Отражение эпохи
Фотоклуб «Зеркало»: Ленинградская любительская фотография 1970–90-х годов ХХ века

Проект фотоклуба «Зеркало», посвященный исследованию ленинградской клубной любительской фотографии второй половины ХХ века, был представлен 30 ноября в музейно-выставочном центре «Росфото» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по культуре Санкт-Петербурга в рамках V Международного культурного форума.

В коллекции экспозиции представлены работы более ста авторов и удивительно, что до некоторых пор о многих из них не было известно практически ничего.

Дизайн помещения выставочного центра, выполненный в сдержанном и спокойном тоне, настраивает на полное погружение в содержание художественных объектов. Особую атмосферу конструируют материальные свидетельства и исторические документы, размещенные в одном из залов на стенах и под стеклом.

Выставка, хоть и является временной, но воплощает полноценное исследование такого уникального явления как ленинградская фотография в самом неоднозначном временном отрезке существования Советского Союза. Визуализируя эпоху, фотография документирует детали, способные в точности перенести через многие лета настроение, запах, звуки того мира, в котором ей была дарована жизнь.

Появление «Зеркала»

Всё началось со штатного фотоклуба во Дворце культуры им. Кирова, что в 1976-1978 гг. «жил» на Большом проспекте Васильевского острова и из которого вскоре после его появления, выросло объединение людей, по-особенному относящихся к фотографии - «Зеркало» увидело свет. Попасть в состав клуба мог любой желающий фотограф, но только после прохождения последовательных процедур, причем, весьма строгих – работы кандидатов обсуждались на открытом голосовании, и там же принималось окончательное решение.

Основной «костяк» группы составляли представители советской фото-индустрии, среди которых - председатель фотоклуба Евгений Раскопов, В. Бертельс, П. Иванов, М. Дмитриев, А. Смирнов, В. Капустин, Г. Ткалич, А. Игнатьев, О. Трубский, С. Подгорков, А. Титаренко, Ю. Амелин.

Рассвет

И затем – понеслась череда выставок, творческих экспериментальных открытий. Но, как известно, для всякого рода самовыражения время бытовало тяжкое. Многое запрещали. И не всегда оказывалось возможным в желаемой форме вдохнуть жизнь в произведение без потери главного смыслообразующего ядра. Но, как водится, человек творческий всегда найдет оригинальный способ самовыражения, а особенно, если человек этот не один, а целая группа единомышленников.

Порой, деятельность клуба выходила и за рамки бетонных конструкций, помещений выставочных залов, фотомагазинов. Полет фантазии и танец воображения, совершаемые у природы на ладони, стали этакой «визитной карточкой» команды. Пленэры проходили в Стрельне, во дворцах, уже почти разрушенных, в Комарово, в Яппиле (Ленобласть).

Сумерки

За все время своего существования, фотообъединение организовало и успешно воплотило одиннадцать выставок. Вскоре, после последней, - в 2003 году, не стало Раскопова. Сумерки все сгущались... И постепенно, вслед за ними наступала «ночь», негласно обозначая конец эпохи.

Собирая осколки

Попытка диалога, организованная в пространстве «Росфото», - состоялась и, стоит заметить, весьма успешно. Ей даже можно было бы присвоить число «12» - двенадцатая выставка, поселившая в умы современников понимание того, что всё-таки это феномен - ленинградская фотография. Если обратиться к опыту прошлого, то можно вспомнить явление «фотоорбиты», автором которого стал В. Асанов (член фотообъединения «Зеркало»). Суть «Орбиты» состояла в запуске фотоколлекции одного из клубов по определенной цепочке адресов, а, дойдя до последнего, она бумерангом возвращалась на родину.

Можно сказать, что до нас с вами тоже дошла очередь. Только бросок этот имеет не физические характеристики, а временную протяженность. И сотни молодых людей, что ступали за порог зала, с первой минуты, будто очарованные приятной тяжестью предстоящего поглощения смыслов, - останавливались, переглядывались, смотрели, размышляли.

Сакральный процесс работы с техникой производства фотографии XX века часто непонятен, а иногда и вовсе неизвестен сегодняшнему юному обывателю мегаполиса, который привык видеть мир в объективе цифровой фотокамеры, обладающей исключительным правом выбирать из тысячи возможных вариантов и комбинаций цвета и света в пространстве.

Проект предоставляет возможность рассудительно подойти к вопросу одновременно связи и «непохожести» времен. А для профессионала, работающего в фото-индустрии сегодня, важно помнить о том, что социальная роль его произведений достаточно высока, чтобы производить манипуляции с сознанием наблюдающего и от тона беседы, который задается каждым фрагментом на фотографии, зависит дальнейшее восприятие и, в конце концов, исход «разговора».

В силу различных обстоятельств, накрывших век двадцать первый, в мир искусства вторгается компонент довольно сильный, чтобы быть отторгнутым вовне той силой, с которой был в него запущен. Яркий плакат с жирно выведенным «ВЫГОДА» предшествует всякому искусству, что расходится с истинным его предназначением, как рубаха на изрядно пополневшем теле. Денежными знаками измеряется то, что раньше нельзя было вписать в замысловатую систему финансово-экономических отношений. «Да посмотри же в окно, это новый ритм, новый мир! Столько возможностей преуспеть и прославиться!» - пускай в разной форме, но с одинаковой интонацией сегодня слышится все чаще.

Состояние искусства, когда оно способно сотрясать спокойные умы и смягчать кричащие распри, успело перейти в ранг «идеальных». Вызов, который бросила повседневность творцам нового тысячелетия, - строг и категоричен. Но, к счастью, существуют «островки спокойствия», о которых в эстетическом ключе можно говорить как о местах честного, откровенного разговора по душам, нивелируя финансовый компонент или исключая его вовсе. Это места, собирательное наименование которых в англоязычном мире известно как «zen space» - «пространство дзен», и где фотография, как часть пространства культурного – не готовый результат с ценником наперевес, а идея, оставляющая место для осмысленного и спокойного зрительского комментария.

Своеобразный диалог, в котором сквозь черно-белую плоскость смыслов и образов кто-то протягивает руку и затягивает давно забытую мелодию, а услыхав ее, многие из нас подумают: «Где-то я это уже слышал…» и рванут смахивать пыль с фотоальбомов родителей или своих собственных.

Метафизика послания, адресованного в сегодняшний день лицами и образами, глядящими со стен зала, - исключительна. В виду скорости сменяющих друг друга эпох можно предположить, что существование «Зеркала» сегодня в такой форме, какой она была задумана изначально, скорее невозможно. Ибо форма склонна к пространственно-временной деформации и приобретает совершенно иные очертания и способы представления. Фокус на содержании, смыслообразующем компоненте, который определяет ценность не материальную, но духовную, человеческую – вот та струна, которая в некотором смысле была натянута небольшой группой людей в 1978 году и устремляется в наше сегодня, пребывая в трепещущем ожидании момента, когда родится первый звук, а затем и мелодия. Мелодия нового тысячелетия, написанная уникальным языком фотографии.

Анастасия Борисенко, член Арт-клуба,
магистрантка ВШЖиМК

Всего страниц 9
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация