Через четыре года здесь будет город-сад

12 апреля группа молодых петербургских архитекторов Oneione опубликовала новаторский для нашей страны проект полицейского участка. Весть об этом незамедлительно разнеслась по всем СМИ и блогосфере. А 13 апреля глава МВД Рашид Нургалиев заявил о продолжении реформы МВД, в рамках которой произойдёт буквализация понятия «прозрачности» полицейской системы – стены в зданиях участков сделают прозрачными, а также установят веб-камеры. Разобраться в том связано ли первое событие со вторым, не так легко. Но сейчас уже не будет ложью утверждение о том, что общество всё же влияет на власть. Это продемонстрировали нам горячий конец 2011 и не менее жаркое начало 2012 года с их всплеском гражданской активности среди молодёжи и «креативной» её части в особенности. И тут нельзя не отметить, что активность эта старательно поддерживается и по прошествии выборов, а вчерашние наблюдатели и митингующие пытаются решать проблемы страны уже на уровне города и своего района.

Создавшие же нашумевший проект архитекторы признают, что сама идея не является новой: подобные полицейские участки существуют во многих странах, в том числе в Грузии, где, как известно, уровень коррупции в последнее время значительно понизился. Александр Петунин, один из создателей проекта:

- Мы считаем, что сегодня в России самое подходящее время для реализации подобных идей. Поэтому, кстати, мы опубликовали наш проект именно сейчас, хотя картинки для него были нарисованы уже около полугода назад. Почему-то многим кажется, что воплощение этой идеи – нечто из области фантастики, однако это абсолютно реально, но зависит от конечного решения исполнительной власти.

Судя по всему, исполнительная власть проект пока не одобрила – по признанию Александра Петунина за помощью в его реализации к ним пока никто не обращался. А в пресс-службе комитета по строительству Санкт-Петербурга ответили, что их специалистам "идея показалась интересной, однако речь о её внедрении пока не идёт". Однако бесспорно, что даже при условии принятия окончательного решения о реорганизации полицейских участков возникнет ряд вопросов. В первую очередь – проблема облика города: вписать подобные здания в ансамбли исторических районов Петербурга будет крайне сложно. Кстати, сами архитекторы Oneione в этом проблемы не видят; более того, заявляют, что проект не просто не противоречит облику Петербурга, но и является универсальным для всей страны. Второй острый вопрос – финансирование. Понятно, что подобная реформа потребует немалых средств. Отчасти именно это стало причиной неприятия идеи молодыми сотрудниками правоохранительных органов. Александр Абрамов, следователь:

- По моему мнению, если уж деньги девать некуда, то пусть лучше подростковые кружки открывают, чтобы дети не шатались по дворам с «Ягуарами» и «Ред девилами». И вообще я считаю, что это полнейший бред. Существует множество элементов следственной работы, при выполнении которых присутствие посторонних нежелательно, тем более что нарушается тайна следствия. Это правда, что у многих сотрудников полиции крышу сорвало в последнее время, но что касается меня и моих друзей, с кем я не так давно учился, мы не понимаем ни тех, кто избивает у себя в отделах, пытаясь "выбить" показания, ни тех, кто садится в "дупель" пьяным за руль, а потом сбивает на смерть прохожих! Видимо нас воспитывали по-другому, поэтому мы и без прозрачных стен соблюдаем правила полицейской этики.

Неоднозначную оценку проекту дают другие архитекторы – Екатерина Беляева и Александр Келых:

- Молодым архитекторам - приоритет и зеленый свет во всех начинаниях, а "ленпроектовская школа" пусть останется только в качестве рабочих чертежей. Пресловутый "Петербургский стиль" тормозит поступательное развитие архитектуры в городе, и в результате Нижний Новгород по количеству оригинальных объектов обогнал Северную столицу ещё 10-15 лет назад, что не может не вызывать беспокойство у сознательной архитектурной общественности. Даже спальные районы, в которых можно строить что угодно, застраиваются скучными этажерками,немногим отличающимися от панельного домостроения советского времени. Такое ощущение, что к социальному жилью архитектора вообще не подпускают, - считает Александр Келых, главный специалист комитета по культуре и градостроительству Ленинградской области, - Молодым архитекторам трудно подвинуть "генералов архитектуры", но время работает на нас. Нужно участвовать в конкурсах, печататься в журналах, пропагандировать современные материалы, особенно стекло и металл, принуждать малокультурных строителей выполнять качественные детали и верить, что наступят перемены, и Петербург подтвердит свое право на страницу в современном европейском архитектурном наследии.

Прямо противоположное мнение высказывает Екатерина Беляева:

- Метафорический замысел сам по себе удачен. В остальном же в этом торговом павильончике нет ничего привлекательного, а уж тем более - вписывающегося в ансамбль города. Геометрия формы банальна, и при том, что здание маленькое, это обрекает задумку на полный эстетический провал, делая похожим на автосалон где-нибудь на Пулковском шоссе.

Но несмотря на столь критичные комментарии разных сторон, у проекта есть очевидный плюс: он провоцирует обсуждение, а, значит, - неравнодушие социума. Кстати, макет прозрачного полицейского участка – не единственный «социальный» проект архитекторов Oneione. «Человеческие» автобусные остановки, преобразование пешеходных зон и переустройство дворовых пространств – все эти проекты сейчас тщательно разрабатываются архитекторами, отказавшимися, правда, рассказывать о них подробно, видимо, потому что они ещё не готовы. «Разрешать социальные проблемы средствами архитектуры и дизайна» - одна из главных целей, заявленных молодыми инноваторами. Так что на примере архитекторов видно, что так называемый «креативный» класс, а точнее - молодая его часть, всерьёз занялся решением проблем социально-политических. И если всего пару лет назад интересоваться «социалочкой» было как-то не модно и не cool, то сейчас всё скорее наоборот. Подтверждается это и тем, что бывшие наблюдатели, среди которых множество людей молодых, организуются в сплочённые сообщества в своих районах, пытаясь решать ранее казавшиеся мелкими и недостойными внимания проблемы; тем, что растёт количество организаций, которые от политического общего переходят к социальному частному городского или – трудно поверить! – даже районного масштаба. Что ж, возможно именно благодаря сегодняшним двадцатипятилетним «через четыре года здесь будет город-сад» с благоустроенными дворами, полицейскими – воплощениями образа дяди Стёпы, с удовольствием работающими на виду у восторженной публики, и честными чиновниками. А также со всенародно выбранным губернатором.

novgorodovaanna | 11 мая 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация