ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: норма будущего или тема вечных споров?

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: норма будущего или тема вечных споров?

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ:

норма будущего или тема вечных споров?

В повседневной жизни 93% подростков регулярно пользуются Интернетом, ежедневно проводя, в среднем, в Сети от трёх до пяти часов.

Интернет стал способом жизни, мы в нём работаем, учимся, развлекаемся. Но в виртуальном мире, как и в реальном, скрывается большое количество опасностей. Я говорю об угрозах для детей, ведь они легче всего поддаются отрицательным влияниям.

Дети в Интернете – это факт

В 1998 году католическая церковь признала Всемирную сеть сокровищницей человеческого знания. Но у каждого индивида «знание» – отдельные части трёхмерной живой картинки. У кого-то это «яблоня со спелыми плодами», а у кого-то рогатки, птички и свиньи. «Angry Birds» – одна из тех известных игр, в которые «рубятся» современные подростки. Такие игры быстро затягивают и отключают внимание от окружающего.

На одной из перемен я наблюдала следующую картину: большая часть учащихся пятого класса вместо того, чтобы резвиться, и сходить с ума, буквально застряла в планшетных играх и приложениях. Я решила пойти на эксперимент и предложила им… поиграть в подвижные игры. На призыв откликнулась всего четверть класса, остальные предпочли игры в планшете. После весёлой и активной перемены, я провела у этих ребят опрос: «Согласны ли вы заменить Интернет подвижными играми?» Лишь половина поддержала эту идею. Среди них оказались и те ребята, которые отказались со мной играть. Школьники, давшие отрицательный ответ, прокомментировали его так: «Зачем? В Интернете интересней». И этот ответ прозвучал как приговор. Зависимость от сетей в таком возраста не лучший показатель развития.

Можно лишь догадываться, почему дети предпочитают Интернет. Этому могло послужить множество внешних факторов: стеснение, боязнь проявить себя в близком окружении или быть отвергнутым, получение дополнительной возможности расширить среду, найти себе собеседников. Для таких детей Интернет — незаменимый помощник.

Статистика

Число пользователей Интернета в мире увеличивается с каждым годом. На конец октября 2013 года в России 92% студентов и учащихся пользуются Сетью. По итогам моего опроса использование Интернета (в день) у учащихся пятых – восьмых классов занимает в среднем два-три часа. Этот результат по сравнению с показателем 9-11 классов – пять-шесть часов – пусть и немного, но успокаивает. Где-то теплится надежда, что средние классы хотя бы спят подольше или более серьёзно относятся к учёбе. Кстати, о ней. Как старшеклассникам удаётся так долго находиться онлайн? После резюмирования ответов на этот вопрос, оказалось, что ребята используют интернет-ресурсы для учёбы. Если нарисовать диаграмму, то показатель по использованию Интернета, как источника «знаний», будет возрастать от пятого к 11 классу, а показатель использования его «для развлечения» - наоборот уменьшаться. И это, в какой-то степени, норма.

«Вне паутины»

«Международный день без Интернета» мировое сообщество отмечает 27 января. Организаторами этого праздника являются энтузиасты со всего мира, проводящие свои идеи через онлайновое сообщество «Do Be».

По случайному стечению обстоятельств, пока я проводила исследование, Интернет в моей квартире отключили. На семь дней я стала одним из этих энтузиастов «Do Be». И это была неделя свободы! Ощущение, что в сутках не 24 часа, а все 30, сопровождало меня каждый день. На учёбу и связь с внешним миром это никак не повлияло, но, сколько свободного времени, и никакой ломки! Зато четверть из опрошенных учащихся 5-11 класса сошли бы с ума, если бы Интернет во всем мире вот так исчез. Хотя большинство нашли бы альтернативные занятия: слушали бы музыку, смотрели бы фильмы. И только единицы больше времени уделили бы учёбе. Значит, есть ещё те, кто понимает, что жизнь можно наполнить куда более яркими событиями, чем «попадание по свинье».

Фальшивая мода

«Удали свою страничку, пусть все думают, что личная жизнь наладилась!» Исчезновения социальных страниц стало модным несколько лет назад именно под этим «призывом». Люди удаляли свои данные из всех известных сетей со словами: «Прощай, виртуальная общага». Но прощание у них было недолгим. Причиной удаления «себя» из Интернета у 9-11 классов стал стадный инстинкт: «Они удалили, чем я хуже?» Другая причина: «Хочу, чтобы было больше свободного времени. Количество его, конечно, возросло, но привело к психическому расстройству. Ухудшение самочувствия и настроения наблюдалось у четверти опрошенных.

Бедные дети и подростки современности! Каким бы ни было число независящих, оно в разы уступает числу, тех, для кого Интернет стал «личным сортом героина». Когда ты зависим, ты монстр без «очередной дозы». Но это ненормально! Сеть стала необходима, как еда и воздух.

О самых близких

Каждый из нас должен обозначить собственную четкую грань между миром виртуальным и объективной реальностью, помня о том, что ни одна социальная сеть не заменит общения с близким и дорогим человеком. Но ребёнок 11-12 лет это сделать не сможет. И тут на помощь приходят самые близкие люди – родители.

По их мнению, школьники 5-11 классов используют интернет-ресурсы для учёбы и поиска информации. Но это не так. На самом деле родители не знают, для чего дети используют Интернет. Возможно, дома за компьютером ребёнок проводит мало времени, но он удачно это компенсирует на уроках и переменах через планшеты и телефоны.

Поэтому большинство родителей даже не думают «оградить пропасть жёлтой лентой». Интересно, что они подтверждают тенденцию увеличения онлайн-времени от 5 к 11 классу, но не лишают ребёнка Интернета в качестве наказания.

Время неумолимо бежит вперед. Хотим мы этого или нет, но прогресс неизбежен. Возможно то, что мы считаем зависимостью – норма будущего, в котором грань между реальностью и виртуальной действительностью будет стёрта.

Но пока это будущее не наступило. Интернет-зависимость у подростков – тема вечных споров. Никто не уйдёт в мир социальных сетей без причины. Зависимостью чаще всего страдают подростки, которые сталкиваются с трудностями в преодолении препятствий: потребности в самовыражении, в любви и уважении, близких отношениях. Они уходят в мир социальных сетей неосознанно, и при каждом выходе в реальность чувствуют дискомфорт, незащищённость и страх. Срабатывает инстинкт самосохранения и подросток возвращается в свой «виртуальный замок», где жестокая реальность не сможет причинить боли.

АЛИНА АРЗУБОВА

alinaaas | 19 декабря 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.