Пишем, как «хочем»
— После последней реформы русского языка в нем остались только два правила: «как слышим, так и пишем» и, между прочим, «слышим, как хочем»! – так в гневе восклицала учительница русского языка и литературы, героиня одной из театральных постановок, в которой мне довелось участвовать. Зал в ответ взрывался хохотом и аплодисментами.
А теперь уже нисколько не смешно.
Сегодня нередким явлением в Рунете стал так называемый «олбанский йезыг»: «аццкая» смесь орфографии русского языка с его фонетикой. Буквы на письме удваиваются и заменяются звуками, которые они дают. В результате русский язык бьется в истерике перед горе-«аффторами», неумолимо набирающими текст на клавиатуре на «олбанском». Постепенно явление это приобрело пугающие масштабы: из блогов «переползло» в социальные сети, сферу рекламы, а затем и в устную речь подростков. И в результате стало чем-то вроде дополнительного источника безграмотности, потому что некоторые современные дети говорят и пишут на «олбанском», а не на русском.
С одной стороны, это сродни моде:
— Нахлынет и схлынет, – считает преподаватель риторики Ольга Александровна Пермякова.
Но с другой стороны, «олбанский» – показатель убийственной непопулярности красивой и грамотной русской речи. Отсутствие образцов для подражания и пропаганды приводит к снижению уровня культуры языка. Средства массовой информации, которые по сути своей обязаны быть эталоном грамотности, к сожалению, не всегда оправдывают высокие ожидания и доверие своих читателей и слушателей по этой части. Даже последние реформы русского языка ставят в тупик. Снижение безграмотности через банальное уменьшение количества правил? К чему может привести путь наименьшего сопротивления? Красота языка – в его сложности, от которой мы сознательно отказываемся, выставляя себя не просто людьми безграмотными, но и равнодушными к своей культуре.
Я люблю свой язык и свою страну. Но патриотизм, дорогой Владимир Владимирович, не станет ценностным ориентиром до тех пор, пока дети не перестанут лениться писать слово «Россия» с заглавной буквы, пока не выучат, наконец, что в нем две буквы «с» (одна из самых распространенных ошибок Рунета по данным мини-проекта поисковой системы «Яндекс» «Работа над ошибками»).
И беда даже не в том, что, идя по улице, я встречаю таблички типа «ул. Карла-Маркса, 65», а в том, что в ответ на мое негодование по этому поводу, от некоторых ровесников я слышу:
— И чо?
И ничо! Пишите свои имена и фамилии через дефис и с маленькой буквы, коверкайте слова, втыкайте запятые куда попало, короче говоря, делайте, «что хочете». Но когда-нибудь каждый такой «грамотей» нового века столкнется с тем, что его поймут неправильно из-за его же безграмотности. И кто знает, к каким последствиям это может привести… Чего стоит классическое «казнить нельзя помиловать». Потому что русский язык, не в пример «олбанскому», так же сложен, как и богат.
Автор демотиватора: Альбинас Казлаускас