ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЗАКУЛИСЬЯ
Весной много светлых, радостных праздников. Один из них — Международный день театра. С 1961 года работники театра отмечают профессиональный праздник 27 марта. Студенты СПбГУ провели этот день в Александринском театре, где начальник общего отдела Сергей Андреевич Прикладовский провёл для нас уникальную экскурсию по самым потаённым уголкам Новой сцены. Сергей дал нам пропуск в святая святых театра — за кулисы. Театр — это особый, скрытый от посторонних глаз, закрытый мир, где царят свои законы. Какие тайны хранят его стены?
Наша экскурсия начинается. Мы с Сергеем проходим из фойе в какую-то таинственную дверь, и вот мы уже "за кулисами". Останавливаемся у стенда с надписью "режиссёрское управление". Именно отсюда сами актёры из гримёрки выходят на сцену. Дальше идём по бесчисленным синим коридорам и тёмным помещениям. Неожиданно оказываемся в "трюме" — так актёры называют механизм, спускающий актёров на сцену. Эта внушительная конструкция поражает воображение. Внешне напоминает строительные механические приспособления. Оснащённая несколькими площадками, она позволяет опускать сразу несколько групп людей одновременно на 2, 10 метра от планшета за 30 секунд! Как такая машина не стирает людей в порошок? Для этого существует "стоп-линия" — мягкая балка, при любом, даже самом лёгком, прикосновении к которой, вся конструкция тут же останавливается.
Перемещаемся на съёмочную площадку. Наш гид объясняет, что у театра, кроме обычных, "реальных", есть и много онлайн зрителей, поэтому ведутся трансляции спектаклей. К сожалению, свет на сцене не может сделать качественным одновременно показ для "живых" зрителей, и для виртуальных. В зависимости от их количества освещение меняется в ту или иную сторону. Либеральный подход! Таким образом, театральная площадка содействует сокращению дистанции между театром и публикой.
Следующий на очереди макет, сделанный к постановке "Чук и Гек". "Спектакль очень хороший. Мы получили за него "Золотую маску" — высшую театральную награду", — с гордостью делится С. А. Прикладовский.
Поднимаемся на прозрачном лифте с видом на улицу и попадаем в оранжевый сектор комплекса. Заходим в учебную аудиторию, из которой есть выход на крышу, так что в перерыве все могут подышать свежим воздухом, что весьма удобно.
Не считая "трюма", больше всего меня впечатлила медиа-студия. Своя театральная телевизионная студия! Здесь много экранов, стол, мягкие кресла. Творческая атмосфера. Чувствуется, что команда дружная и своё дело знает. Театрально-культурный комплекс "Александринский", открытый в 2013 году, не имеет аналогов ни в России, ни на Западе. Новая сцена Александринского театра оснащена по последнему слову техники. Активное использование инновационных технологий является одной из главных задач деятельности театральной площадки.
Создатели Новой сцены креативно использовали разные цвета. Чувствуешь себя как в лабиринте — везде одинаковые стены, коридоры, переходы. В одном из "лабиринтов" — красном, мы заблудились. У нас был своеобразный квест — вспомнить, как возвращаться обратно. Долго бродили по залитой солнцем лестнице "красного" крыла и коридорам. Словно в фильме "Куб" — никак не выбраться.
Впечатление от экскурсии окрыляющее. Ощущение причастности к таинственному, неизведанному миру. Появилось горячее желание сходить на спектакль, чтобы увидеть все чудеса воочию! Интересно, как изменится современный театр через полвека?
Текст: Анна Пантина, член Арт-клуба Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