Фещенко Маргарита

Фещенко Маргарита

Поживём – увидим

Выпускной вечер в детском саду был в самом разгаре. Дети взволнованно читали забавные четверостишия, которые почему-то прямо на сцене предательски забывались. Хор малышей исполнял трогательные песни об уходящем детстве. Родители не могли найти себе места от умиления и гордости за своих маленьких выпускников. Из всех запланированных выступлений оставалось незаконченным лишь одно – ответное слово воспитателей юных талантов. Венчал речь педагогов серьёзный вопрос: кем в будущем станут их ученики? Юрист, банкир, президент, актриса, бизнесмен, олигарх, продюсер… Одним словом, не группа детей дошкольного возраста, а целый парад звёзд. Так мальчики и девочки впервые задумались, к каким высотам им предстоит стремиться в будущем.

Казалось бы, за 10 лет мнение в уже окрепших умах должно кардинально измениться. Не тут-то было! На протяжении всей своей школьной жизни подростки слышат одну и ту же родительскую фразу: «Учись хорошо, иначе только на завод работать возьмут». На первый взгляд безобидное выражение в итоге становится одной из важнейших составляющих клишированного мнения о рабочих специальностях.

Не секрет, что молодёжь сейчас не выбирает для себя рабочие профессии. С малых лет человека приучают к тому, что труд, скажем, токаря или слесаря – дело малопривлекательное и, откровенно говоря, непрестижное. С одной стороны – родители, с другой – современная массовая культура твердят о заманчивости полярно противоположных видов деятельности. Героями фильмов всё чаще становятся успешные владельцы собственного бизнеса. Мировые книжные бестселлеры соблазняют читателей историями о роскошной жизни миллионеров. Из этого в сознании вырастает утрированная модель счастья со своими ценностями. В ней нет места мысли о работе в большей степени физической, нежели интеллектуальной. Да, ещё в 50-х годах прошлого века выпускали такие киноленты как «Высота», «Весна на Заречной улице», «Девчата» и многие другие. В них восторженно воспевалась романтика рабочих профессий. Новая же культура служит другим идеалам.

Престижность рабочих специальностей, если верить статистике, в последнее время не уменьшается. Она стоит на месте. На последнем месте. Так, по данным Интернет-ресурса Job.ru лишь 0,06% выпускников школ связывают своё будущее с рабочей профессией. В целом, это совсем не удивляет. Современная молодёжь хочет «быстрых» денег, чего по определению невозможно добиться, работая сварщиком или фрезеровщиком. Например, средний месячный заработок ученика мастера на судостроительном заводе «Северная верфь» – 15 тысяч рублей. Для молодого человека, который хочет всё и сразу, этих денег хватит максимум на 3-5 полноценных «выходов в свет». О жизни отдельно от родителей можно и вовсе забыть на ближайшие пару десятилетий, ведь съёмную квартиру или комнату даже за плату в размере полного оклада рабочего найти в Петербурге не так уж и легко.

Поначалу именно эти причины непопулярности рабочих специальностей кажутся самыми весомыми, основными. На деле же они – верхушка айсберга. Предвзятое отношение к рабочим профессиям уходит корнями ещё во времена феодального строя. Именно вассал выполнял всю «работу руками». В свою очередь сеньор был озабочен иными проблемами. Та же история и с дворянами и крестьянами, ремесленниками в царской России. Бессознательная связь с давно прошедшей эпохой сохраняется и сейчас. Укрепившееся в веках мнение о том, что физический труд – это удел стоящего ниже по социальной лестнице человека даёт отголосок и в наше время.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, хочется обратить внимание на терминологию. Современное общество является постиндустриальным или информационным. Даже без точного определения ясно, что ведущую роль в нём играют технологии, а не тяжёлый ручной труд. Для молодёжи более стабильными, выгодными и привлекательными выглядят сферы IT-сервиса и обслуживания машин и механизмов. Полностью автоматизированное производство быстрее, надёжней, дешевле. Настоящая производственно-олимпийская гонка за модернизацией. Всегда существует вероятность, что получив высшую категорию, даже самый лучший специалист окажется невостребованным и заменённым новейшим роботом.

Действительно, в такой «кочевой» жизни рабочих кадров мало приятного. Тем не менее, одной из первостепенных причин невостребованности рабочих специальностей с уверенностью можно назвать фактор прямого риска для жизни и здоровья рабочего. Пример – город Железногорск, который находится недалеко от Курской магнитной аномалии. Огромный процент жителей города – работники градообразующего предприятия по добыче железной руды. И всё бы ничего, если бы средний возраст смерти в регионе не составлял 40 лет. Показания счётчика Гейгера здесь во много раз превышают все допустимые нормы. Всё-таки в 18 лет любому адекватному молодому человеку хочется жизни долгой, счастливой и желательно здоровой. Как ни крути, офис в этом вопросе видится более завидным местом работы.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что условия труда рабочего на предприятии и сотрудника офиса сильно различаются. «Белые воротнички» всегда могут дать себе слабину и немного передохнуть прямо на рабочем месте. Выпить кофе. Перекусить. Выпить кофе. Проверить личную почту. Выпить кофе. Не самое осмысленное времяпрепровождение, зато более-менее спокойное. Светлая, тёплая среда обитания. К тому же, неплохая заработная плата кажется довольно приятным бонусом. Такую обстановку можно назвать сказочной в сравнении со сменой человека с рабочей профессией. Не самая удобная спецодежда, колоссальная ответственность за готовый продукт, нелёгкий физический труд. При этом постоянный оклад либо равен доходу офисного работника, либо составляет меньшую сумму. Разумеется, в такой ситуации выбор большей части молодого населения вырисовывается вполне ясно.

Возможно, с условиями труда легче смириться, если сделать ставку на предоставление рабочим социального пакета и пенсионных льгот. Но думает ли об этом молодое поколение? Не так уж и часто. Да и гарантированные обязательства выполняются далеко не всегда. Так было в случае с моим дедом, асфальтировавшим улицы Ростова-на-Дону. Пенсия в повышенном размере полагалась трудящимся за 8 лет работы. Дед отработал 38. Несмотря на это, сейчас он получает минимальную пенсию. Чиновники пенсионного фонда нашли массу отговорок, чтобы не начислять ему положенные выплаты. Результат – потерянное здоровье, полное разочарование и уверенность в том, что не тем трудовым путём он шёл всю свою жизнь.

Итак, рабочие специальности – это не только тяжёлый труд, но и множество подводных камней. Нет ничего удивительного в том, что молодёжь выбирает другие профессии. Да, стране в XXI веке уже не нужно такое количество рабочих рук, какое было необходимо раньше. Тем не менее, потребность в них всё же остаётся. Престижность рабочих специальностей необходимо возрождать. Пока этот процесс только набирает обороты. Так, на ежегодном всероссийском конкурсе с внушительным призовым фондом «Лучший по профессии» выявляют самых талантливых лесорубов, машинистов, портных и токарей. Чем не стимул к покорению трудовых вершин?

Что будет дальше, нам только предстоит узнать. Конечно, маловероятно, что на выпускных в детских садах детям будут прочить головокружительную карьеру плотника, слесаря или штукатура. И всё же вполне возможно, что в скором времени часть молодого поколения уже без лишней застенчивости, робости и предвзятости отправится на стройки и производства. И зависит это не только от финансирования государства, как принято считать, но и от нас с вами, от нашего отношения к рабочим специальностям. Что ж, поживём – увидим!

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.