Молодые в бизнесе. Есть ли шансы на успех?

Весной 2007 года Юрий Лифшиц защитил кандидатскую диссертацию по теоретической информатике на математико-механическом факультете СПбГУ. Затем переехал в штаты, где с сентября 2007 по сентябрь 2008 был постдоком в Калифорнийском технологическом институте (Лос-Анжелес). С октября 2008 работал научным сотрудником Yahoo! Labs (Сан-Франциско). Но два месяца назад, в марте этого года, он закрыл аренду квартиры, продал машину, уволился из Yahoo! и вернулся в Петербург. Ему 27, он уже успел запустить несколько интернет-проектов и написать в своем блоге: «Я мечтаю построить бизнес для мирового рынка, создающий рабочие места в России и платящий налоги в наш бюджет». Пожалуй, на фоне разговоров о новой волне эмиграции, это хороший знак. Сегодня вернуться из Америки на Родину – шаг смелый. Но главное, для нас эта новость звучит обнадеживающе: значит, в России можно делать бизнес?

Последнее время стало как-то принято ругать существующие программы поддержки малого предпринимательства. Однако сами молодые предприниматели думают по-другому: почти в один голос они твердят, что, если идея отличная, если бизнес-план продуман и все в нем учтено, то можно справиться и без поддержки. «Потому что те, кто ясно представляет себе, чем хочет заниматься, идет и делает, -- считает Михаил Миронов, аспирант МЭСИ, вице-президент по внешним связям AIESEC России (организация, занимающаяся международными стажировками). -- Недостаток опыта и денег их, как правило, не очень смущает».

«Конечно, если идея востребована рынком и имеет горизонт окупаемости в пределах 1-4 лет, то нужно начинать, не дожидаясь господдержки. Поддержка будет не лишней, но в большинстве случаев нужна не финансовая поддержка, -- уточняет Юрий Лифшиц. -- Для развития электронной коммерции и интернета, например, нужна хорошая работа таможни, простота в налогообложении малого бизнеса, адекватная работа почты, разумное регулирование сектора электронных платежей, массовое внедрение кредитных карт». Кроме того, Юрий отмечает положительное влияние бизнес-инкубаторов, которые не только предоставляют аренду помещений на льготных условиях, но и предлагают разнообразные образовательные программы и юридическую помощь, помогают молодым предпринимателям найти единомышленников и инвесторов.

В то же время велико число тех, кто о программах поддержки знает, но не доверяет им: «Знаю, что есть какие-то кредиты на развитие малого бизнеса, но почему-то это все кажется каким-то смутным и непонятным, ну и как-то страшновато за все это браться! -- признается Ольга Грачева, один из основателей бренда дизайнерской одежды kazymov_gracheva (в бизнесе она с 2008 года, в ближайшем будущем собирается расширяться и выходить на европейский рынок). -- Безусловно, периодически возникают свои сложности, но мы стараемся их как-то мобильно решать, искать новые пути, новые выходы, чтобы двигаться дальше. Но главное, что мы хотим этим заниматься, и находим для этого любые решения, чтобы идти вперед и выходить на новый уровень».

«В других странах государство субсидирует начинающих бизнесменов, дает им льготы, избавляет от налогов на первые несколько лет. У нас этого ничего нет. А те программы, что есть -- бессмысленны и неэффективны, – категорично заявляет Андрей Шарков, в 24 ставший лучшим предпринимателем Петербурга, а в 26 – основателем уже трех успешных компаний (Shokoladka, Shokobox и Ballchair). -- Но даже если бы они были на ином качественном уровне, то, возможно, они все равно не работали бы. В стране нет широкого предпринимательского движения. Нет положительного образа предпринимателя, нет идеала независимого человека, который сам пробивает себе дорогу в жизнь. Идеалы другие, – считает Андрей. -- Мне кажется, что государство как раз и должно работать над этим вопросом – создавать такой образ. Тогда и люди потянутся, начнут пробовать».

«Безусловно, пропаганда предпринимательства в Америке шире, -- осторожно соглашается Юрий Лифшиц, -- но мы подтягиваемся понемногу». Его слова подтверждает и Михаил Миронов, вице-президент по внешним связям AIESEC России: «В последнее время часто, говоря с ребятами об их дальнейших планах, я слышу, что они сначала хотят набраться опыта, поработав в России, за рубежом (причем не год-два, а больше), а потом думают о том, чтобы делать свое дело. Перспектива своего дела для многих становится актуальной». Михаил приводит в пример стажера, который, поработав за границей, увидел там идею для собственного бизнеса, приехал обратно в Россию, собрал команду и реализовал ее. Он проходил стажировку в компании, которая занималась производством ламп для проекторов, помогал искать дистрибьюторов в России. Оказалось, что в России таковых практически нет. Вот он и нашел свою нишу и теперь успешно занимается поставками ламп.

«Ничего не мешает развитию малого предпринимательства, – утверждает Андрей Шарков. -- Законы в нашей стране далеко не совершенны, но их достаточно, чтобы работать и зарабатывать. Налоговая система гуманная, в особенности для малого бизнеса. Бандитов нет. Что еще нужно для того, чтобы начать свое дело?»

Разумеется, нужна хорошая идея. Если идея стоящая, то все получится. Если не все получается – нужно в идее что-то поменять, стратегию изменить. Сам Андрей уже в 19 лет открыл студию дизайна, а в 21 – производство корпоративного шоколада под брендом Shokoladka. Во время кризиса переориентировал своих менеджеров на продажу шоколада с дизайнерской упаковкой для частных клиентов – так появилась компания Shokobox. После выпуска «Сладкого кусочка бюджета» для Навального производство шоколада приобрело такую популярность, что сайт, где его можно купить, упал от наплыва посетителей. Параллельно с этим Андрей сейчас работает над продвижением интернет-магазина дизайнерских кресел. Это и есть бизнес.

«Тот, кто ноет, что не получает достаточной поддержки со стороны государства, скорее всего либо ничего не пробовал делать, либо пробовал недостаточно, либо сдался при первых неудачах, либо просто идиот и бездарь, – уверен Андрей Шарков. -- Во всем мире происходит естественных отбор -- выживают менее 10% создаваемых компаний, это нормально, это не повод сдаваться».

Есть ли у молодых шансы на успех в бизнесе? «Шансы есть, -- уверяет и Юрий Лифшиц, променяв Сан-Франциско на Петербург, -- в России можно делать бизнес. А сложности есть везде».

Юлия Дергаева

dergaeva | 10 мая 2011
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация