Творческий юбилей Заслуженного деятеля искусств России Александра Чепурова
Текст: Арина Сенаторова, студентка СПбГУ
13 декабря 2021 года в Царском фойе Александринского театра состоялся творческий юбилей Заслуженного деятеля искусств России, заместителя художественного руководителя театра и известного театрального историка Александра Чепурова, в рамках которого состоялась лекция на тему «”Маскарад”: воспоминания для будущего». Члены Арт-клуба СПбГУ познакомились с историей постановок «Маскарада» в Александринском театре и отследили исторический путь классических образов, воплощённых на современной сцене Александринского театра в 2014 году.
Первая постановка «Маскарада» была представлена публике в 1852 году, однако подготовлена была ещё в 1832. Такой промежуток обусловлен запретом властей на показ из-за глобальной идеи гибели современного мира: она воплощалась в сценографии, в декорациях, подготовленных ещё в 1832 году в Германии братьями Гроппиус и в финальной сцене венчания испепелённого мира венчиком из белых роз – символом жены Николая I Александрины. И только в 1852 году, когда эпоха романтизма с характерными настроениями гибели современного общества и мира осталась в прошлом, «Маскарад», переработанный в мелодраматическом жанре, показали на сцене театра.
Мейерхольдовская постановка 1910 года характерна использованием приёмов прошлого, которое актуализировано приёмами настоящего. Так, сохраняя игру двух планов – на просцениуме и в декорации, решено было использовать интермединый занавес. Особую ценность постановок «Маскарада» Мейерхольда составляют декорации, созданные по мотивам реально существующих интерьеров Петербурга – кабинет Арбенина является отсылкой к интерьерам коттеджа Николая I и Александрины в Петергофе.
Камерность музыки предыдущих постановок «Маскарада» не устраивала Мейерхольда, поэтому Глазунов, продумывая музыкальное сопровождение, опирался на творчество классиков – отчётливо различимы мотивы «Вальса-фантазии» Глинки, а музыкальная структура отсылает к опере «Пиковая дама» Чайковского.
Современная постановка 2014 года отличается от своих предшественников не только использованием новейших театральных технологий, но и идеей – она повествует о том, что жизнь и театр отличаются друг от друга, о том, что люди – не куклы, актуализирует проблемы искренности человека в быте и общении. Воплощена идея при помощи использования анимированных фотографий на арьерсцене и кукол героев постановки в полный рост. Дополненное мотивами разных эпох музыкальное сопровождение современной постановки насчитывает всего 4 картины, но по своей выразительности не уступает предшествующим версиям.
«Я впервые прихожу в театр не зрителем, а слушателем лекции», –отмечает студент СПбГУ, член Арт-клуба, Виктор Ткачёв. «Но подобный формат творческих встреч мне понравился. Было очень интересно узнать о театральном искусстве не с позиции зрителя, а с точки зрения истории. Особенно приятен был сам Александр Чепуров – увлеченный делом человек, он вносит колоссальный вклад в развитие истории искусств».