Трифонова Полина

Трифонова Полина

Что наша жизнь? Игра! Откуда берется игровая зависимость?..

Трудно сказать, когда именно человек начинает играть. Понятие игры как вида деятельности приходит в нашу жизнь гораздо раньше, чем способность самостоятельно передвигаться, внятно разговаривать и уж тем более — мыслить и анализировать. Человек начинает играть как-то непроизвольно, оттого, что по-другому просто не может. Ведь играть нас учат представители старшего поколения, и это, впрочем, вполне естественно, потому что, как известно, этот вид деятельности развивает внимание, память, рождает интерес, укрепляет здоровье и силу воли... Да мало ли еще плюсов может принести правильная, хорошо спланированная игра маленькому ребенку. Но именно маленькому ребенку, а не двухметровому детине в ботинках сорок пятого размера. Это я к тому, что в жизни часто встречаются люди которые до крайней степени заигрываются. И это, как правило, не приводит ни к чему хорошему. Людей, изрядно заигравшихся, легко выделить из толпы, потому что их глаза всегда горят ярче, чем у обычных. «Но кто они?»- спросите вы. Я отвечу: «Наркоманы, алкоголики, преступники, безнадежные мечтатели, заядлые курильщики, люди зависимые от Интернета и компьютерных игр. Всех тех, кто живет в собственном придуманном мире, можно назвать обладателями игровой зависимости.» Хотя это, в общем-то, звучит очень грубо, потому что практически каждый человек в той или иной степени обладает чертами вышеперечисленных представителей общества. Но ведь не каждый, согласитесь, может позволить себе столь фанатичное следование несуществующим обстоятельствам.

А этих обстоятельств, к слову, действительно не существует... Люди придумывают их себе сами для того, чтобы вытеснить жизнь, которая их не устраивает. И, наверное, это в самом деле очень круто — чувствовать, что ты сам можешь менять законы, по которым живешь. Но человек — не Бог, и он один не имеет никакого права вершить чьи-то судьбы, даже свою собственную жизнь он не может устроить так, как нравилось бы только ему, потому что над ним есть закон, есть общепринятые моральные принципы и религия, в конце концов. Мне всегда бывает очень жалко смотреть на тех, кто с помощью игры решил убежать от реальности. Такой-то выпуск передачи «Человек и закон». На экране — Олег Костарев, пожизненно заключенный колонии «Черный дельфин». Срок длиною в бесконечность он получил за то, что изготовил бомбу и заложил ее в «час пик» на Черкизовском рынке города Москвы. Из националистических соображений. Просто этот человек решил, что его нация настолько замечательна и бесподобна, что может истреблять все остальные. И я могу сказать, что по состоянию на 2009 год, а данный выпуск этой передачи был снят именно тогда, Олег Костарев до глубины души был уверен в безукоризненности националистической теории. Он и еще несколько таких же ребят решили переписать «Библию скинхеда» и тем самым доказать, что Гитлер, в общем-то, был прав, когда шел громить и убивать Европу, вот только истреблял он немного не тех. Вы только вчитайтесь. Как зловеще звучат эти слова! А ведь этот самый Костарев не всегда был таким жестоким человеком: он родился в благополучной семье, рос в атмосфере любви и взаимопонимания, в школе проявлял интерес химии, боевым искусствам, увлекался компьютерными играми, позже поступил в Росси́йский хи́мико-технологи́ческий институт имени Д.И. Менделеева и, судя по его увлечениям, там он получил возможность заниматься любимым делом. Но в какой-то момент, видимо, что-то пошло не так, и герой этой истории надломился. Я не знаю, как это случилось, но в силу определенных обстоятельств человек решил, что жизнь — игра, где каждый сам себе придумывает правила. А что в результате? Вот он сидит перед камерой, в самом расцвете своей неудавшейся молодости - еще в юношеских прыщах, но уже с немереным количеством испорченных дней впереди, которые будут проведены в клетке внутри клетки, в тюрьме внутри тюрьмы, с прогулками в специализированном боксе и с повязкой на глазах по дороге к нему, с тремя конвоирами за спиной и с собакой, которая начинает рваться с поводка в неудержимом желании разорвать, как только почует запах навеки заключенного. Стоила ли таких жертв эта античеловечная теория? И готов ли он, ее вечный узник на этой планете, искренне раскаяться и сказать, что, мол, да, был не прав, в этой игре правила придуманы уже задолго до нас, и мы не имеем права их переделывать, если появится кто-то, кто пообещает ему отмотать пленку назад и возвратить его к самому началу?

Важным элементом игры, провоцирующим зависимость, также является то, что ее цель — не результат, а процесс. Это означает, что игра как бы сразу снимает ответственность за то, что будет на финише. Ведь, согласитесь, синица в руках всегда лучше, чем журавль в небе. Для того, чтобы достигнуть определенной цели придется трудиться, а труд — это не всегда наслаждение. И вот еще один человек. Он сидит в грязном подпольном помещении, думает о том, как ужасна эта тленная жизнь, закрывает глаза, вспоминает жену, кашляющую кровью, маленьких детей, голодных и измученных, особенно точен в его сознании образ старшей дочери, которая от безысходности каждый вечер идет на панель. Да, фамилия этого человека — Мармеладов. И ему уже немного полегче, потому что свое дело начинает делать алкоголь. Мармеладов крайне бесхарактерен и, если посмотреть на него без капли жалости, он бессердечен, потому что своим поведением толкает в пропасть всю семью. Герой Достоевского не может смотреть спокойно на происходящее, и потому утопает в трясине безнадежного алкоголизма. Без тени сомнения, сделать это гораздо проще, но никто и не говорил, что Мармеладов — сильная личность. Совсем наоборот — слабая, слабая оттого, что не может найти в себе силы на то, чтобы в нем постоянно жило счастье и умиротворение, а не приходило к нему только с глотками зеленого змия. Ведь игра, в которой участвует Мармеладов, получается уж слишком короткой, потому что успокоение действует совсем немного, рано или поздно герой трезвеет и понимает, что его состояние только еще более усугубилось. Да и на том этапе, на котором читатель застает этого героя, алкоголь уже перестал приносить успокоение. Мармеладов понимает, что пьянство — ложь и самообман, но уже ничего не может с этим поделать. «Пью, ибо сугубо страдать хочу!" - с отчаянием заявляет герой.

На мой взгляд, именно эти две причины — возможность замены реального воображаемым и желание получать мгновенные удовольствия — формируют игровую зависимость. Они переселяют человека в иной совершенно счастливый мир, так хорошо знакомый всем нам с детства. Но загвоздка в том, что человек не может всю свою жизнь играть, он должен научиться жить в этом мире, в этом, а не в том, что находится в его воображении.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.