Поэт без толпы

Площадь Искусств. У памятника Пушкину стоит худощавый молодой человек с взъерошенными русыми волосами и пронзительно голубыми глазами. Петербургские литературоведы считают 21-летнего Артема Суслова надеждой современной литературы. Он написал несколько десятков стихов, которые пока что можно прочитать лишь на двух-трех сайтах в Интернете. Но Артем не гонится за славой, ему гораздо важнее выразить свое мнение и не быть равнодушным.

Капля воды в пожар

-Артем, ты со своими друзьями-поэтами из арт-клуба «Болт» часто устраиваешь выступления на актуальные темы. Одно из последних – поэтический фестиваль против военной операции в Ливии. Как возникла идея его провести?

-Долгое время существовала монументальная традиция, согласно которой творческая интеллигенция высказывалась против войн, ущемления прав человека. Такие поэты-гуманисты, как Федерико Гарсия Лорка, Джон Леннон и другие, не боялись выступить против того, что они считали несправедливым. Сейчас наступила пора равнодушия, и я решил попытаться возродить гуманистическую традицию протестных поэтических выступлений.

Я и еще несколько ребят собрались у генерального консульства США и читали стихи поэтов-гуманистов о смерти и ужасах войны. Эта акция была направлена не против конкретных государств, а против войны в целом. Наша цель – заставить людей задуматься о том, что происходит в мире.

–Ты также был одним из организаторов концерта в поддержку пострадавших от землетрясения в Японии, который прошел в конце марта в СПбГУ. Почему ты не остался в стороне?

-Меня поразило, что у нас в городе много говорили об этой трагедии, но никто ничего не делал, чтобы помочь людям. Я познакомился с Дмитрием Юрковым - создателем сайта Helping Japan. Этот человек провел детство в Японии и неравнодушен к проблемам этой страны.

Поскольку я уже несколько лет занимаюсь организацией концертов, я предложил ему провести благотворительный концерт. За две недели нам удалось подготовить впечатляющее представление. В СПбГУ выступили Елена Образцова, Диана Вишнева, Олег Басилашвили. Я с поэтами из клуба «Болт» читал стихи. Наша задача была не только в сборе средств, но и в привлечении внимания к случившемуся. Это была капля воды в пожар. Но по капельке собирается одно ведро воды, потом второе, третье, и ими уже можно попытаться потушить огонь.

-Ты сказал, что занимаешься организацией концертов. Это твое хобби или профессия?

-Я учусь в Университете культуры и искусств (СПбГУКИ) по специальности «арт-менеджмент» и работаю концертным промоутером – устраиваю концерты, то есть договариваюсь с артистами, хозяевами концертных площадок, ищу финансирование. Организация концертов – это бизнес, способ заработка денег, поэтому иногда нужно преодолевать себя. Например, мне приходится иметь дело с представителями поп-музыки, которая мне совсем не нравится.

Но от организации поэтических акций и этого благотворительного концерта я не получил денег, вход на эти мероприятия свободный. Мне иногда говорят: «Вы, Артем – лицемер, вы пиаритесь на акциях, и то, что делаете, вы делаете во благо себе». Я отвечаю: «Давайте, поспорьте со мной, сделайте больше того, что я делаю». Я знаю очень мало людей, которые неравнодушны и способны провести подобные мероприятия бескорыстно.

-Ты упомянул о том, что тебе приходится работать с исполнителями поп-музыки. Но ведь в 2005 году ты основал общественное движение «ПОП-революция», направленное против этого музыкального стиля. Ты перестал бороться с попсой?

- Да, сейчас я перестал так жестко выступать против попсы. Наше движение уже не проводит такие эпатажные акции, как раньше. Несколько лет назад, например, мы устроили похороны современного искусства – на время закопали меня в землю. Мы проводили митинги против попсы с участием Юрия Шевчука, Михаила Новицкого, других рок-музыкантов. И СМИ сразу окрестили наше движение рокерами. Хотя изначально наша идея была – уравнять все жанры и форматы, показать молодежи свободу выбора. Я думаю, что с попсой можно уже не бороться – она сама отмирает. Я не вижу замены опытным поп-исполнителям, которые уходят со сцены.

-Приостановлен и другой проект с твоим участием – передача «Битва поэтов» на канале «100 ТВ». Почему?

-Проект действительно приостановлен в середине прошлого года. Старые выпуски передачи есть на сайте телеканала. Вообще эта программа появилась благодаря режиссеру Александру Сокурову. Я с Александром Николаевичем познакомился на одном из митингов против строительства «Охта-центра». Вскоре у нас с ним появилась идея создать передачу о молодых поэтах, первый выпуск вышел в конце 2008 года.

В программе два поэта по очереди читают написанные ими стихи, обсуждают их с ведущим. Конечно, перед телекамерами, в таком быстром, жестком, неглубоком обсуждении сложно выразить себя на сто процентов. Но у поэтов все же появлялась возможность показать свою позицию. Не случайно передача «Битва поэтов» недавно получила премию «ТЭФИ-Регион». Но будущее проекта пока неясно: Александр Николаевич, который был заинтересован в программе, больше не сотрудничает с каналом.

