Селиванов Дмитрий

Селиванов Дмитрий

Толерантность - терпимость или любовь? Как людям разных культур жить вместе?

Толерантность… Это слово мы слышим очень часто в последние полвека, и почти каждый знает его значение. Терпимость к другим нациям, к другой культуре, религии, обычаям и традициям является сегодня одним из немногих факторов сдерживания конфликтов и войн. Количество последних, увы, не уменьшается из года в год, а только продолжает расти. Только на территории бывшего Советского Союза за по¬следние двадцать с небольшим лет произошло около десятка крупных межэтнических столкновений. В 1988 г. вспыхнул Нагорно-Карабахский конфликт между армянами и азербайджанцами, переросший к 1991 году в военные действия, продолжавшиеся до 1994 года. В 1991-92 гг. разгорелись первый грузино-южноосетинский, осетино-ин¬гушский конфликты; в 1992-93гг. – грузино-абхазский военный конфликт. В 1992 году прогремела война в Приднестровье. События 1994-96 и 1999-2000 гг. стали самыми трагическими страницами постсоветской России. Итогом первой чечен¬ской войны стала гибель более 5000 человек с российской и более двух, как минимум, тысяч с чеченской. Во второй чеченской войне потери были еще более масштабными – более 25 тысяч убитых с обеих сторон, не считая потерь среди мирного населения. Цинковые гробы с телами погибших молодых парней стали кошмаром российских ма¬терей. Режим контртеррористической операции в Чечне был снят только в апреле 2009 года.

Количество же межнациональных столкновений в мире вообще с трудом поддается подсчетам, как и количество пострадавших в них людей. ХХ век стал, пожалуй, самым кровопролитным за всю историю человечества. За его период произошло более 200 войн и вооруженных столкновений. Подавляющая их часть – вследствие межнацио¬нальной розни. Самыми кровавыми стали Первая и Вторая мировые войны – в них мир потерял в совокупности около 73 миллионов человек погибшими и умершими и еще около 8 миллионов пропавшими без вести. Русских из них – более половины. Точную же цифру теперь нам не скажет никто.

XXI век тоже не блещет мирной обстановкой. За четырнадцать лет в мире произошло уже более десяти крупных вооруженных конфликтов. Война в Афганистане, начав¬шаяся в 2001 году, по сути, длится по сию пору; войны в Ираке (2003–2011, 2014 – наст.вр.), гражданские войны в Колумбии (1964–наст.вр.), Сомали (1988 – наст.вр.), Непале (1996 – 2006), Йемене, Центральноафриканской республике (2004 – 2007), Ливии (2011), Сирии (2011 — наст.вр.), уже вторые по счету грузино-абхазский и грузино-южноосетинский вооруженные кон¬фликты (2008), гражданские войны в Либерии (1999 – 2003), Су¬дане (1983 – 2005) и Чаде (2005 – 2010).

Почему так важна толерантность? На этот вопрос ответ уже фактически получен – посмотрите ещё раз на вышеуказанные цифры. Наш мир на протяжении тысячелетий стал многонациональным. У каждого народа появились свои национальные, характер¬ные черты – культура, менталитет. Современный мир сплел все нации до такой степени, что в этих хитросплетениях сложно разобраться. Он стал ареной для глобализации – экономической, политической, культурной и религиозной интеграции мирового сообщества. Сегодня, надо признать, мало кто в России водит хороводы по праздникам, носит лапти и онучи, играет на гуслях и поет народные песни, за исключением творческих коллективов. Так же и в Японии почти никто не ходит по улицам в кимоно, и так же шотландцы давно не носят в повседневной жизни своих килт. Все вышеперечисленное теперь – атрибуты театральных постано¬вок и исторических кинолент. Это, если пока и не ушло в прошлое, то уйдет, скорее всего, в ближай¬шее десятилетие из обыденной жизни окончательно и бесповоротно вместе с нашими даже не бабушками и дедушками, а с прабабушками и прадедами. Жаль. Но что поде¬лать, если люди сами избрали для себя такой путь? Ведь все мы, казалось бы, одина¬ковые; мы все, будь то негр, эскимос, немец или эвенк, принадлежим к одному био¬логическому виду Homo sapiens. Но в то же время мы все отличаемся друг от друга – по характеру или, скажем, привычкам. Но эти отличия могут вызвать только мел¬кие, бытовые конфликты: ссоры, скандалы, драки – и не более того. Гораздо более опасными могут стать иные различия. Например, по национальному признаку, как в упомянутом выше Карабахском конфликте; по религиозным убеждениям (вспомните религиозные войны, в которых погрязла Европа в Средние века); в материальном плане, когда в обществе наблюдается большой разрыв между доходами социальных групп населения (последнее приводит, в первую очередь, к социальному взрыву).

Вполне закономерно встает вопрос: как людям разных культур, социальных слоев жить вместе? Вопрос сложный, но ответ на него есть. Сразу нужно указать, что конфликты «на национальной почве» происходят, как правило, в условиях экономиче¬ского кризиса, когда людям становится, прямо скажем, не до то¬лерантности. Посмотрите на сего¬дняшнюю карту ведущихся в мире военных действий, и вы увидите, что они ведутся преимущественно в экономи¬чески неблагополучных его регионах. Если это правило где и нарушается, то происхо¬дит это благодаря исключительно внешним факторам; обычно это действия иностран¬ных государств — внешнеполитических соперников страны, их спецслужб, экономи¬ческих, банковских учреждений и транснациональных корпораций. Прямо сказать – они и создают экономическое неблагополучие для деста¬билизации обстановки в стране и последующего масштабного проникновения на внутренний и внешний рынки этого государства. Вследствие этой дестабилизации, приводящей в конечном счете к экономическому, а порой и политическому кризису, и начинаются уже, как правило, гражданские войны. Потом и без того сложная обстановка может ос¬ложниться интервенцией. Может произойти революция, и не одна (вспомните 1917 год, ко¬гда через полгода с небольшим после Февральской рево¬люции в Петрограде произошла Октябрьская). Если страна является многонациональ¬ной, гражданская война ведется не только из-за политических разногласий, но и на фоне постоянных межнациональ¬ных столкновений.

Таким образом, главный способ преодоления межнациональных столкновений лежит в экономической и политической стабильности. Но это только во-первых. Во-вторых, само государство должно проводить политику, направленную на обеспечение равными правами и обязанностями всех жителей страны, таким образом, ликвидируя национальные рамки. Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Таким образом, всё в общем и целом сводится к одному – равноправие, абсолютное и полное, должно стать реалией жизни, а не воображаемой фикцией. Это как ничто другое реально может снизить градус возможного напряжения в обществе.

Другая сторона вопроса – культурная. Здесь дела обстоят куда более сложно. Но, тем не менее, и этот гордиев узел, я думаю, возможно распутать. Ситуация, когда в стране совместно, то есть не в разных регионах, проживают представители разных национальностей и вероисповеданий, встречается в мире довольно-таки часто. Но выход из неё, мне кажется, возможен только один. Во-первых, необходимо запрещение всей религиозной пропаганды, так как это естественным образом будет раздражать население. Да, пусть христиане ходят в церкви, пусть мусульмане посещают мечети, а иудаисты – синагоги. Но вести туда человека, если он не хочет этого сам, ни в коем случае нельзя. Во-вторых, в то же время через СМИ, институты образования населению должна прививаться концепция мирного сосуществования народов. Это необходимо как щит от возможных межнациональных столкновений. Но опять-таки – это не должно быть пустой демагогией: политика властей при этом реально должна соответствовать декларируемым принципам.

Что же касается вопроса, что представляет собой толерантность – любовь или терпимость, я все-таки отвечу, что в степени, причем значительно большей, это все же терпимость. И такой ответ вполне объясним. Во-первых, это определение показывает ситуацию на текущий момент времени. Во-вторых, мне кажется, нелепо будет предполагать, что какой-нибудь ревностный католик вдруг полюбит ислам и его постулаты, и уж тем более неправдоподобной будет являться идея, что кто-то из мусульман внезапно проникнется любовью к христианскому вероучению. Так что любовью назвать толерантность, на мой взгляд, будет несколько некорректно. А вот терпимость к чужой культуре, вере, традициям и сейчас демонстрируют многие государства мира, например, Бельгия, состоящая из трех языковых сообществ (фламандско-, франко- и немецкоязычного), или Индия, где проживают более 200 народов и только официальным является 21 язык. Да что далеко ходить – ведь и в нашей с вами стране мирно сосуществуют представители более 130 национальностей!.. И уживаются как-то при этом друг с другом, не воюют, слава Богу.

Главный секрет толерантности, я думаю, лежит в человеколюбии. Гуманизм – вот та великая истина, способная по-настоящему изменить мир. Нужно любить человека, и любить не за его религиозные убеждения, и тем более не за его принадлежность к той или иной национальности – любить нужно за его нравственные качества, за то, что он – человек в широком смысле этого слова. «Возлюби ближнего своего…» Знакомые слова, не правда ли?.. Может, настал момент для того, чтобы человечество обернулось назад, посмотрело на свою историю, конечно, великую, но вместе с тем и ужасную, историю войн и разрушений, и – вспомнило наконец эти слова?

Конечно, хотелось бы верить, что настал такой момент. Но, к сожалению, мы с вами понимаем, что вряд ли это так на самом деле. Иначе, почему в таком случае продолжаются войны?

Все в современном мире решают деньги. Деньги – залог влияния. Экономического, по¬литического – любого. В погоне за материальными богатствами, в пылу все нарастающей жад¬ности люди не брезгуют ничем. Тем более что практика показывает, что большие при¬были можно получить преимущественно нечестным, грязным, зачастую кровавым пу¬тём. Воюют не те, кто развязывает войны – воюют простые люди, рядовые солдаты и матросы. Воюет, если хотите, пушечное мясо.

Может, пора одуматься? Пора. Иначе – мы все рано или поздно станем жертвой одной большой войны… Люди! Искорените в себе ненависть. Искорените зло. Про¬явите толерантность.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.