Художник повернулся к стене

Сегодня почти каждый способен создать свое произведение искусства. Пусть это будет хендмейд из подручных материалов, креативное фото мыльницей или капли краски на стекле и тому подобное. Но профессионализм настоящих мастеров, притом еще талантливых, всегда будет выгодно оттенять любителей-самоучек.

Янина Болдырева, 25-летняя художница готова за искусством полезть на стену. В прямом смысле. Рисовать на стенах и заборах – тоже теперь современный арт-дизайн. Молодая девушка, закончив государственную архитектурно-художественную академию Новосибирска, начала делать авторские работы в стиле паблик-арт. Сейчас в своем родном городе она является одним из организаторов творческой группы «Людистен».

-Кругом современное искусство, к чему не прикоснись. Какую нишу занимает «Людистен» в арт-пространстве?

- «Людистен» - это группа художников-монументалистов, главной целью которой является внедрение современного искусства в общественную среду. Мы можем что угодно покрасить: забор, гараж, стену многоэтажного дома, но это художественная роспись, а не декоративная работа с пространством!

-То есть это не граффити?

-Мы не граффитисты ни по технике, ни по подходу. Мы пишем акрилом и не используем баллончики с краской. И вообще граффити часто не вписываются в архитектурную среду, в то время как мы своей росписью наоборот её стараемся подчеркнуть и сделать цельной с окружающим пространством. Обязательно учитывается и контекст улицы, и расстояние от росписи до смотрящего. Что касается различия в идеях, то нам важны скорее художественные идеи, нежели стиль исполнения. Нам интересно экспериментировать. То, что мы делаем – самобытно, на мой взгляд.

- В чем же выражается эта самобытность?

- В моем новом направлении есть и игра масштаба, работа с объёмом, и мощная философия. Ты как бы входишь в диалог с реальностью, и она бескомпромиссна: у неё нет альтернатив. Вот стена: она такая, как есть, и другой не будет. Есть люди, они тоже своего рода стены, даже бывают еще больше непробиваемы. И тут ты начинаешь что-то делать со всеми ними - и они преображаются, реагируют. Интересна и своя собственная борьба с пространством. Вернее, его освоение. Результатом оказывается даже не высказывание идеи, а ощущение, что ты не просто что-то показал людям, а как бы сделал что-то принадлежащим себе, укротил пространство. Это забавно и заставляет по- другому подходить к жизни: внутреннее Я раскрепощается и выталкивается наружу.

- Интересно - то интересно, а вот это дело приносит доход или только эстетическую удовлетворенность?

- Это и авторская художественная деятельность, и, надеюсь, дело, приносящее доход,поскольку это делается в контексте с общественным пространством. До этого я думала зарабатывать декором, но что-то мне показалось это совсем скучным и бесполезным. Так как часто художнику часто приходится выбирать между собственными художественными предпочтениями и желаниями заказчика. И этот выбор всегда болезненный: либо для одного, либо для другого. Чтобы добиваться компромиссов, надо очень много сломать копьев. Результат не гарантирован обычно, так как участвуют две стороны - заказчик и исполнитель. Декор дал мне хороший опыт работы со стенами разных масштабов, но с монументальным искусством это все равно не сравнится.

-Деньги деньгами, а как же искусство для искусства?

- Есть такое. Я со своей группой делаю самостоятельные художественные проекты, перформансы, акции без какой-либо коммерческой составляющей. Просто потому, что нам это интересно и нам есть что показать. В России - это эксперимент, пока всё на стадии зарождения.

Этой зимой у нас был перфоманс "сказал "А"!", который длился 5 дней на стене площадью 120 м2. Идея была не просто создать монументальную картину, а отснять весь процесс многократного превращения образов и смонтировать из этого фильм. Сначала были слова, потом из них появились люди, которые в свою очередь начали что-то говорить, и это что-то стало менять их самих. Такая вот визуальная трансформация, напоминающая комикс.

- А ты сама что мечтаешь расписать? Стены Кремля или что-то родное - свой подъезд?

-Стены Кремля, конечно, хочется расписать, чтобы разрушить устоявшийся образ, но это не главная задача художника. Ломать - не строить. Хотя, очень хотелось бы преобразовать местный памятник Ленину, покрасить его в розовый, например. А то надоела его «соцвыправка». Стены подъезда, вернее – ЦТП (центральный тепловой пункт- примеч. автора), я уже расписала. Мечтаю поучаствовать в проектах с интересной современной архитектурой, но помимо этого преобразовывать старые здания, давать им новую жизнь и новый статус - уникального носителя художественного послания.

- К слову о художественном послании. Твоя группа и в Петербурге успела отметиться. Как тебе питерские стены?

- Да, там полно приятных зданий. Но парадокс в том, что они, как правило, защищаются законом от всяких преобразований, так что можно только ходить и облизываться. Вообще старый фонд в Питере парадоксален. Это огромный неосвоенный пласт для стрит-арта, но в то же время, уважение к этой старине уже внутри головы художника вызывает какие-то противоречия: стоит трогать или нет. Особенно у меня! Ведь в Новосибирске нет подобной красоты, и ценность её для меня в разы превышает её ценность для местных обитателей.

-При работе ты часто сталкиваешься с мнением: "Малюют, а что малюют?"

