С 4 по 6 октября на главной сцене Александринского театра состоялся показ спектакля «Ревнивые женщины». Режиссер постановки - Джорджио Сангати. Своим взглядом на одноименную пьесу Карло Гольдони поделились актеры театра Пиколло де Милано из Италии. Они посетили Санкт-Петербург, чтобы выступить на ежегодном, уже десятом, Международном театральном фестивале «Александринский».
На сцене – пять черных кубов и вода. Вода настоящая. Она шумно падает с потолка в прямоугольное углубление, чуть подсвеченное изнутри, и вдруг актеры, которые до этого сидели неподвижно, с первой вспышкой света тоже начинают движение. Высокие прически, напудренные добела лица; непривычно холодный облик экспрессивных итальянских женщин оттеняет минимализм декораций.
Интересно и сценическое решение режиссёра: действие происходит прямо над оркестровой ямой. Но для человека, незнакомого с классической итальянской литературой, спектакль ассоциируется скорее с «Ямой» Куприна: моральное разложение затягивает персонажей, и они мечутся в бесконечных попытках. В их жизни не происходит ничего, кроме ревности и ссор. Герои совершают бездумные действия ради обогащения, а порой и вовсе – ради действий, чтобы создать хоть какую-то видимость мнимой жизни.
Даже страсти тут ненастоящие, ревность – и та от скуки, ведь она есть лишь там, где есть любовь. Однако героями комедии движет одна мещанская алчность.
Сюжет оказался незамысловат: три женщины-сплетницы, накручивающие друг-друга и самих себя, два мужа и молодой жених, которым страшно хочется бряцать лишними деньгами в карманах. Жены ревнуют, денег нет, а самый верный способ достать их – договориться с вдовой Лукрецией, чью роль исполнила Сандра Тоффолатти.
Ко второму акту число обладателей заветного билета в партер заметно поредело, что весьма не в духе петербургского зрителя. Не выдержали ценители всех прелестей итальянского театрального искусства, да и венецианского диалекта не поняли.
«Ревнивые женщины» — не драма, а комедия: зрители в зале нет-нет, да посмеиваются, зачастую не понимая происходящего, рефлекторно реагируя на комичные звуки и междометия, доносящиеся со сцены. Действие развивается до тех пор, пока у итальянок хватает сил и смелости выдумывать все новые способы разоблачения «неверных мужей», а «злодейке-вдове» хочется совершать сделки и обсуждать судьбу своих лотерейных билетов с их добрыми, слишком крикливыми возлюбленными.
Режиссер-постановщик Джорджио Сангати убрал все лишнее, обесцветил костюмы, а для того, чтобы понять сюжет и не заснуть от мелодичных звуков незнакомого венецианского диалекта, зрителям приходится следить за мимикой и игрой актеров. Субтитры на экране под потолком не особо помогают, ведь никто не отменял технических сбоев и неудобного расположения мест на верхних ярусах.
Три часа мелькания персонажей в одинаковых костюмах перед глазами и непривычная манера игры итальянских актеров утомляют. В антракте мы решили узнать мнение зрителей, что они думают по этому поводу.
– Спектакль впечатлил – экспрессивно, ярко, однако субтитры расположены слишком высоко, не помогли ни бинокль, ни очки, – пожимая плечами, поделилась бывший реставратор Людмила Николаевна.
– Понравилось, но немного нудновато. Очень много разговора и плохо читаемый перевод, – отметила зрительница Светлана Курсова. – Актеры играют хорошо. Вот подруга была в Венеции, говорит, они смогли передать атмосферу.
Гостям из Италии удалось доказать, что любой праздник теряет свое значение, когда люди погружены лишь в свои мещанские проблемы.
Зрителю, привыкшему к глубокому психологизму и смелости режиссуры, свойственному ведущим петербургским и московским театрам, спектакль может показаться весьма скучным и бессмысленным. Однако публика неоднородна, встречаются и те, кто, возможно, не хотел бы чувствовать, думать и страдать, поддаваясь волне транслируемых эмоций. Таким театралам весьма понравится спектакль жанра «Ревнивых женщин».
Напоминаем, что Х Международный фестиваль «Александринский» был основан в 2006 году, в год 250-летия театра, и продлится он до конца октября.
Ольга Минеева
Екатерина Колганова
Фото: Екатерина Колганова