Алабина Дарья

Алабина Дарья

Талант – право или обязанность?

Беседа

А. – Очень часто наши с Вами споры в конечном результате сводились к вопросу о том, что есть талант – право или обязанность? Разобравшись в этой проблеме, мы сможем лучше понять место человека в обществе, а также и своё место в жизни. Сейчас, на мой взгляд, наступил момент, когда на этом вопросе необходимо поставить точку. Итак, насколько я понимаю, Вы склоняетесь к тому, что талант – это право?

В. – Совершенно верно. Я полагаю, что это очевидно, и не надо даже особых доказательств, чтобы подтвердить моё мнение. Но, насколько я понимаю, Вы придерживаетесь противоположных взглядов. Поэтому предлагаю поступить следующим образом: я соглашусь с Вами только при условии, что мне будут представлены доказательства Ваших утверждений не голословно, а на основе каких-либо наглядных фактов. Поэтому я предложу Вам несколько вопросов, которые меня интересуют в первую очередь, и при этом сам буду помогать Вам, как бы временно становясь на Вашу сторону. Согласны?

А. – Безусловно.

В. – Итак, я полагаю, что для начала нам надо выяснить, что Вы понимаете под словом «талант».

А. - Талант — определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.

В. – Исходя из Вашего определения можно сделать вывод, что благодаря развитию таланта человек приобретает навыки, которые помогут индивидууму в его дальнейшей деятельности, а значит, он сможет производить общественно-полезный продукт. В данном случае даже будет неважно каким талантом обладаешь: пространственным или слуховым, межличностным или личностным, физическим или цифровым… Любой из них важен для общества.

Вспомним высказывание российского историка Василия Осиповича Ключевского о том, что «талант — искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим».

Действительно, любой человек, дарящий «плоды» своего таланта окружающим, создаёт нечто такое, что навсегда меняет жизнь других людей. Он преображает действительность.

Однако где сказано, что это его обязанность?

А. – Позвольте, я постараюсь осветить данную тему в другом ракурсе. Ведь как мы с Вами знаем, благодаря экспериментально-педагогическим исследованиям, которые проводились в середине двадцатого века в СССР профессорами Александром Ивановичем Мещеряковым и Иваном Афанасьевичем Соколянским, появилась версия, что каждый нормальный человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека. Этот талант предоставлен как дар свыше, который в течение всей жизни можно развивать и направлять во благо общества. Ведь не зря слово «талант» пришло к нам из Библии и приобрело немного иной смысл: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

В. – Соглашусь, что в Ветхом Завете сказано, будто человек должен развивать свой талант. Но обязан ли он это делать как два раба из притчи, то есть разменять и умножить (развивать), или же может и пренебречь им, как третий раб, который зарыл его в землю?

А. – Стоит здесь отметить, что за пренебрежение к своему дару третий раб был наказан. Получается, ещё в библейские времена была высказана мысль, что человеку необходимо развивать и реализовывать свой талант. Это его обязанность.

В. – Как я понимаю, Вы в качестве аргумента используете Священное писание, но оно не является официальным документом. А вот в Конституции Российской Федерации прописано, что каждый человек имеет право на свободу труда, а это «означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также запрет принудительного труда». Исходя из этого мы понимаем, что развивать свой талант или нет - это решение сугубо индивидуальное. Разве это можно как-нибудь оспорить?

А. – Я полагаю, что развитие своего таланта – это не та обязанность, которая должна быть записана в каком-либо официальном документе. Вот только представьте, как комично будут звучать следующие слова: «Человек обязан развивать свой талант и направлять его во благо всего общества».

(Смеётся).

Нет, это обязанность человека, которую он сам должен осознать.

К тому же не так просто найти талант в себе. Например, французский художник Поль Гоген лишь после тридцати лет обнаружил в себе талант к живописи.

В. – Стоит заметить, что Поль Гоген всегда интересовался живописью, а значит частично, но всё же был связан с данным видом искусства даже в своей «прежней» жизни в Париже. Именно жизненные обстоятельства сами подталкивают человека к правильному выбору пути. Такую мысль высказала леди Эстер, героиня произведения Бориса Акунина «Азазель». В качестве примера она упоминает Вольфганга Амадея Моцарта. Он родился в семье музыканта и с раннего детства, по словам леди Эстер, попал в среду, которая помогала развитию его таланта, а если бы композитор родился в семье крестьянина, то из него получился бы скверный пастух, хорошо играющий на дудочке.

А. – Но ведь даже являясь пастухом, при большом желании Моцарт мог бы развивать в себе талант. Просто тут возникает другой вопрос: стал бы он это делать? Ведь проще быть пастухом и иметь хоть какие-то гроши в кармане, чем стать бродячим музыкантом, и в случае неудачи умереть с голоду. И тогда мир не смог бы узнать великого композитора.

Так и Мольер, которому отец дал хорошее образование, вместо того, чтобы заниматься юриспруденцией, тринадцать лет странствовал со своей труппой, но не терял надежду на то, что однажды достигнет успеха. И какой результат? Широкое признание как писателя, комедиографа и театрального деятеля, ставившего пьесы в том числе перед королём. Его считают основоположником классической комедии. И весь свой творческий путь Мольер прошел до конца, веря в своё предназначение, свой талант, а без него культурное наследие человечества было бы намного бедней.

Также вспомним, что в художественном фильме «Талант» 1978 года об «отце русской авиации» Жуковском прозвучала следующая фраза: «Талант – это обязанность. Обязанность перед народом».

Действительно, каждый человек должен развивать свой талант, чтобы не просто реализоваться как личность, а послужить во благо всему человечеству. «Зарыть» свой талант – это то же, что и «зарыть» себя как личность.

В. – Допустим, но ведь бывает так, что талант индивидуума не признаёт общество. Лишь после смерти человека окружающие понимают то, каким даром обладал он, какой большой вклад внёс в общественную жизнь. Можно вспомнить множество имён из различных социальных сфер: Грегор Иоанн Мендель, Винсент Ван Гог, Франц Кафка и другие.

Бывает и так, что талант губит всю жизнь человека. Например, талант Галилео Галилея не просто был не признан, а принёс ему много несчастий, в первую очередь, конфликт с католической церковью. А если бы он занимался не научной деятельностью, совершенствуя свои способности, а тем, к чему у него не было склонностей, то, вероятно, учёный прожил бы спокойную жизнь. Получается, Галилео Галилей пожертвовал собой ради общества, а мог бы этого не делать. Поэтому талант – это право.

А. – Но Вы берёте понятие «талант» в узком смысле - влияние на своего хозяина, а надо в более масштабном - воздействие на судьбы всего мира. Вспомним Бенджамина Франклина, который рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и наблюдения над электричеством»), а также вводит понятие положительного и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает электрическую природу молний. А если бы в своё время этот учёный не стал развивать свой талант, просто «зарыл его в землю»? Я уверен, что наше общество не называлось бы информационном обществом, если бы не открытия Франклина. Ведь тогда не было бы написано учение Гальвани, а значит, не появилось бы изобретение Вольта. Исходя из этого, мы смогли бы перечеркнуть целый ряд открытий в области электричества, поэтому наука отстала бы в своём развитии, и в наш век не существовало бы такого технического разнообразия.

Следовательно, не развив свой талант в области электричества, Бенджамин Франклин не дал бы толчок к дальнейшему развитию технического прогресса. Получается, что это была его обязанность развивать дар, который был ему дан. Ведь только талантливые люди способны улучшить жизнь окружающих. И будущее не просто страны, а всего человечества зависит не только от молодого поколения, а от талантливых людей, которые будут вкладывать все свои силы в его развитие.

Если каждый человек будет развивать свой талант, то с огромной скоростью начнут прогрессировать все сферы общественной жизни.

Ведь что такое талант? Это всего лишь правильное развитие своих способностей, а не нечто выдающееся, непостижимое, и, по мнению Эвальда Ильенкова, «талант - не отклонение от нормы, а, напротив, высшая фаза развития личности, и в этом смысле норма». А если это норма, значит развивать его тоже норма, и, получается, эту норму необходимо выполнять всем и каждому. Только в этом случае можно будет достигнуть высочайшего уровня одаренности личности, которое имеет историческое значение для жизни всего человечества. Можно даже сказать, что гении создают новую эпоху в своей общественной сфере. Каждому надо стремиться к такому уровню развития.

Гении способны овладеть культурным наследием прошлых лет и умело направить эти познания на создание нового, того, что «перевернёт с ног на голову» жизнь общества в лучшую сторону. Именно такие индивидуумы способствуют прогрессивному развитию. Среди них встречаются такие выдающиеся личности как Леонардо Да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Дмитрий Иванович Менделеев, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн и многие другие.

Невозможно представить свою жизнь без этих великих деятелей, потому что их вклад в «сокровищницу человечества» настолько велик, что без них современная жизнь была бы на много ступеней ниже, чем есть сейчас. Получается, только с развитием таланта возможно достигнуть гениальности. Стремление к высшему – есть естественное состояние человека. Это ещё раз доказывает верность моих слов о том, что талант – обязанность.

Даже многие поэты полагали, что пользоваться своим талантом – это не право, а обязанность.

Обратимся к Пушкину, который в своём стихотворении «Пророк» написал, что талант лирического героя – дар свыше, который он был обязан использовать, не имел права проигнорировать. Это ярко и лаконично проявляется в последней строчке стихотворения: «Глаголом жги сердца людей». Ведь талант человеку дан не для него лично, а для того, чтобы этот дар был направлен на улучшение жизни окружающих.

А теперь скажите, неужели кто-то из этих талантливых людей имел право скрыть свои способности, «зарыть их»? Нет, нет и ещё раз нет. Они не то что должны, а были обязаны развить в себе талант и послужить во благо всему человечеству.

В. – Право, Вы почти меня убедили. Но ответьте мне тогда на последний вопрос: талант – это обязанность перед чем или даже кем?

А. – Талант – это обязанность перед окружающими, перед своими потомками. Пусть твои открытия не признают сейчас, но наступит момент, когда их оценят по праву. Время всё расставит на свои места.

Вот в общих чертах мы с Вами попытались понять, что есть талант. Да, талант – это не право, а обязанность. Ведь каждый человек является важным элементом общественного строя. И только при условии, что все люди будут воспринимать развитие своего таланта как обязанность, человечество в короткий срок сможет достигнуть больших высот.

В. – Действительно, Вы оказались правы. Благодаря Вам я понял, что моя обязанность - развивать свой талант, так как будущее наших потомков, всего человечества зависит и от меня, и от каждого из нас.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.