-К сожалению, очень мало людей понимают даже простые образы, стилизацию. Сталкиваешься чаще всего с такими пожеланиями: «машину бы нарисовали, БМВ, «Ну, погоди!», Чебурашку, берёзки...Люди мыслят ещё советскими образами монументального искусства, увиденного на стенах детского сада, заботливо нарисованного завхозом. И я не уверена, что это у них скоро выветрится из головы. Но и потакать этому не надо! Иначе так можно просто сгнить в болоте чебурашек в берёзовых лесах.

-А можно потакать скандальным творениям «Войны»? На твой взгляд, ребята – креативщики или сумасшедшие идиоты?

- Участники «Войны» уж точно не сумасшедшие и не идиоты. Но и креаторами их назвать можно с натяжкой. Я думаю, это симуляция искусства, а также политического протеста, но весьма пафосная и наглая. Меня умиляют люди, которые отмечают тонкие интеллектуальные посылы и высокую гражданскую позицию ребят из «Войны». Тут надо разобраться в том, как она себя позиционирует.

Полно людей, которые делают искусство и не называют это искусством, и, тем не менее, интересны. Тут обратная ситуация: ребята всячески подчёркивают, что их работы – это и есть новое современное искусство. Если им так приятно, то пусть так и будет. Но сама суть от этого не меняется. Своим призывом «а вам слабо?» они ничего нового не открыли. Но с другой стороны, мне даже нравится, что они провокационны. Это вызывает реакцию, а общество начинает шевелиться. Хотя, это всё выглядит жалко на фоне унылой массы, абсолютно равнодушно – усталых людей как со стороны верхов, так и низов. А то, что этому придаются масштабы политической борьбы, что ж, значит такая у нас политическая борьба в стране, как и сама политика - симулятивная.

-Что из себя в таком случае представляет стрит-арт Агон Ноги, чьи постеры с надписями украшают городские стены Петербурга?

- Это очень милый стёб, правда, не всегда смешной. Но, видимо, так и задумывалось изначально. В целом, явление понятное, а от того уже не очень интересное. Этому проекту нужно развитие, можно сделать, к примеру, из этого игру из надписей: в разных частях города разбросать слова из одной фразы. Собери их все- и поймёшь что-то очень важное…Много всего можно придумать ещё, но посыл хороший. Это такое выражение абсурдной, но емкой мысли, собранной из всего того бреда, что нас окружает.

-Хорошо, роспись стен - искусство, а какое место занимают в твоей жизни остальные его виды - кино и литература?

-В юности я была фанатом Бродского. Мне до сих пор кажется, что это самое мощное явление в русской поэзии, а возможно, и в русской литературе. Вообще, я неравнодушна к стихам. Читать, правда, могу только русских авторов. Недостаточно знания языка, что ли, чтобы наслаждаться тонкостями англоязычной поэзии.

Из прозы нравится Достоевский, Платонов, Набоков, Довлатов, С.Лем, Хармс, (и как поэт тоже), Кафка, Картасар. Пьесы М.Макдонаха - последнее, что меня зацепило. Вообще давно художку не читаю, всё больше научные и искусствоведческие статьи. С удовольствием бы почитала что-то из современной литературы, но как-то не могу найти умных и красивых авторов, надо копать в этой области, а времени нет. Из фильмов мне очень нравится «Иллюзионист» Стеллинга. А так все стандартно: арт-хауз и классика. Бергман, Вермердам, Гилиам, Тарковский, Бертолучи, Филини, Гринуэй, Кобрин, Кустурица, Ходоровски, список можно продолжать и продолжать.

-Сейчас любить арт-хауз и классику- значит быть как все. Если все так, то ты тогда ничем не отличаешься от общей массы…

-Перечисление авторов книг и фильмов - это всё опознавательные знаки, которые просто дают понять, что такой выбор делает человек адекватный, но вот что он думает по поводу тех или других - это и есть знак отличия. А не список из имён.

-Как ты вообще относишься к тому, что на смену «поколению П» пришло поколение, назовем его условно – «I»- internet, ipad, iphone, icq? К какому ты себя поколению относишь? Или привыкла к традиционному телевизору и жвачке?

-Поколения «П», «Р», «И» и.т.д - это всё художественные образы, не статистический же анализ. Моё поколение привыкло к телеку в детстве, в котором такие красочные и разнообразные картинки, а в реальности – полная разруха. Сейчас произошёл переход масс из телека в интернет. Стало ещё интереснее, но, по сути, ничего не изменилось. Я думаю, рожденные в 90х ещё не вышли из детства. Они по-прежнему живут в сказке (сейчас это интернет) и мирятся с тяжёлой реальностью. Для них это две разных жизни. Я вообще редко так грубо обобщаю людей. Это просто черта, характерная для этих людей, но не обязательная для всех остальных.

-Вот ты как художник работаешь все время с цветом. А что насчет «политического колора»: движения белых, зеленых? Ты бы вышла на митинг в поддержку какой-нибудь группы?

- Мне близка демократия и либерализм. Цвет демократии… она мультицветная или бесцветная. Красить всё в один политический цвет – белый или красный - я не хочу. Скучно.

Екатерина ПЛОТНИКОВА

unique | 6 мая 2011
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация