Творческие встречи Арт-клуба на ледоколе «Красин». «Байкальская переправа» – история Транссиба, которую мы не знаем
Какую роль сыграла переправа через самую узкую часть самого глубокого озера в русско-японской войне, при чём здесь ледоколы и «Большие гонки» – обо всём этом рассказывает документальный фильм «Байкальская переправа», с просмотра которого началась творческая встреча Арт-клуба.
Полушутя-полусерьёзно режиссёр Михаил Чумак заявил перед просмотром: «У фильма должен быть возрастной ценз 35+». Режиссёр, конечно же, преувеличил, но фильм действительно из разряда «кино не для всех»: он не несёт в себе и толики развлекательности. Основанный только на исторических фактах, без художественного вымысла, фильм «Байкальская переправа» погружает нас в эпоху царствования Александра III и Николая II и заставляет переосмыслить итоги противоборства с Японией.
История Транссиба – лейтмотив всей ленты. Строился железнодорожный хребет России в сжатые сроки, в условиях ограниченности ресурсов – как человеческих, так и материальных, не проходил через крупные сибирские города. Неужели он был так важен для страны?
Транссиб, в первую очередь, – стратегический проект. Соединить две половины огромной империи – развитую европейскую и почти неосвоенную азиатскую – вот что было важно в конце XIX века. Об этом помнил министр путей и сообщения князь Михаил Иванович Хилков, чьей судьбе в фильме уделяется большое внимание.
Но эти почти 10 тысяч километров рельсов не смогли бы функционировать, если бы не переправа через Байкал. Сибирская жемчужина стала препятствием развитию инфраструктуры и техническому прогрессу, конфликтовала с военными задачами империи, поэтому решено было сделать озеро частью этой инфраструктуры.
Знаковым оказалось то, что просмотр фильма проходил в салоне музея-ледокола «Красин». Переправу осуществляли два ледокола: «Байкал» и «Ангара», которые собирались на тех же верфях в Ньюкасле, что и «Святогор», позже названный в честь политического деятеля Советского Союза.
В фильме доказали не только значимость такого масштабного строительства, но и опровергли версию о позорном проигрыше России в русско-японскую. Да, флот был разрушен, но основные боевые действия велись на суше, и благодаря Байкальской переправе у России хватило бы ресурсов не только держать оборону, но и уверенно отодвигать вражеские войска на восток.
Байкальская переправа помогала не только в войну, но и в мирное время. Без неё могли бы не состояться первые трансконтинентальные гонки, о чём также упоминается в фильме.
«Байкальская переправа» Михаила Чумака – не просто фильм в документальном жанре, а работа пробуждающая нашу историческую память. Режиссер Михаил Чумак и его творческая команда заставляют задуматься не только о роли, казалось бы, маленьких и неизученных событий в истории страны, но ещё и о том, сколько таких событий остаётся за кадром.
Маргарита Пищальникова