Бурные аплодисменты на сцене Александринки: премьера спектакля по мотивам Кафки «Процесс»

Студенты СПбГУ, участники Театральной гостиной Арт-клуба - первые зрители премьерного спектакля венгерского режиссёра Аттилы Виднянского «Процесс». Нам посчастливилось посетить генеральную репетицию, погрузившись в творческую, необычную и незабываемую атмосферу, а потом окунуться в театр абсурда на премьере.

Аттила Виднянский считается одним из лидеров современной европейской сцены, поэтому спектакли, над которыми он работает, имеют особенное значение для всех любителей театра. «Процесс» по мотивам произведения Ф. Кафки - не первый спектакль режиссёра в Александринке. Театралы уже имели возможность побывать на его спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского, премьера которого состоялась в сентябре 2016 года и открыла Х Международный фестиваль «Александрийский».

Возвращаясь к «Процессу» хочется сказать, что смесь классического произведения и современного видения режиссера создает невероятную сценическую картину. Масштабные и изобретательные декорации, яркие музыкальные образы, потрясающая игра актеров, их диалоги и монологи смогли сохранить изначальный смысл произведения Ф. Кафки, но также привнесли в него частицу современного мира с его порой более абсурдной и психоделической атмосферой. История Ф. Кафки о торжестве бюрократического абсурда обрела поистине новое звучание благодаря уникальному видению Аттилы Виднянского.

Своими впечатлениями делятся студенты Санкт-Петербургского государственного университета:

Абрамов Дмитрий: Благодарное ли это занятие - переносить Кафку на сцену или экран? Возможно ли передать тот страх, жалость, пугающий сюрреализм, ощущение тягучего сна, которое спрятано в тексте? Венгерский режиссёр Атилла Виднянский, работая над этим сложным вопросом, перенёс холодок Кафки в теплые золотые интерьеры Александринского театра.
Самой яркой частью постановки была талантливая игра с пространством сцены, которое разделялось на разные пространственные и временные отрезки, взаимодействующие между собой. Услада зуммера! Можно переключать своё рассеянное внимание между одновременно происходящими сюжетами и не утонуть в долгом депрессивном монологе. Такой же приятно отрезвляющей деталью выступал постмодерновый дядя Йозефа Альберт в исполнении Игоря Волкова. Дядя предлагал зрителям маринованные огурцы (запах рассола в Александринке — уже искусство), ругал пьесу, просил актеров не перебивать друг друга. Короче говоря, выступал комедийным элементом, снижающим тяжёлый пафос пьесы, дающий глоток воздуха в бюрократической духоте Кафки. Оригинальный текст тяжел, колюч, местами мутен и тошнотворен как Платонов, в чем, собственно говоря, и состоит прелесть книги. А спектакль напротив: красочен светом, полон запоминающихся образов, иногда граничащих с поп-артом, ярок костюмами аляповатых цветов и вездесущими Магриттовскими шляпами. Но это не вредит силе произведения. Оно работает. Как и книга, спектакль наводит не только на избитые христианской трактовкой Кафки мысли о врождённой вине человечества, но и над тем КАК можно разрешить человеку обвинить человека, о невозможности людей договориться между собой, о хрупкости любой, даже самой крепко устроенной жизни.
Определенный размах пьесе придаёт использование современной немецкой музыки. Грубый немецкий вокал с тяжёлым роком подмигивает зрителю всем пугающим величием немецкой культуры: дескать, какая же она разная и обильная сильным искусством. При всей красочности формы, содержание пьесы не изменилось. Нет никаких интерпретаций, включения в современный контекст, произведен достаточно классический перенос текста в действие, что понравится, конечно, далеко не всем, из-за чувства подсмотренных спойлеров и несбывшегося ожидания игры режиссера с материалом.
Хорошая ли эта пьеса? Да. Но книга, даже в переводе, все равно масштабнее, страшнее, живее. Вопрос возможности сильной постановки/экранизации Кафки — считать открытым.

Генерова Елизавета: Так повелось, что работы Кафки в своих экранизациях и постановках всегда мрачные, чёрные, нуарные. У Виднянского же мир «Процесса» полон красок, он яркий и разнообразный, как сон ребёнка. Гениальная сценография действительно погружает зрителя в мир, где неясно, что реально, а что происходит лишь в голове главного героя, сыгранного Иваном Трусом. Ведущий актёр, на мой взгляд, выбран крайне удачно — Трус раскрылся в образе Йозефа К, он играет 3,5 часа на одном дыхании, не теряет темп и точно доносит эмоцию.
Сам спектакль многогранен и отвечает на тысячу вопросов о жизни человека в обществе, о его отношении с государством, о его роли в перемалывающей, беспощадной и бессмысленной системе. Одновременно на сцене происходило множество параллельных действий, за которыми было хоть и сложно, но интересно наблюдать, ведь каждое из них несло свой смысл.
По-моему мнению, «Процесс» удался! Ведь по истине завораживающая, динамичная, сложная сценография спектакля уже удовлетворяет все запросы своей эстетикой.

Лысенко Мария: По спинам всех зрителей Александринского театра пробежал холодок. Большая премьера спектакля по мотивам романа Франца Кафки “Процесс” от режиссера Аттилы Виднянского не оставила равнодушным никого в тот вечер. Кто-то сетовал на то, что “недостаточно страшно”, кто-то удивлялся, как 4 часа можно смотреть на постоянно сменяющиеся действия под непонятную вакханалию возгласов, но большинство, как и автор этого отзыва, находились в полном восторге от буйства красок и эмоций. Стоит отдать должное оформлению спектакля - такого размаха и такой фантазии в декоре не доводилось видеть довольно давно. Представьте себе огромную голову ребенка, которую в последствии разбирают на части актеры, огромные бусы, занимающие всю сцену, и ракушку, в которой принимает ванну одна из героинь. Добавляем туда устрашающую музыку, разнообразную цветовую подачу, и получается невероятно зрелищных спектакль.
Человек ведь всего лишь крупица, с которой может произойти все что угодно, и он ничего не сможет поделать с обстоятельствами. Он будет бороться и бороться, чтобы ужасный процесс прекратился … а потом захочет начать все снова.

Насладиться этим увлекательным и невероятно атмосферным спектаклем смогут все желающие. Премьерные спектакли состоятся 23 декабря в 19:00 на Основной сцене Александрийского театра, а также 15 и 16 января 2022 года.

Авторы текста и фото:
Валерия Ершова, редактор театрального отдела Арт-клуба;
Дмитрий Абрамов, магистрант, 1к.;
Елизавета Генерова, специалитет, о-з;
Мария Лысенко, магистрант, 1 к.

Всего страниц 12
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация