Пресс-конференция в ТАСС: гастроли «Студии театрального искусства» на Новой сцене Александринского театра. 18 февраля 2025 года
18 февраля состоялась пресс-конференция, на которой обсуждались гастроли московской «Студии театрального искусства». Гастроли пройдут на Новой сцене Александринского театра с 18 по 29 марта при поддержке министерства культуры РФ и в рамках программы «Большие гастроли».
Гостями пресс-конференции стали художественный руководитель «СТИ» Сергей Женовач, заслуженный художник РФ Александр Боровский, помощник художественного руководителя Наталья Витвицкая, артисты театра Ольга Калашникова, Сергей Аброскин и Варвара Насонова. Дистанционно во встрече участвовал и директор Александринки Александр Малич. Модератором встречи выступила Алевтина Сатикова, руководитель пресс-центра ТАСС в Санкт-Петербурге.
— Оглядываясь в прошлое, хочу сказать, что много лет назад Александринский театр стал для нас вторым домом, — выступил с приветственным словом Художественный руководитель «Студии театрального искусства» Сергей Женовач. — В этом году СТИ празднует двадцатилетие, и мы счастливы отметить юбилей в Петербурге, в культурной столице. Не скрываю: мы волнуемся, нам важно, как примет наши спектакли петербургский зритель? И в то же время выступать здесь — всегда особая радость и ответственность.
Театральный коллектив привез пять спектаклей, каждый из которых будет сыгран дважды. В репертуар вошли «Заповедник» по Сергею Довлатову (при работе над представлением труппа ездила даже в Пушкинские горы), «Самоубийца» и «Мандат» по Николаю Эрдману. Гастроли завершаются спектаклями Чехова, одного из любимых авторов труппы СТИ. Будут показаны «Три сестры» и «Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!».
Александр Малич отмечает, что для него огромная радость принять СТИ на Новой сцене. Александринский театр с гостеприимно открывает свои двери: зрительский интерес огромный, а все билеты на спектакли «Студии театрального искусства» уже почти распроданы.
— Как спектакли будут адаптированы к возможностям Новой сцены?
— Концептуально спектакли не поменяются, — отвечает Александр Боровский. — Ждем момента, когда представим наши работы на этой площадке.
Алевтина Сатикова обратилась с вопросом к Ольге Калашниковой.
— Расскажите, пожалуйста, о постановках, которые будут представлены в Санкт-Петербурге. Что для вас значит театр?
— Театр за долгие годы стал неотделимой частью моей жизни, — призналась Ольга Калашникова. — Нашей труппой мы прошли длинный творческий путь. С Сергеем Аброскиным мы еще вместе учились в ГИТИСе. Забавно, что в спектакле «Обломовщина» раньше я играла любимую женщину главного героя, а теперь выступлю в роли его матери. Как мы доросли до этого? — смеется Ольга Калашникова.
— Для нас эти гастроли — праздник, — добавил Сергей Аброскин, — а стены театра греют, как родные.
Варвара Насонова рассказала, какой спектакль имеет для нее особенное значение.
— Работа над «Вишневым садом» была для нас трудоемким и интересным процессом. Мы рассуждали о том, какие чувства скрываются за паузами между чеховскими репликами и как их показать. Мы искали ключ к новому пониманию произведения великого классика.
— Нам очень радостно и приятно, что гастроли СТИ пройдут именно на Новой сцене Александринского театра. Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно эту площадку?
— Давно, когда здание нашего собственного театра еще строилось, Валерий Фокин, тогда руководитель Центра Мейерхольда, любезно приютил нас, и мы три года работали и выступали там. И вот, спустя двадцать лет, нити наших судеб снова переплетаются, чему мы очень рады.
— Что для вас сегодня Чехов? Была ли у вас цель поставить «Вишневый сад» так, как еще никто не ставил?
— Чехов — значимый для нас автор. Конечно, «Вишневый сад» каждое поколение режиссеров раскрывает по-разному. Наша пьеса была экспериментальной, нам захотелось заглянуть за слова. Что скрывается за краткими репликами и молчанием героев? Мы придерживались принципа писателя «Краткость — сестра таланта» и «урезали» текст, стараясь передать пространство между строк. Молчание, взгляды, мимика иногда бывают важнее слов, и в них есть глубина.
— Было непросто, но мы справились, — добавляет Ольга Калашникова.
— Помните, прежде чем покинуть сад, Раневская просит пять минут? — продолжает Сергей Женовач. — Раньше мы пропускали эту ремарку, не придавали ей значения. Но потом задумались о том, какой в ней заключен глубокий смысл. Героиня просит помолчать пять минут перед тем, как покинуть то, что было сутью и ценностью всей ее жизни. И не нужны слова «прощай, сад!», достаточно мысленно проститься с ним. А зрители наверняка подумают про свой «дом» и «сад» вспомнят про то, что им дорого, и тоже помолчат.
— Как формировали программу гастролей? Почему в репертуар вошли именно эти спектакли?
— Сначала мы хотели привезти как можно больше спектаклей, но потом решили взять с собой только самое лучшее. Выбрать было непросто — нам нравится все наши работы. Но все-таки на Новой сцене Александринского театра мы представим то, чем больше всего гордимся.
— Прошлый сезон СТИ прошел под девизом «Сезон учеников». Планируются ли еще премьеры и спектакли режиссеров Вашей мастерской, насколько Вам важно их присутствие в театре?
— Мне кажется, очень важно, чтобы артисты и режиссеры учились вместе и все время взаимодействовали, а спустя время последние должны построить свой театр и свой «дом». Наши ученики сейчас трудятся над спектаклями в разных городах. Среди них, например, выпускник нашего последнего набора, Сергей Тонышев, который поставил «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова. До нас он работал и у Константина Райкина в «Сатириконе», и в «Современнике». За сезон он поставил целых семь спектаклей, сейчас продолжает работу. Студия будет и в дальнейшем набирать новых учеников.
— Вносите ли студенческие спектакли в репертуар СТИ?
— Студенческие спектакли — это только начало творческого пути молодых актеров и режиссеров. Мы гордимся работами наших учеников, и все же на профессиональной сцене другие законы и правила — для создания спектакля, который будет в репертуаре театра много лет, требуется усилия множества профессионалов и накопленный за годы опыт.
Артисты поделились, как они справляются с волнением: как каждый сплоченный коллектив, в труппе все «держатся друг за друга», а перед выходом на сцену, чтобы меньше тревожиться, можно выпить стакан воды.
— Нет артистов, которые не волнуются, — добавляет Сергей Женовач. — Легкое волнение — это естественно, но при этом глубоко в душе должно быть спокойствие.
В завершение пресс-конференции Александр Малич пошутил об особенности петербургского зрителя: увидев афишу, задуматься о том, что надо сходить, отложить в долгий ящик, а за неделю до спектакля в спешке искать свободные места. В каждой шутке есть доля правды, и, возможно, с покупкой билетов на спектакли «Студии театрального искусства» стоит поторопиться!