Сагаева Дария "Молодежные субкультуры – протест или конформизм?"

Сагаева Дария "Молодежные субкультуры – протест или конформизм?"

«Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе», - писал И.С. Тургенев. О, если бы он знал, что его слова пройдут через века, не исказившись в своей сути ни на йоту!

Позвольте представиться. Я – металлистка.

Нет, не стоит кричать мне в спину глупостей. Не стоит спрашивать, как же я «докатилась до такой жизни». Не надо мне рассказывать о том, что это у меня возрастное, навеянное модой и «пройдет». И, пожалуйста, не надо бросаться во всеуслышание разоблачать мнимую пустоту и разрушительное воздействие неформальных течений на человека. Не берусь судить о воздействии неформальных течений на вас, но свою жизнь я посвящаю Созиданию, а не разрушению, вопреки стереотипам, сложившимся о моей субкультуре.

Очень жаль, что нас, неформалов, судят по не самым лучшим нашим представителям. Увидели на улице безвкусно одетую и дурно накрашенную «готессу», столкнулись в подземном переходе с пьяными «металлистами», вопящими Цоя под расстроенную гитару, услыхали где-то про «эмо», спрыгнувшего с крыши, – и все, записали нас врагами прогрессивного человечества.

Очень жаль, когда люди не понимают, что «неформальность» ныне превратилось… в моду. Модно стало быть не таким, как все. Но делать что-то для этого по-прежнему лень… Вот так и расплодились конформисты среди неформалов, слепо и бездумно следующие за толпой: куда все, туда и они. Эх, приходило бы им в голову, что изначальная цель любой неформальной культуры – протест против этой самой толпы!

Благодаря вездесущим, недалеким конформистам, о нас составили негативное мнение. Но что непозволительного плохого в субкультурах? Большинство не ответит на этот вопрос внятно, хотя, конечно, в общих чертах получить представление о причинах нелюбви к неформалам можно. Мы ведем себя не так, как они; мы одеваемся не так, как они; мы в той или иной степени свободнее от общественных стереотипов.

Но, поверьте, все в пределах разумного! Я никогда не приду в школу или на официальное мероприятие в боевой раскраске вождя африканского племени! Более того, так не сделает никто из моих друзей-неформалов. Мы понимаем, что и когда уместно. Вряд ли кто-нибудь из наших противников угадает в нас приверженцев субкультуры, если мы не скажем об этом вслух. Нам просто нравится быть собой в кругу своих единомышленников.

Конечно, принадлежность к субкультуре еще не означает высокое развитие духовности индивидуума. Как часто мы наблюдаем картины, описанные мною в начале моих рассуждений! А сколько буйных, неуравновешенных «неформалов», устраивающих беспорядки… Но, помимо того, что эти люди относятся к позорящим нас конформистам, все они – экстремисты, крайние случаи. Таких же буйных экстремистов полно среди «обычных» людей. Считать всех неформалов общественно опасными равносильно тому, чтобы считать всех мусульман террористами. Глупо, не так ли? Среди неформалов примерно такой же процент ограниченных и недалеких людей, как и среди тех, кто не принадлежит ни к одной субкультуре. Наверно, причина ограниченности кроется все-таки не в том, какую музыку слушает человек и в каком стиле одевается...

Еще один мой «любимый» аргумент против субкультур: субкультура загоняет человека в строгие рамки. «Одевайся так, думай так, делай так, общайся с теми». Отнюдь! Рамки – удел конформистов, которые и шагу ступить не могут самостоятельно. Рано или поздно неформалу-протестанту становится тесно среди условностей, он их перерастает и начинает стремиться привнести что-то новое в привычное понимание принятой в его субкультуре идеологии.

И, знаете, что случается? В пределах одной субкультуры возникают «дочерние». Образно говоря, так из общего течения поэтов-модернистов, выделились символисты, акмеисты и футуристы. Как представители всех трех поэтических направлений не ладили друг с другом и стремились обособиться, так же ведем себя и мы, неформалы. Металлисты разделились на приверженцев различных стилей металла: хэви-металлистов, трэш-металлистов, блек-металлистов и других, готы – на «классических» готов, кибер-готов, фейри-готов… Продолжать список можно до бесконечности. Блек-металлисты считают хэви-металлистов детсадовцами, хэви-металлисты упрекают блек-металлистов в чрезмерной жестокости; «классические» готы называют кибер-готов папуасами, «киберы» же в отместку высмеивают депрессивные наклонности своих менее либеральных сотоварищей.

Но парадокс – или закономерность? – заключается в том, что даже после подобной сепарации среди нас остались как протестанты, так и конформисты. Если доводить аналогию с поэтами до логического конца, то разумным будет сказать, что бывают самобытные поэты, привносящие в поэзию значимые идеи и взгляды, а бывают графоманы, из каких-то своих соображений пытающиеся показаться творческими людьми. Так же и приверженцы субкультур. Есть те, кто прицепился под шумок, чтобы убедить себя в том, что он «крутой» и «не такой, как все»; есть те, кто определяет лицо и идеологию неформального течения.

Будьте же терпимее к людям, чей взгляд на действительность не совпадает с вашим! Не осуждайте категорично то, что не нравится лично вам: для кого-то это, возможно, любовь и смысл всей жизни. И помните простую истину: не судите, да не судимы будете.

В завершение я хочу рассказать вам свою историю.

Я считаю себя приверженкой «металлизма» пять лет. Не тот срок, которым стоило бы гордиться, но, согласитесь, уже немало. «Докатилась до такой жизни» я самостоятельно; никто не привел меня за ручку в неформалы, как это случается с большинством тех, кто позорит наше имя. Поэтому я заявляю уверенно: осознанная и истинная принадлежность к субкультуре – это протест.

«Отцы» неформальных течений протестовали против серой повседневности и безликих масс с их усредненными ценностями, одинаковым мышлением. И я по-детски протестовала против нелепых запретов, против одноклассниц, кривляющихся перед зеркалом и ворующих у мам косметику, против одноклассников, считавших меня некрасивой и «не крутой» из-за нежелания ругаться матом, курить за гаражами и лепить жвачку на парты.

Но одного желания отличаться от всех внешне мне оказалось мало. Я стала учиться петь и играть на гитаре: мне тогда захотелось не просто походить на своих кумиров, а самой стать кумиром. Сейчас я – гитаристка и солистка моей собственной группы. И пусть пока что мы известны лишь в пределах нашего города, я верю, что это только начало.

Мое стремление быть уникальной даже в рамках моей субкультуры играет на руку мне и помогает моей группе. Зачастую люди, приходящие на наши концерты, забывают даже наше название, но запоминают меня из-за моего нестандартного сценического образа. Реакция их всегда неоднозначна. Некоторые осуждают меня и шипят за спиной гадости, уверенные в своей безнаказанности. Некоторые подходят ко мне после выступления, одобрительно хлопают меня по плечу, показывают поднятые вверх большие пальцы, говорят: «Ты молодец! Я уважаю таких людей, как ты!» И это – совершенные незнакомцы!

Я до сих пор ищу свое собственное, истинное понимание моей культуры и стремлюсь быть не похожей на общую массу. Мне бесконечно обидно, что всех нас, протестантов, гребут под одну гребенку даже «свои» конформисты, что уж говорить об обычных людях!

Конечно, люди, далекие от субкультурных течений, не обязаны отличать неформалов по духу от неформалов ради моды. Но в случае, если они, не понимая сути вещей, начинают осуждать нас, возникает вопрос: почему же они обижаются на неформалов за нежелание вставать на сторону общепринятого мнения?

26 января 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.