Портрет Николая II 96 лет скрывался за изображением Ленина.
Материал подготовила Ольга Маркелова, член Арт-клуба, магистрантка 1 курса Санкт-Петербургского государственного университета.
30 ноября в аванзале Академии имени Штиглица открылась выставка, посвященная единственной в мире двухсторонней картине, на которой с разных сторон холста нарисованы портреты, созданные двумя художниками.
С одной стороны – портрет Николая II 1896 года руки Ильи Галкина, а с другой – посмертный портрет Ленина, созданный советским художником Владиславом Измайловичем. Эта картина – не просто уникальный случай в живописи, а словно свидетельство непростого этапа в истории России.
- Политический аспект в это картине сильнее искусствоведческого. Те страны, которые пережили гражданские войны, будь то Испания или Финляндия, имеют единые памятники для обеих сторон воюющих. В нашей стране такого памятника нет, но нам представился случай посмотреть на эту картину как на памятник тому, какой ужас пережила наша страна, - отметил на открытии выставки заведующий кафедрой культуры Академии Владимир Яковлев
История портрета императора
В1896 году, в год коронации Николая II, живописец Илья Галкин пишет с натуры портрет императора. Картину, размером два на три метра, в огромной позолоченной раме дарят Петровскому коммерческому императорскому училищу. Там, в центре актового зала, картина стоит до 1917 года.
История портрета вождя революции
В 1917 году преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, которой стало после смены власти императорское училище, Владислав Измайлович, сильно рискуя, наскоро замазывает портрет императора гуашью, понимая, что картина иначе долго не проживет. В таком виде полотно находилось в одном из кабинетов школы, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина. Живописец решает, что это шанс спрятать произведение Галкина еще надежнее, и на обратной стороне холста рисует вождя революции на фоне Петропавловской крепости.
По иронии судьбы, портрет вождя революции руки Измайловича занял в школе то же место, что и портрет императора. Его даже поместили в ту же золотую раму, лишь сняв с нее царские символы: скипетр, державу и герб погибшей Империи. Так картина и простояла в актовом зале школе (сейчас – школы №206) 96 лет.
Тайну картины случайно открыли в 70-х годах двадцатого века баловавшиеся школьники – они оторвали ее нижнюю часть, и на оторванной обратной части холста дети увидели мужской сапог. Стало ясно – что за портретом Ленина есть портрет другого мужчины.
История картины-перевертыша
К реставратору Татьяне Поцелуевой, преподавателю Академии имени Штиглица, двухсторонняя картина попала только в 2013 году. Уже первый инфракрасный рентген полотна показал, что на обратной стороне холста картины Измайловича – портрет руки Ильи Галкина, который считался утерянным во время революции.
Татьяна Поцелуева, вместе со студентками-магистрантками, три года восстанавливала обе стороны холста, которые за несколько десятков лет без должного ухода успели сильно пострадать.
- Из-за того, что картина так долго стояла «ленинской» стороной, портрет Николая II лучше сохранился. К тому же, Измайлович специально замазал его гуашью, которую легко стереть, а также не стал грунтовать повторно холст, чтобы не испортить живопись Галкина, - рассказывает реставратор, - Работу нам приходилось вести с двух сторон, чтобы реставрация одной стороны не повредила другую.
Будущее картины-перевертыша
Прежде чем выставлять картину, организаторам выставки пришлось решить еще одну проблему – сделать для уникального полотна уникальную раму, которая бы позволила видеть холст с двух сторон.
- Рама была сконструирована по проекту кафедры интерьера и оборудования нашей Академии, профессором Олегом Веселицким. Задача перед ним стояла непростая – создать возможность обзора картины с двух сторон. Одновременно ей нужно было придать устойчивость, так как из-за большого размера , у картины появляется некая парусность и она может опрокинуться, - рассказывает Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей Академии Штиглица. Сторону с портретом императора сделали более изящную – с декоративным багетом, а с "ленинской" стороны - очень простую деревянную раму, рабоче-крестьянскую. Этим добились дополнительного контраста между портретами.
Куда дальше, после выставки, отправится картина – неизвестно. Сейчас за нее борются сразу несколько музеев, но формально холст принадлежит школе, которая не собирается его отдавать. Но пока, до Нового Года, уникальная работа простоит в аванзале Академии Штиглица и увидеть её может любой желающий.
Портрет императора считался утерянным почти век
Портрет Ленина Измайлович рисовал очень быстро, заботясь больше о скрытой картине, чем о собственном произведении
Портрет императора украшал зал коммерческого училища до революции
Реставраторам пришлось придумывать уникальную технику двусторонней реставрации для этой картины
Татьяна Поцелуева провела у картины три года, бережно реставрируя ее шаг за шагом