Театральная сцена как отражение человеческой жизни
Автор текста: Лай Линчжи
Автор фото: Мао Жуньдун
100-летию «Маскарада» Всеволода Мейерхольда посвящен спектакль Александринского тетра «Маскарад. Воспоминания будущего» Валерия Фокина. Студенты Санкт-Петербургского университета Лай Линчжи, Ли Жань, Мао Жуньдун, Ли Шуцзэ получили возможность соприкоснуться с этим уникальным шедевром.
Началу спектакля предшествовала экскурсия по театральному музею, где мы увидели костюмы времен Мейерхольда, узнали, как наследие художника Головина сохранили в годы репрессий и блокадного Ленинграда, познакомились с прошлым и настоящим Александринского театра.
На сцене зрители как будто видят себя, свою жизнь. Любовь, измены, вера, сомнения, ревность, ненависть, месть, слёзы, горе, сожаление… Разве это не вечные вопросы бытия? Когда Нина спросила Арбенина: «Ты меня не любишь?» Я в душе ей ответила: «Он тебя любит, но скрывает свое чувство под “Маской” из-за ревности». Когда-то думала, что крайность любви - ненависть. А на спектакле поняла, что крайность любви - всё ещё любовь. Просто иногда ненависть, ревность, сомнение занимают наше сердце и мы забываем, что мы всё ещё любим. Арбенин - несчастный человек. Он познал все человеческие пороки и в результате уже не верит никому, включая и добрую, чистой души Нину.
Название «Маскарад» не только указывает на фон, где произошла история, но и намекает на Маску целого общества: обманы, иллюзии, абсурд в человеческой жизни. Валерий Фокин, используя современные художественные и технологические театральные приемы, удачно создал на сцене пересечение прошлого и настоящего, иллюзии и реальности, столкновение ангелов и демонов, борьбу добра и зла.
Уже прошло сто лет со дня премьеры спектакля «Маскарад». В 1917 году зритель зашел в зал при одной власти, а после спектакля оказался в другой стране… Если сравнивать с нынешней ситуацией, хочется верить тому, что история периодически повторяется. Театральная сцена – это отражение человеческой жизни.
Костюмы, реквизит, декорация, хореография, актерское мастерство, музыка данного спектакля - восхитительны. Чёрно- белое поле, разделенное на квадратные кусочки, отражает внутреннюю борьбу Арбенина. Тонкое белое платье, свежие розовые украшения на волосах Нины сразу показывают невиновность героини. Люди в масках символизируют ложь светского общества, иллюзию человеческой жизни... А музыка сопровождает каждую сцену и приближает зрителей к происходящему...
«Если маскою черты утаены, тогда маску с чувств снимают смело» - монолог актёра приводит зрителя к пониманию внутреннего мира главного героя Арбенина и самого Лермонтова. Как пророчески мыслил Лермонтов! Как мудро и гениально Всеволод Мейерхольд поставил его «Маскарад» на сцене вопреки политическим сложностям! А Валерий Фокин осуществил перекличку эпох, проблем, героев – прошлого и настоящего!
Лермонтов своим образом, своими великими произведениями раскрыл человеческую жизнь. Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Под «этим мальчиком» он имел в ввиду именно Лермонтова. Нам в любом случае нужны и Толстой, и Достоевский. Но хорошо если бы Лермонтов жил на белом свете подольше. С ним человечество узнало бы себя лучше.