Еще двадцать, десять лет назад в политике были готовы видеть только взрослых, 30-40-летних людей в строгих фирменных костюмах, с дипломатами, с легкой сединой на висках. Нельзя сказать, что после празднования миллениума что-то внезапно и резко изменилось. Но все же в этой сфере теперь ждут не только уже состоявшихся людей в возрасте, но и тех, кто младше двадцати пяти. Какую же все-таки роль молодые играют в политической жизни государства?
Люди в возрасте от шестнадцати до тридцати, официально считающиеся молодежью, долгое время воспринимались государством, как еще одна группа льготников и нуждающихся, на которых нужно тратить бюджетные деньги. Вся молодежная политика государства заключалась в том, чтобы провести запланированные мероприятия, выделить новые средства на стипендии и какие-то социальные проекты, в общем – чтобы утихомирить социально активную часть молодежи и их родителей. Но в последнее время ситуация начала несколько меняться: теперь эта социальная группа стала приобретать такие права, которые, фактически, включают ее во многие политические процессы, дают реальную возможность самореализовываться, предлагать, а иногда и требовать. И доступ к этому правовому Эльдорадо дает в первую очередь членство в молодежных политических организациях.
На сегодняшний день их существует великое множество на любой вкус: от откровенно проправительственной «Молодой Гвардии Единой России» до столь же откровенно оппозиционных националистических организаций этнического толка и лимоновцев. А при этом еще есть промежуточные стадии вроде тех же кремлевских «Наших» или молодежного актива «Яблока» и ЛДПР. И такое многообразие создает для молодых людей некий парадокс: вроде бы можешь выбрать, что хочешь, а выбираешь все равно из одного и того же. Ведь вопрос только в том, кто в итоге поведет их на шлейке: собственные волеизъявления далеко не всегда в почете в строю подобных молодежных организаций. Особенно если они как-то противоречат воле «верховного пантеона». «Сегодня же выбор такой: насильственно пойти в организацию власти, потому что это выгодно, либо столкнуться с тем, что у остальных мало ресурсов для работы и самореализации. Это не выбор» - так говорил в 2008-ом году Павел Щербаков в своем обращении во время «Круглого стола» в Госдуме. И с тех пор, как ни прискорбно, ничто не изменилось.
Таким образом, наша молодежь оказывается в довольно нелепом положении. Единственный путь к шансу воспользоваться своими политическими правами – лежит через молодежную организацию. Попадая в нее, они приобретают возможность, но не могут ее реализовать из-за жестких внутренних условий. «Туда идут энергичные ребята, которые искренне хотят что-то изменить. Но результат их акций, шествий, митингов и подготовки к ним один: они учатся вести интриги и подсиживать друг друга. В общем, все эти кружки - школы выживания и борьбы за власть» - так охарактеризовала ситуацию с молодежными организациями Валерия Федосина, глава одного из отделений студенческого профсоюза СПбГУ.
Однако, можно ли сказать, что сама молодежь совершенно не виновата в сложившейся проблемной ситуации? Согласно многочисленным опросам почти 70% взрослого населения России считает необходимым участие молодежи в политических процессах. А ведь очень малый процент молодежи, менее 15%, реально заинтересован в этой сфере и принимает в ней активное участие. Поражает также несоответствие образа политически активного молодого человека и его реального облика. Большая часть россиян, согласно опросу фонда «Общественное мнение», считает, что члены молодежных организаций – «учащиеся вузов и институтов, умные, инициативные парни и девушки, патриоты своей страны». А в реальности многие из них обладают вопиющей безграмотностью, путают Ельцина с Черномырдиным и слабо помнят даже манифест собственного объединения.
Не удивительно, что из такого малоинформированного и в общем-то не особо интересующегося слоя населения не трудно слепить любое угодное мастеру поделие. Молодые люди с одинаковым огнем в глазах несут и красные знамена коммунистических организаций, и белые полотнища единороссов. Их все активнее зазывают под разнообразные флаги, пользуясь листовками, четкими, легко запоминающимися лозунгами, «цепляющей» социальной рекламой, а иногда – и просто перспективой принадлежности к какой-либо реальной силе. «Молодежь - мощный политический ресурс, но слабоуправляемый, поэтому пытаются создать "карманную", "правильно" думающую массу молодых людей, предлагая перспективу социального лифта.» - комментирует эти процессы Павел Гурушкин, кандидат политологических наук.
Но это все – лишь симптомы. Корень всех зол российской молодежной политики кроется, во-первых, в необразованности самой молодежи, а во-вторых – в ее инертности. Большинство молодых людей либо слепо доверяет тем, кто у власти, мол, «Они там, наверху, сами разберутся!», либо уже опустило руки. Ощущение безнадежности текущей ситуации – один из самых жестоких и угнетающих бичей современных молодых людей. «Самое большое препятствие на пути участия молодежи в политике - неверие в способность реально повлиять на ситуацию» - делится своим мнением Александр Сунгуров, президент петербургского гуманитарно-политологического центра «СТРАТЕГИЯ», - «Но при этом помогает пример старших товарищей, а также убежденность в необходимости личного участия в изменениях».
И действительно, как от любого яда существует противоядие, так и от невежественности и ведомости есть вполне действенные средства. В первую очередь это, безусловно, грамотная работа правительства с молодежью, а во вторую – качественное образование в школах и вузах.
С первым все, в принципе, ясно, а вот со второй панацеей возникает больше сложностей. К большому сожалению как преподавателей, так и, как ни странно, учеников и студентов, из школьной и университетской программы стремительно исчезают многие важные предметы. А те, что остаются, в результате реформы образования оказываются в бедственном положении из-за нищенского количества отведенных на них часов. Складывается такое ощущение, что тем, кто сейчас находится в правительстве, выгодно, чтобы наши дети росли неграмотными, неспособными разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо».
Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на множество бед и провалов в молодежной политике России, роль молодых в политической сфере с нулевых годов значительно выросла и продолжает расти. Те проблемы, с которыми сталкивается поколение восьмидесятых и девяностых – отчасти, их собственная вина, потому что многие сознательно выбирают курс «по течению». Но нельзя забывать и о постоянном давлении государства, о несовершенности молодежных организаций. Выходы из этой ситуации есть, но они потребуют времени и сил. И большая часть ответственности за их реализацию лежит по-прежнему на взрослых.
Екатерина Скобицкая
lienariti@mail.ru