Юдаева Анна

Юдаева Анна

"Я бы в плотники пошёл..." или почему молодёжь сейчас не выбирает профессию рабочего?

«Я бы в плотники пошёл...» ─ вряд ли можно сейчас услышать подобную фразу среди молодёжи, разве что сказанную в шутку во время обсуждения ЕГЭ и конкурса на бюджетные места в вузах. Ни для кого не секрет, что в последние годы в России значительно сократилось число студентов, обучающихся по рабочим специальностям. Например, в городские ПТУ поступают лишь 20 процентов выпускников 8-9 классов и 15 процентов ─ 11 классов. На селе эти показатели выше, так как возможности подростков относительно выбора профессии здесь не настолько велики. Но от этого общая картина не становится менее удручающей: часть студентов, окончивших ПТУ, в итоге занимается другими видами трудовой деятельности, из-за этого число молодых специалистов становится ещё меньше, кадры практически не пополняются. Средний возраст рабочего составляет 53 года. И это притом, что именно вакансии рабочих на рынке труда составляют до 80-90 процентов. Наверняка многие видели на стенах многоквартирных домов, магазинов или на различных стендах объявления «Требуется слесарь», «Требуется механизатор» и тому подобные. Стране необходимы рабочие руки, компании с распростёртыми объятиями ждут специалистов, но мало кто спешит откликнуться на их призыв. В чем же причина такого спада популярности рабочих специальностей?

В первую очередь, проблема заключается в размере заработной платы. Если сравнить показатели за 2012 год, представленные в «Левада-центре», можно увидеть, что минимальная зарплата рабочего составляла на тот момент примерно 15 тыс. рублей, бухгалтера – 22,5 тысячи, юриста – около 30 тысяч, экономиста – 35 тысяч. Неудивительно, что большинство выпускников подают документы на юридические и экономические специальности – мало кто хочет работать не покладая рук и получать за это гроши. Однако не каждый юрист становится высокооплачиваемым, и не каждый рабочий обязательно получает за свой труд названную выше оплату. Поэтому, как мне кажется, стоит учесть и тот фактор, что большая часть молодёжи сейчас просто не приучена к ручному труду. Обучаясь в школе, люди привыкают больше работать головой, а благодаря различным технологическим инновациям, изобилию товаров и услуг на рынке, у них отпадает необходимость делать что-то своими руками. Отчасти это напоминает причины бездеятельности Евгения Онегина: будучи воспитанным в дворянской семье, выросшим в достатке и не знающим, что это такое – зарабатывать деньги собственными силами, Онегин совершенно не был приучен к труду, даже писательскому. Так же и сейчас: если человек с детства не знаком с деятельностью рабочего, не нуждался в приобретении определённых трудовых навыков, а больше внимания уделял интеллектуальным занятиям, либо не уделял каким-либо занятиям вообще, вряд ли у него возникнет желание стать слесарем или сварщиком. Кроме того, из-за наплыва иммигрантов у некоторых людей возникает убеждение, что рабочей силы и так достаточно: вот она, сама прибывает в страну в поисках лучшей жизни. Так в чем же проблема? Только при этом нужно учитывать, что квалификация этой рабочей силы зачастую не отвечает установленным требованиям.

Но если говорить о зарплате, то стоит вспомнить, что и у медработников она не так уж и велика, однако из-за этого медицинские вузы не становятся менее популярными. Дело в том, что при выборе профессии также немаловажную роль играет такое понятие, как «престиж». «Будешь плохо учиться – пойдёшь учиться в ПТУ или работать дворником», ─ наверняка многие дети слышали эту фразу от родителей или учителей, когда получали неудовлетворительные оценки. В каком-то смысле подобное «напутствие» может вселить в молодой ум отторжение по отношению к рабочим специальностям, мол, сантехник – это человек, который плохо учился в школе, не добившийся каких-либо высот. И сейчас при подготовке к единому государственному экзамену многие ученики, глядя на результаты пробных тестов, угрюмо пошучивают: «Ну, с такими баллами только на факультет заборостроения», ─ или: «Зачем мучиться? Пойду лучше в сварщики или маляры!». Это говорит об отношении людей к рабочим профессиям в настоящее время. Задумайтесь, сейчас фраза «Я главный бухгалтер», или «Я управляющий отделом продаж», или «Я программист» звучит намного солиднее, чем «Я фрезеровщик» или «Я трубопроводчик». Даже сам факт, что человек окончил институт или университет поднимает его в глазах собеседника, в то время как слова «Я окончил профтехучилище» кого-то могут оттолкнуть. К тому же, по оценкам «Левада-центра», большинство родителей сегодня хотели бы видеть своих детей юристами, экономистами, финансистами, программистами или врачами, и лишь немногая часть – квалифицированными рабочими. Поэтому я думаю, что нам стоит изменить наше отношение и отношение наших детей к рабочим профессиям, вернуть им былое уважение, которое существовало, например, в Советском Союзе, когда носить звание рабочего считалось почётным, потому что это значило, что ты служишь на благо своей Родины.

Но всё сказанное выше не означает, что стоит тут же урезать количество мест в каких-либо вузах и всех выпускников направить в ПТУ. Есть люди, которые продолжают обучение по принципу «чтобы была корочка», но не стоит забывать, что остаются и те, кто действительно обладает определёнными способностями, складом ума, необходимыми в различных специальностях. Если выпускник имеет писательский талант, начитан, разбирается в литературе и не видит себя в какой-либо другой области, ничто не должно мешать ему учиться на филолога или журналиста. Если кто-то щёлкает задачи по праву, как орешки, может ответить, в каком случае правда на стороне потерпевшего, а когда стоит оправдать подсудимого, можно быть уверенным, что из такого человека получится куда более хороший адвокат, чем, к примеру, строитель. Не думайте, что я пытаюсь интерпретировать идею Раскольникова о том, что есть люди достойные, а есть серая биомасса, но я считаю, что для каждого важно знать, на что он действительно способен, что у него получается больше всего. Может, какой-нибудь студент-экономист внезапно поймёт, что он может отлично работать с деревом или металлом, а другой, поработав на стройке, решит, что комфортнее всего чувствует себя в зарослях строительных лесов. Важно, чтобы каждый понимал, что любая профессия по-своему ценна, неправильно полагать, что учитель или менеджер куда полезнее рабочего. Ведь в нашем обществе всё взаимосвязано: если в какой-то области пойдут сбои, это приведёт к проблемам в других областях. Поэтому самое важное сейчас – убедить молодое поколение в том, что самореализация это не только получение должности директора, издание собственной книги или открытие компании. Когда ты видишь, как по недавно положенной дороге скользят автомобили, спешат пешеходы, и понимаешь, что это ты принимал участие в её строительстве, благодаря твоему труду автомобильные колёса не подскакивают на ухабах или проваливаются в ямы, а катятся по гладкому асфальту, разве не охватит тебя чувство гордости за себя, своих коллег? Когда ты строишь дом и видишь, как на месте голого участка земли вырастают один этаж за другим, блок за блоком возникают комнаты, в которых потом будут сидеть за обеденным столом семьи и бегать друг за дружкой дети, разве не почувствуешь, что и ты сделал свой вклад в развитие государства, сыграл свою роль в чьей-то судьбе?

В любой профессии важны не только деньги, социальное положение, но и понимание того, что твой труд приносит пользу, что таким образом ты можешь оставить какую-то память о себе, проживёшь не бесцельно. Поэтому рабочие нужны не меньше, чем другие специалисты.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.