Спектакль «Мамаша Кураж и её дети»

Спектакль «Мамаша Кураж и её дети» в Александринском театре стал премьерным не только для нашего города в целом, но и для меня лично – это моё первое непосредственное знакомство с Бертольдом Брехтом. Разумеется, я читала об этом драматурге, знаю, что он создал «эпический театр», ввёл в свои пьесы и в театральное искусство вообще «приём очуждения». Однако, читать драматические произведения я не люблю, всё-таки их пишут для того, чтобы зритель увидел историю на сцене. Поэтому на спектакль я шла с очень смутным представлением о пьесе «Мамаша Кураж и её дети».

На протяжении всего спектакля, который длился два часа (без антракта), на ярусах не прекращалось оживление: люди хлопали дверьми, выходили, возвращались, снова выходили. Это, конечно, отвлекало от действия. Вот и вопрос: зрители были недовольны пьесой Б. Брехта или же постановкой режиссёра Т. Терзопулоса.

Думаю, описывать сюжет нет смысла, поэтому перейдём сразу к главной героине – Мамаше Кураж. Актриса Елена Немзер действительно блистательно справилась со своей ролью. Она показала нам одновременно сильную и слабую, живую и мёртвую, страшную, но при этом удивительно притягательную женщину. Для неё в жизни есть всего две вещи – дети и деньги, или деньги и дети. Что важнее для Анны Фирлинг (так на самом деле зовут героиню) каждый ответит сам. Но раз сам Брехт назвал свою пьесу «Мамаша Кураж и её дети», а не «деньги», значит, всё-таки родные чувства по замыслу автора должны возобладать.

Режиссёр постановки Теодорос Терзопулос однозначного ответа на этот вопрос также не даёт. Кураж теряет младшего сына из-за денег (пока сбивает цену за его выкуп, Швейцеркаса убивают). Узнав о смерти старшего – Эйлифа, соглашается, чтобы его похоронили чужие люди, да ещё и даже на последний путь для любимого ребёнка жалеет денег.

Поскольку действие пьесы происходит в годы Тридцатилетней войны, то неудивительно, что спектакль производит мрачное впечатление. Создают его: музыка, практически отсутствующие декорации, тёмные костюмы актёров. Кстати, чёрный и красный – два главных цвета, которые используются в постановке. Смерть и плоть (жизнь), обличье священника и страсть, деньги и любовь.

Соблюдены традиции Б. Брехта: эффект «очуждения» – зрителю не дают расчувствоваться в трагичных моментах, сатирические зонги, и, конечно, рассказчик, включенный в развитие истории. Конферансье Николай Мартон удивительно органично каждый раз «появлялся» на сцене.

Для меня постановка «Мамаша Кураж и её дети» выразилась в одной фразе, звучащей в пьесе: «Ты хочешь кормиться войной, а сама со своими детьми думаешь отсидеться в сторонке?». Удивительно точные слова, которые относятся ко всем людям и в мирное время они актуальны не менее, чем в военное.

Текст и фото: Евгения Чиркова, член Арт-клуба

Всего страниц 6
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация