"После нас - хоть потоп!" Что мы оставим потомкам?

"После нас - хоть потоп!" Что мы оставим потомкам?

Что мы оставим потомкам? Многие скажут, айпеды, новые модные телефоны, дорогую одежду и шикарную жизнь. Но это ли главное? Ведь мы не должна оставлять только то, что окружает нас. Главное это то, что называется просто – духовные ценности. Такие забытые качества, как доброта, сочувствие и любовь к ближним, помощь другим, уважение к старшим и бережное отношение к братьям нашим меньшим. Почему-то все это со временем пропадает в нас. Постепенно добрый огонь, который есть в душе каждого человека в детстве, тот огонь, который способен разогреть нашу душу, гаснет и превращается в свечу. Она с каждым нашим плохим поступком уменьшается и, кажется, что скоро-скоро она совсем потухнет. Еще немного и ты просто останешься тем, кто способен на все, ради нового телефона, кто не может помочь близкому человеку или инвалиду. Ты сможешь сделать все, чтобы купить себе дорогую одежду, но ты не сможешь подобрать бездомного котенка, которого выкинули за ненадобностью. Ведь в каждом человеке есть безграничная доброта, безграничные чувства, но все это прячется глубоко или обменяно на дорогие побрякушки. А сколько в русской литературе есть героев, которые думали сначала о других, а потом уже о себе. Мне кажется, что у литературных героях XVIII-XX века мы должны учиться состраданью, милосердию и самопожертвованию. Да и не только в русской литературе. Зарубежные классики со страниц забытых нами книг тоже говорят об этом.

В XIX веке был написан роман-эпопея Виктора Гюго «Отверженные». В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.

Нельзя не вспомнить о романе-эпопее XIX века Льва Толстого «Война и мир». Любимая героиня Толстого, Наташа Ростова, интуитивно угадывает людей, иногда в проявлениях своих чувств эгоистична, но чаще способна на самозабвение и самопожертвование, как в случае с вывозом раненых из Москвы или выхаживанием матери после гибели Пети. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Героине Толстого свойственно сострадание. Как много можно прочитать и взять для себя в этих строчках! Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией. Жаль, что чтение сейчас стало не модным. Мы обворовываем себя и свою душу, отказываясь от общения со страницами великих книг!

Написанный в XIX веке роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показывает самопожертвование, сострадание, чуткость и милосердие в лице двух героинь, Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, жертвуют собой во имя дорогих им людей. Первая продает собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, потому что понимает, что без нее родные пропадут. И семья с благодарностью принимает ее жертву, практически боготворит Соню, ее самопожертвование идет во благо. Вторая собирается жениться на низком, подлом, но богатом человеке, чтобы помочь нищенствующему брату.

В XX веке Михаил Шолохов написал потрясающий рассказ «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. Так же в XX веке была написана повесть «Летят мои кони» Борисом Васильевым. Доктор Янсен погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город. Вот такие люди, которые жертвуют собой ради других, заслуживают огромного почета и уважения. Именно такие должны стать примерами для нашего поколения.

Гениальный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», написанный в XX веке содержит множество элементов и сюжетов, но важнейший из них – это история Маргариты. Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком, даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему. Как много может прочесть каждый в этих великих строчках! Мы просто не берём этого богатства, мы относимся к таким великим мыслям равнодушно. Это наша ошибка.

Великое множество примеров можно привести из литературы, все они должны стать для нас примерами и стать тем, что мы сможем передавать нашим потомкам. Именно у литературных героев нужно учиться, они обязаны стать образцом для всех людей, живущих на Земле.

Но чувства любви, самопожертвования и помощи близким представлены не только в литературных произведениях, но и в жизни наших предков, конечно. В раннем Средневековье благовоспитанный, набожный хозяин считал своим долгом приютить под кровом нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корысти, тем не менее, уже тогда в сознании людей зарождались нравственные законы, которые требовали не обижать обездоленных, жалеть их.

Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. Но чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни.

В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

Незабываемое самопожертвование показали люди во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Все без исключения выходили, чтобы защищать свою Родину, свой дом. Все, как могли, встали на защиту. Люди могли отдать последнюю корку хлеба нуждающемуся, все помогали друг другу. Все стали как один человек – один народ – одно целое. Из всех историей о войне мне запомнился рассказ о женщине, которая спасла упавшего летчика. Это произошло 22 сентября 1942 года. Прасковья Щёголева, российская крестьянка оккупированного германцами села Семилуки, что в Воронежской области, получила у коменданта разрешение пойти на свой огород, чтоб начать копать картошку. С собой она брала престарелую маму, четырех собственных молодых деток и племянника. Стояла тепленькая погода «бабьего лета», и вроде бы ничто не сулило беды. Но, как знаменито, всего она приходит внезапно... Вдруг на огород Прасковьи приземляется подбитый фашистами русский самолет. Дама кидает своё занятие, подбегает к самолету и помогает выбраться из кабины раненому летчику. Потом она указывает ему, где можно надежно укрыться, прячет его. Прячет, заранее зная, что в селе есть милиция, полевая жандармерия и иные карательные органы фашистов. Через каких-либо семь-десять минут к месту падения самолета подъехали каратели. Увидев Прасковью, стали выпытывать у неё, где пилот. Она отвечала, что не видела, куда он пошел. Потом её стали избивать прикладами винтовок, но она продолжала требовать на своём. После чего же на неё натравили овчарку. Но тогда и, когда собака начала грызть её, она не выдала спрятанного летчика. И вот происходит самое страшное. На очах Прасковьи фашисты убивают её мама и четырех ребятишек(один тяжело раненный отпрыск остался жив). Но это не принудило русскую советскую даму пойти на предательство. Тогда озверевшие гитлеровцы убивают и её. Это великая сила, великое мужество, встать за своих, даже если знаешь, что уже жертвуешь собой.

Но что сейчас происходит с нашим поколением? Нет места самопожертвованию, пропали сочувствие и чуткость, щедрость уступила место жадности, а доброта повержена жестокостью. Интернет полон историями о том, как дети издеваются над животными и инвалидами. Один из рассказов сильно задевает за душу: «В п. Никель на территории одного из гаражных массивов несколько несовершеннолетних жителей совершали действия насильственного характера в отношении 27-летней жительницы этого же поселка. Девушка с рождения является психически больной, состоит на учете у врача-психиатра и не осознает в полной мере происходящие с ней события. Молодые люди подстерегали свою жертву, приводили в безлюдное место и жестоко издевались над ней. Свои «подвиги» они снимали на мобильный телефон. Изъятые видеоролики поражают своей бесчеловечностью по отношению к беззащитной. Задержанные истязатели выросли в благополучных семьях, причины, побудившие их к совершению таких изощренных и бесчеловечных поступков, устанавливаются». Как дети могут додуматься до этого? Как же сильно должна быть опустошена их душа, чтобы так издеваться над больным человеком!

Не поддается никаким объяснениям еще одна история о нашем современном поколении: «В Челябинске дети-живодеры замучили трех кошек. Мучителям, издевавшимися над кошками, не исполнилось и 10 лет», -сообщает УМВД России по Челябинску. Сами дети пояснили ситуацию так: они играли с животными, и в результате три кошки перестали дышать. "Игра" с жертвами продолжалась три дня, мучителями оказались два ученика младших классов (2003 года рождения) и один воспитанник детского сада. Дети воспитываются в полных благополучных семьях. О происходящем родители не знали, соседи к ним по поводу поведения детей не обращались. В школе и детском саду дети характеризуют положительно. Это не первый случай жесткого обращения современных детей с животными. Случайным прохожим нередко приходится отбивать у подростков кошек и собак. Я не понимаю, как дети могут издеваться над животными, а тем более «играть» с ними так, что это приводит живые существа к смерти. Всегда детей с самого начала приучают любить братьев наших меньших, заботиться о них. Но современный мир просто доводит детей до того, что они начинают быть жестокими с детства.

Чем можно объяснить, что у некоторых детей с самого раннего возраста отсутствует уважение и добрые чувства к окружающему миру? «В Талице двое детей сломали на кладбище 10 надгробий. Стражи порядка в течение суток установили вандалов. Ими оказались два брата. Одному из них исполнилось девять лет, а второму - семь. Дети воспитываются в неполной семье. Оставаясь одни, без присмотра старших, братья ходили на ближайший водоем, на пути к которому расположено кладбище. Туда они периодически заходили, «чтобы развлечься». Сами малолетние пояснили полицейским: им просто было интересно, что скрывается под памятниками, которые они ломали».

Сейчас уже не редкость такие дети, у которых детские игры поражают жестокостью и изощрённым садизмом. «Страшные игры: малолетние дети издевались над сверстницей. Они ее били, душили и поджигали. В деревне Еловка Иркутского района совершено жестокое преступление. Подозреваемые - дети от 5 до 11 лет. Женщина рассказала, что когда узнала о происшествии, не поверила. Не могла понять, как маленькие дети, которым от 5 до 11 лет, могли пойти на такое:- Девочки возомнили себя взрослыми, решили поиграть в это. Нашли себе маленькую, кто не даст отпор им. Поиздеваться решили, - говорит мама одной из участниц нападения. Дети рассказывают о случившемся, как о шалости. Накануне компания из трех человек - девочек 9 и 11 лет и 5-летнего мальчика – отправилась играть в лес. С собой взяли 5-летнюю соседку. До этого они поссорились и хотели с ней помириться. Но мирной игры не получилось. Сначала ребенка избили, потом начали на нее мочиться. Затем засыпали палками и ветками так, что девочка чуть не задохнулась. По предварительной версии, дети зажигалкой прижигали руки и ноги девочки. Когда их спрашивают: как они пошли на такое, говорят: увидели по телевизору». Во многом жестокости наших детей способствуют компьютерные игры, Интернет и телевидение. Чего там только сейчас не увидишь. Никакой цензуры. А где же в их жизни добрые сказки, тёплые колыбельные, хорошие книги? Почему мир так представил им свои ценности? Почему информационное пространство современности формирует не созидание, а саморазрушение? Кто должен донести до молодого поколения духовное богатство, созданное веками на страницах книг и исторических событий? Бедность душевная и и деградация нравственная сочится из всех информационных каналов на наши детские души. Из-за этого ценности и хорошие качества, напрочь, пропадали у наших детей. Именно такое поколение у нас и растет.

История, литература – все это несет неоценимую информацию о настоящих качествах души человека. Хорошее кино может сделать многое для формирования лучших качеств детской души. Но где они сейчас, добрые фильмы и хорошие книги? Забыты и пылятся на полках? А их заменил информационный беспредел, низкосортные СМИ и дешёвые иностранные фильмы. ЖУТЬ! Именно поэтому, у современного, напичканного информационными гаджетами, молодого человека, таких качеств осталось очень мало. Читаешь интернет или смотришь телевизор и хочется плакать. Не зря говорят, что наше поколение – информационно-бездушное . Мы лучше будем сидеть за компьютером или прятать глаза в телефоне, чем пойдем и поможем родителям или бездомным животным. Ведь все, что ты сделаешь хорошего, вернется к тебе в стократном размере. «Кто, жертвуя собою, вздумал бы сперва рассчитывать и взвешивать все последствия, всю вероятность пользы своего поступка, тот едва ли способен на самопожертвование», - писал Иван Сергеевич Тургенев. Я согласна с ним на 100%.

Что мы оставим потомкам? Грубость, злость, неуважение к старшим. Печально, что именно таким «душевным богатством» характеризуется наше поколение.

Хотя, пожалуй, не всё так плохо. Не будем так негативно программировать будущее. И у нашего поколения есть ещё время научиться всем этим качествам. История развивается по спирали. Хочется верить, что наши потомки будут лучше нас. Есть смысл изменить своё информационное поле. Это вполне по силам каждому. Было бы желание. В наших семьях должны быть добрые книги. Наши дети должны будут смотреть добрые фильмы. Поэтому возьмите уже сейчас произведение о героях с огромной душой и начинайте учиться у них.

krisdzhoker | 29 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.