Герой своего романа

-Перейдем от твоей бурной общественной деятельности к творчеству. Когда ты написал свое первое стихотворение?

-Я стал серьезно заниматься литературой в 10 лет. Начал я не со стихов, а со шпионских романов, причем очень фантасмагоричных. Стихи я стал сочинять позднее, в 16 лет. Я взял в руки тетрадь и ручку, потому что хотел славы и известности. Потом я понял, что это не главное, начал осознавать, что есть другие ценности.

-Какие именно ценности?

-Наверное, дух самой поэзии, поиск своего стиля в речи. Ощущение себя как поэта появилось у меня где-то в 17 лет. Это было связано с написанием поэмы «Она + Она». Поэма посвящена моей трагически погибшей знакомой, ее отношениям с другой девушкой. Это мое произведение более осмысленно, чем предыдущие, наполнено образами.

-Среди твоих стихов любовная лирика занимает особенное место. Причем ты пишешь о традиционной несчастной любви, о невозможности соединиться. А любовь поэта вообще может быть счастливой?

-Думаю, что может. Не поверишь, но я иногда читаю свои стихи, и я сам в шоке. Читатель ошибается, думая, что автор обязательно переживает то, что описывается в стихах. В некоторых моих произведениях встречаются страшные сцены, но это не значит, что я все это пережил. Чувства настоящие, но события придуманы, образы рождаются сами собой.

-Чье мнение о твоих произведения для тебя более важно: читателей или литературных критиков?

-Конечно, для меня важно мнение читателей. Но их реакцию сложно проконтролировать. Читатели живут отдельно от автора. Они читают его стихи, рассказы, романы, когда хотят.

Мнение литературных критиков для меня не менее значительно. Чтобы писать качественно, красиво, интересно и адекватно моему уровню грамотности и мастерства, мне нужна оценка критиков. Таких, как Евгений Евтушенко, Виктор Топоров, Виктор Соснора.

Когда я пишу поэтическое произведение, я размышляю, сможет ли в принципе замечательная певица Елена Камбурова спеть песни на мои стихи или нет. Если сможет, значит, стихи хорошие.

-Если у тебя наступает творческий кризис, как ты с ним справляешься?

-Сижу, нервничаю, злюсь. Пишу плохо или хорошо, или выграниваю. Хотя мне кажется, что творческий кризис – это миф, придуманный некоторыми людьми, чтобы плакаться и причитать: «Ну, я же гений, просто у меня сейчас кризис. Принесите мне, пожалуйста, апельсинов и денег». Я думаю, что жалобы на кризис – это проявление эгоизма.

Когда у меня не получается подобрать нужную рифму, я не жалуюсь, я буквально впиваюсь в поэзию. Сначала я словно хватаю воздух и не могу ощутить ее. Потому рука как будто на что-то натыкается, и все начинает получаться, рифма приходит в голову.

-Над чем ты сейчас работаешь?

-Сейчас я пишу циклы стихов, посвященных известным людям – Людмиле Гурченко, Елене Образцовой, Александру Сокурову. Возможно, скоро начну работу над сценарием к фильму «Лолита» по роману Владимира Набокова. Планируется, что съемки фильма будут проходить в Петербурге.

Я считаю себя, прежде всего, поэтом, но за последние годы я написал несколько рассказов. А в конце мая будет издан мой дебютный роман «Богословение памятью». Ожидается несколько тиражей по 200-300 экземпляров. Отрывки из романа можно уже сейчас найти в Интернете, полная версия появится только в печатном виде. Так пожелал издатель.

-А сборник своих стихов ты собираешься издать?

-Сегодня издать свою книгу, не потратив при этом ни копейки своих денег, очень тяжело. Чтобы найти издателя, нужно пройти через множество унижений. Зарабатывать поэзией сегодня могут лишь единицы. У меня было несколько неудачных попыток издать стихи, пока что я выкладываю их в Интернет. Может быть, снова попробую издать сборник стихов года через два.

-Главный герой романа «Богословение памятью» Антон Плотников – скульптор, пытающийся выразить себя с помощью эпатажных поступков. Ты не скрываешь, что роман автобиографический. Можно ли полностью отождествлять тебя с главным героем?

-Антон – это собирательный образ. В нем есть и черты знакомых мне людей, и мои черты. Например, я в детстве, как и Антон, занимался лепкой из пластилина, но потом сделал выбор в пользу литературы.

-В одной из глав романа ты рисуешь образ русского народа, не помнящего родства, погрязшего в карьеризме, жадности и эгоизме. По-твоему, это портрет современного общества?

-Пока нет. Но мы можем стать такими, если забудем о наших культурных ценностях, будем думать только о себе. Это приведет наше общество к краху.

-Но ведь каждому человеку в той или иной мере присущ эгоизм. Как ты сам его преодолеваешь?

-Я думаю об этом постоянно. Я заметил, что иногда литературное творчество помогает мне бороться с эгоизмом, а иногда – мешает.

Ксения Быстрицкая

ksenija_bystrickaja | 2 мая 2011
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация