Нужно полоть траву, чтобы она оставалась зеленой. 3 апреля 2021
Обзор на неординарную постановку «Маузер»
Премьера театрализованной оратории прошла в онлайн-формате в период пандемии коронавируса. Это был первый в истории Александринки случай премьеры в пустом зале, однако зрители все же смогли насладиться постановкой через интернет. Первые премьерные спектакли для зрителей в привычном нам формате идут уже сейчас.
Главные роли в спектакле исполнили Николай Мартон, Елена Немзер, Игорь Волков, Дмитрий Бутеев.
«Маузер» - неординарная, смелая постановка мастера из Греции - Теодороса Терзопулоса. В стенах Александринского театра спектакль был показан впервые в России. Постановка погружает зрителя в ужас противостояния 1917 года. Как оставаться человеком, и что вообще значит «человек», когда твои руки – это руки Революции?
Спектакль наполнен телесностью, чтобы усилить впечатление от внутреннего диссонанса и мучений тех, кто убивал, возможно, невинных людей по чужому приказу. Кто прав, когда твой враг – твой сосед, твой приятель, а может - твой брат? Ответ на этот вопрос зритель должен искать сам.
Особое внимание уделяется Библейскому мотиву. Начало похоже на Страшный суд: виноватого (как перед людьми, так и перед Революцией) ставят на фоне большого креста из ватников. С его уст слетают заученные, как Отче Наш, слова о Революции – богине тех времён. Герой ещё жив, но он уже отпет. Отрицая традиционную религию, Революция провозглашает свою, и это Теодорос Терзопулос прочувствовал и поставил великолепно. Абсурдность происходящего на сцене отображает абсурдность фанатизма, поэтому, стреляя в затылок своего раба его же руками, Революция стреляет в затылок себе.
Насущный хлеб революции - смерть ее врагов. Именно под таким девизом живет и сама революция, и партия, и ее рабы, чьими руками творится кровавая большевистская история. Главный герой не задумывается о приказах, которые получает сверху, а торопиться исполнить их в лучшем виде. Таким он удобен революции - не задает вопросов, не ищет ответов, не перечит и не сопротивляется. Но, как только он обращает внимание на тех, чьи жизни забирает у стен каменоломни, как только видит их мозолистые натруженные руки, в точности как у него, работа перестает казаться “обычной”.
И именно в тот момент, когда приходит секунда сомнения, раб и слуга революции превращается в очередного врага, которого устранят новые молодые ребята, еще не разочаровавшиеся в романтизме свержения старого строя.
Но не останется ли революция одна, если каждого, кто сомневается, она готова раскатать в лепешку и скинуть к стенам каменоломни? Кто будет поддерживать и раздувать огонь революции, пока идет охота на ведьм?
Стоит обратить внимание не только на то, что происходит на сцене, но и на события в партере. В центре зала, на одной из скамеек также сидят актеры, которых с первых рядов не видно. Когда они, наконец, вступают в игру, для зрителей партера срабатывает сильнейший эффект неожиданности, который в какой-то степени делает их непосредственными участниками происходящего. Кто они? Рабы революции или враги революции? Пополнится ли шеренга из обуви на сцене?
Постановка была принята далеко не всеми зрителями - некоторые из них ушли со спектакля. Однако это и делает “Маузер” таким сложным и интересным одновременно. Возможно именно вы сможете разглядеть в нем что-то новое?
Текст: Воронова Анна, Вероника Золотова
Фото: Алина Головина