Сагеева Дария "Мой голос против безграмотности"
Орфографическая катастрофа
Начало двухтысячных годов. Апелляция после ЕГЭ в одном довольно крупном городе. Выпускник с пеной у рта доказывает свою правоту: «Но я же видел в рекламе! Пиво по-руски»! Откуда там взялась вторая “с”?»
Помните этот ролик? Именно так все и было: одна буква «с». А казалось бы - телеканал регионального масштаба, огромная аудитория…
Безграмотность устремилась на нас неудержимой лавиной отовсюду и полностью погребла под собой всякую культуру речи. «Оплачивайте за проезд!» - надрывается кондуктор в автобусе. СМИ нагло пестрят неверно расставленными знаками препинания. С телеэкранов льется поток уголовной лексики и жаргона не слишком состоявшихся в жизни людей…
В Интернет – хоть не заходи. Грамотную речь можно обнаружить только на специализированных сайтах. В остальной же зоне рунета – Содом и Гоморра! В графе «любимые книги» в социальной сети у девчушки двенадцати лет красуется: «я чо бальная четать!» В чатах и «аське» собеседники яростно убеждают друг друга в дозволенности попирания грамматики и орфографии в пользу скорости общения. На форумах администраторы не просто закрывают глаза на откровенное бескультурье, а сами им грешат. В самом деле, зачем писать правильно, не в школе же!
А уж как раздражает интернет-сленг, переселившийся из виртуального пространства в реальное. «Котэ», «олбанскей езыг», «ЧСВ» (чувство собственного величия), «ОБВМ» (очень богатый внутренний мир), еще множество подобных аббревиатур, понятных лишь узкому кругу посетителей определенных ресурсов, и в довершение картины – коронное «спс». Это «спс» вызывает лично во мне особое негодование. Стараешься для человека, делаешь, а он даже нормальное «спасибо» сказать - жадничает!
Грянула орфографическая катастрофа. Как это случилось, кто такое допустил – уже не важно. Важно то, что мы будем делать с этим дальше.
А то, что может случиться, если пустить ситуацию на самотек, у нас, к сожалению, уже есть возможность рассмотреть на практических примерах в мельчайших деталях. Множество ресурсов позволяют нам это сделать.
Человеческое мышление деградирует. Беднеет речь; теряется способность выражаться образно, пространно, и связно доносить до окружающих свои мысли. Значительно уменьшается активный словарный запас, вследствие чего человек уподобляется знаменитому Акакию Башмачкину, бесконечно повторяющему «того» между смысловыми частями предложения, до, после и даже вместо них. А что будет дальше? Страшно представить…
Хорошо, что еще далеко не все люди превратились в Башмачкиных. Но возможен и такой печальный исход человечества, ибо образование нынче не в почете.
Последствия любой катастрофы должны быть ликвидированы до тех пор, пока они не стали необратимы. Возможно, методы устранения орфографической катастрофы покажутся людям чрезмерно радикальными, но как быть иначе? До тех пор, пока человек не в состоянии сознательно воспитать в себе культуру письма и речи, необходимо ввести цензуру, массовую и повсеместную. Компетентные люди должны строго следить за выпускаемой печатной продукцией, за деятельностью СМИ.
Цензура – жестоко, цензура – отголосок времен СССР? Возможно. Но Советский Союз когда-то был признан самой читающей страной. А теперь? Теперь, цитируя вышеупомянутую девчушку, «я чо бальная четать!» В сложившейся ситуации цензура была бы гораздо более лояльна к людям, чем насильственное приучение к чтению.
Нет, я ни в коем случае не посягаю на свободу слова. Не лишним было бы, конечно, ограничить в содержании некоторые издания, но речь не о том. Цензуре должна подвергаться, прежде всего, культура речи. Быть может, поначалу это будет казаться бесполезным трудом, но постепенно массовое сознание привыкнет и смирится.
А потом, возможно, люди потянутся к чтению: умы будут совершенно естественно жаждать пищи. И вот тогда орфографическая катастрофа будет побеждена.