжи и к тому же толком за это не платящим, но нет. «Нет!»- встаёт на защиту работодателя Анастасия Перелётова. Эта студентка 4 курса факультета экономики и инвестиций ЛГУ им. Пушкина – пример того, как можно стать суперженщиной, точнее суперофицианткой, без помощи родственников с Криптона, а исключительно благодаря обаянию и целеустремлённости. За год работы в ресторане «Pizza Hut» она из новичка, провожающего клиентов до столика и следящего за порядком в туалете, стала претендентом на должность junior manager, прихватив по пути два приза по продажам и титул «Суперофициантки». Заработная плата взлетела прямо пропорционально должности – теперь Настя стабильно зарабатывает 25 тысяч рублей в месяц. «Работая в «Pizza Hut», я знакомлюсь с ресторанным бизнесом изнутри. Опыт работы официанткой, а впоследствии менеджером, вкупе с теми знаниями, которые я получаю по специальности, помогут мне воплотить мою мечту в жизнь. Очень хочу кофейню!» - делится планами на будущее девушка.

В независимости от того, какую систему поощрений и возможности карьерного роста предоставляет работодатель, совершенно ясно, что молодые сотрудники ему в сфере услуг необходимы. Эстетики ради или же экономии на медицинской страховке для, не важно. Это уже его работодательское дело.

В любом случае, такая работа для молодёжи чаще всего является преходящим способом заработать до тех пор, пока в руке не появится корочка о высшем образовании, а на голову не водрузят академическую шапочку. Тогда уже начнутся более серьёзные поиски работы – по специальности. По данным ВЦИОМа, более 60% нынешних выпускников сомневаются, что смогут сразу найти и занять такое место. Что уж говорить о студентах, которые хотят работать по специальности без заветного диплома и опыта. «Собственно, для таких учащихся и существует наш проект, - отвечает Валерия Бондаренко, организатор «Дня амбициозных талантов 2012», ежегодной студенческой биржы труда. - Для тех, кого не останавливает повсеместное нытьё, что «без опыта никто не берёт». Для тех, кто понимает, что это лишь прикрытие лени и нежелание что-либо делать. Конечно, никто не предложит студенту вакансию в компании вроде «Газпрома», но многие другие организации, определённо, заинтересованы в поиске молодых талантов». Формат этой молодёжной ярмарки труда, как считает Валерия, отличительная черта проекта. Каждая компания, которая ищет молодых сотрудников и стажёров, презентует себя перед собравшимися студентами. Также важной частью мероприятия являются мастер-классы на темы рекрутмента (процесс подбора новых сотрудников в компанию или организацию), состояния рынка труда в Санкт-Петербурге и так далее. После этого студенты сами выбирают, где они xотят провести свою летнюю практику или стажировку, а, возможно, работать, и проходят собеседование с HR-менеджерами компаний. В этом году среди потенциальных работодателей Александринский театр, сеть книжных магазинов «Буквоед», коммуникативное агентство «СОК», международные сети отелей «Park Inn» и «Radisson», ИД «Коммерсантъ» и другие.

Таким образом, уже в пятницу, 11 мая, ты можешь забить первый опорный колышек в гору будущей карьеры. Карьеры, для строительства которой предоставляют свои площадки и пиццерии, и магазины одежды, и рекламные агентства, и СМИ. Главное, хоть что-то делать. Ведь, как говорится, под лежачего студента работа не течёт.

uljana_malysheva | 10 мая 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация