Информация об итогах заседания. 8 апреля 2014 года
На заседании присутствовали: к.пол.н. А.С. Савицкая, д. филос.н., доцент А.Ю. Дорский, к.психол.н., доцент И.И. Скрипюк, к.филол.н., доцент Л.Г. Фещенко, к.культурологии С.А. Черкашина, секретарь методической секции И.И. Игнатова
Отсутствовал: к.филос.н., доцент Д.П. Шишкин
Повестка дня:
1. О рецензировании рабочих программ дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама»
2. Разное
Разное:
1. О форме проверки профессиональных компетенций выпускников образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»
2. О результатах анализа отчетов государственных аттестационных комиссий образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».
1. О рецензировании рабочих программ дисциплин дополнительной образовательной программы "Реклама".
В учебно-методическую секцию образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» поступил комплект документов, включающих компетентностно-ориентированный учебный план и комплекс рабочих программ учебных дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама». Рецензию на представленные документы подготовила А.С. Савицкая, кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе.
Рецензия на программы дисциплин ДОП «Реклама»
Анализ полученных документов позволяет прийти к следующим выводам. В целом, методическое исполнение рабочих программ учебных дисциплин дает основание для положительного заключения. Дополнительная образовательная программа «Реклама» является актуальной, системной, учитывает требования, предъявляемые рынком к современному специалисту по рекламе. В то же время нами сформулирован ряд замечаний, многие из которых имеют технический характер.
1. Замечания по компетентностно-ориентированному учебному плану.
1) Первый раздел «Формируемые компетенции» включает в себя общекультурную компетенцию ОК-3 «Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения». Исходя из перечня дисциплин данного учебного плана, не вполне ясно, каким образом будет формироваться эта компетенция – нет дисциплин, непосредственно нацеленных на изучение иностранного языка.
2) Общепрофессиональная компетенция ПК-5 «Способен разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, осуществлять руководство проектной деятельностью» практически полностью дублирует нижеследующую компетенцию ПК-9 «Способен разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, задания на их разработку, осуществлять руководство проектной деятельностью».
3) Общепрофессиональная компетенция ПК-7 «Способен разрабатывать планы и программы инновационной деятельности, технико-экономические обоснования инновационных проектов» вряд ли может быть сформирована в рамках данной специальности.
2. Общие замечания по рабочим программам учебных дисциплин.
1) В п.3.2.1 многих рабочих программ фигурирует Ученый совет факультета журналистики, вероятно, следует заменить на «Ученый совет Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».
2) В большинстве программ дословно совпадают критерии оценивания ответов обучающихся на экзамене, методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса, а также – показатели и формы текущего контроля. Если разработчики программ считают это допустимым, вероятно, следует сохранять и на практике подобное единообразие, иначе это может стать источником конфликтных ситуаций.
3) Имеет место содержательное дублирование: «История мировой и российской рекламы»/«История и теория печатной рекламной коммуникации», «Основы PR- и рекламной деятельности»/ «Рекламные коммуникации», «Социология массовых коммуникаций»/»Основы интегрированных коммуникаций»/ «Методика и техника социологических исследований». Представляется целесообразным согласование отдельных разделов курсов для избегания повторов.
4) Вызывает вопрос распределение некоторых дисциплин по семестрам: в частности, дисциплина «Теория и практика подготовки ВКР», вероятно, была бы уместнее во втором семестре, а дисциплина «Рекламные коммуникации» – в первом.
3. Техническое замечание по комплекту документов:
Дисциплина «Рекламные коммуникации» в документе «Перечень проектов рабочих программ ДОП «Реклама» называется «Теория и практика рекламного текста».
Кроме того, в рамках рецензии были сформулированы замечания по оформлению и содержательному направлению рабочих программ 20 дисциплин.
В ходе обсуждения учебного плана дополнительной образовательной программы «Реклама» члены методической секции сформулировали дополнительные замечания:
Д. филос.н., доцент А.Ю. Дорский:
1. Не ясна логика распределения зачетных единиц между дисциплинами. Так, например, дисциплина «Основы рекламной деятельности и СО» имеет трудоемкость в часах 54 часа, экзамен в качестве формы аттестации, а зачетных единиц – 1, а аналогичная по всем показателям дисциплина «Социология массовых коммуникаций» – 2. Эта ситуация повторяется неоднократно. Известно, что согласно федеральным рекомендациям 1 зачетная единица равна 32-36 учебным часам, за экзамен обычно добавляется еще одна единица. Это не догма и нередко создает лишние трудности, но в этом есть хоть какой-то единый принцип.
2. Считаю принципиальной ошибкой включение в название дисциплин связей с общественностью. А) Предполагаю, что это не соответствует действительному содержанию дисциплины, так как изложить за отведенное время то, что касается двух разных видов деятельности маловероятно. Б) PR вполне может составить отдельную продаваемую ДОП.
3. В этой связи вызывает сомнение название дисциплины «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)». Раскрытие в скобках не нужно: если уж вводить этот курс, то наверняка в нем нужно рассматривать и упаковку, и товарный знак и проч. коммуникационные инструменты, не являющиеся ни рекламными, ни PR.
4. Не уверен в необходимости двух дисциплин, посвященных истории рекламы, тем более, что одна из них имеет очень узкий характер. Если есть история печатной рекламной коммуникации, то почему нет – телевизионной, наружной и проч.?
К.культурологии, доцент С.А. Черкашина:
1. Необходимо обратить внимание на содержательное дублирование учебных дисциплин. Может быть, сократить количество часов, чтобы не было повторов.
2. Следует включить в учебный план творческие студии, мастер-классы, тренинги по актуальным для отрасли направлениям. Ведь одна из целей ДОП – это экономическая цель: набор абитуриентов (продажа программы).
Постановили: передать замечания, сформулированные в рецензии и высказанные в ходе обсуждения, руководителю дополнительной образовательной программы «Реклама» проф. Глинтерник Э.М. Рекомендовать к утверждению компетентностно-ориентированный учебный план и комплекс рабочих программ учебных дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама» при условии доработки и устранения замечаний.
Результаты голосования: «За» – 5, «против» – нет, воздержавшихся – нет.
2. О форме проверки профессиональных компетенций выпускников образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».
Члены методической секции обсудили возможные формы проверки профессиональных компетенций выпускников. Было предложено разработать тестовую форму проверки компетенций в рамках итоговой государственной аттестации (защита магистерской диссертации) и провести пробную процедуру оценки компетенций в ходе защит магистерских диссертаций выпускниками магистратуры образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», профиль «GR (government relations) связи с органами государственной власти». В ходе обсуждения также был поднят вопрос о ревизии перечня компетенций, присутствующих в учебном плане, которые могут быть оценены в рамках процедуры защиты выпускной квалификационной работы.
Постановили: поручить члену методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» доценту С.А. Черкашиной разработать проект Регламента оценки профессиональных компетенций выпускников магистратуры по направлению подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью».
3. О результатах анализа отчетов государственных аттестационных комиссий образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».
Председатель учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Л.Г. Фещенко ознакомила членов методической секции с итогами анализа отчетов государственных аттестационных комиссий по программам «Реклама» и «Связи с общественностью». Общие рекомендации по отчетам комиссий структурированы по трем разделам.
Первый касается тем ВКР по рекламе и связям с общественностью: целесообразно расширение тематического спектра дипломных работ за счет включения проблемных сфер, связанный с современными трендами в бизнес-PR, коммуникациями в сфере социального здоровья, кризисными коммуникациями, за счет проблематики цифрового PR, корпоративной социальной ответственности. Следует поддержать тенденцию расширения спектра проектных работ, в которых выпускники излагают результаты собственных практических и креативных разработок. Целесообразна более тесная увязка тем выпускных квалификационных работ с реальными проблемами коммуникаций тех компаний или организаций, в которых работают студенты заочного отделения (заочное обучение заканчивается).
Второй раздел связан с проектами и вопросами авторства. Следует более строго подходить к выявлению личного вклада авторов ВКР в случае участия их в крупных коллективных коммуникационных проектах. Аннотирование может спасти от приписывания себе чужого. Можно: запрашивать внешнюю рецензию у компании, проекты которой стали объектом исследования; делать официальный запрос-подтверждение. Процедура должна быть регламентирована – работа не может быть завершена в рамках ИГА 2014 года. Необходимо развивать проектную работу и креативные способности выпускников по специальности «Реклама», активно стимулировать появление творческих ВКР – дипломов-проектов. Передать кафедрам для учета в планировании ВКР на будущий год и для формирования направлений исследований на будущее.
Третий раздел по анализу – рецензирование. Следует шире привлекать к рецензированию ВКР выпускников факультета прикладных коммуникаций, достигших успехов в профессиональной деятельности; руководителей и специалистов коммуникационных подразделений компаний и организаций, в которых работают или проходят преддипломную практику студенты-заочники. Передать кафедрам для учета при назначении оппонентов.
Постановили: принять к сведению. Передать кафедрам для учета в планировании ВКР на будущий год, для формирования направлений исследований на будущее, для учета при назначении оппонентов, для разработки регламента процедуры внешнего рецензирования.