Петров-Водкин в Русском музее
На выставке, приуроченной ко 140-летию со дня рождения художника, представлено около 250 произведений живописи и графики из собраний Русского музей, Третьяковской галереи, других российских музеев и частных коллекций.
Открыл выставку директор Русского музея Владимир Александрович Гусев, подчеркнув в приветственной речи колоссальное значение проведения столь масштабной выставки именного в стенах корпуса Бенуа. С необычайным воодушевлением работали журналисты местного и федерального телевидения, располагаясь рядом с шедеврами Петрова-Водкина. Кроме того, на предпоказе присутствовала городская пресса, начиная от «Санкт-Петербургских ведомостей» и заканчивая газетой «Метро».
Присутствующим посчастливилось первым увидеть и «Купание красного коня», и «Изгнание из рая», и «Богоматерь Умиление злых сердец», а также менее известные широкой публике картины - «Новоселье (Рабочий Петроград)», «Играющие мальчики», «На линии огня». На выставке можно оценить не только этапные работы художника, освещающие периоды его творческой биографии, но и этюды и эскизы, позволяющие прочувствовать процесс работы художника.
Наталья Михайловна Козырева, заведующая отделом графики Русского музея, так оценивает положение рисунков в масштабе выставки:
- На этой выставке, поскольку она такая обобщённая, рисунок играет очень важную роль – это особая мелодия, которую, конечно, нужно услышать. Мы выбрали те вещи, которые характеризуют определённые этапы его творческого развития, поскольку рисунок очень хорошо это показывает. Вначале – это учёба, овладение большой монументальной формой, за которой видится глубокий гуманистический смысл. 1910-е годы – это сопоставление: те образы, которые он воплощал в живописи, они возникают таким пунктиром и в его графике. Следующий этап его графического взлёта – это сразу послереволюционные годы – 1917-18 гг., где появляется особая форма, появляется станковый рисунок.
Ольга Михайловна Мусакова, куратор выставки, также высоко оценивает важность созданной экспозиции:
- Мы раскрываем процесс развития творческой идеи и классического разрешения этой идеи. Выставка избранного, но тем не менее она претендует на то, чтобы показать постепенно этапы эволюции мастера и важные этапы его творческих достижений, начиная от раннего творчества. К сожалению, нам не удалось занять большие площади для выствки, потому что это финансовые затраты. Наш альманах несколько шире состава выставки – для того, чтобы показать читателю еще больших охват творческих достижений мастера.
Посещение предпоказа оставило исключительно приятные впечатления у членов Арт-клуба и слушателей семинара «Городская культура и стиль жизни: журналистский контекст». И тут, и там щелкали затворы камер Екатерины Седошенко и Мао Жуньдуна, так что кроме ярких воспоминаний у архива Арт-клуба появилось множество прекрасных снимков.
Насладиться шедеврами Кузьмы Петрова-Водкина можно будет до 20 августа.
Текст: Софья Садовская, Дарья Ефремова
Фото: Екатерина Седошенко и Мао Жуньдун