Информация об итогах заседания. 8 апреля 2014 года

Информация об итогах заседания. 8 апреля 2014 года

На заседании присутствовали: к.пол.н. А.С. Савицкая, д. филос.н., доцент А.Ю. Дорский, к.психол.н., доцент И.И. Скрипюк, к.филол.н., доцент Л.Г. Фещенко, к.культурологии С.А. Черкашина, секретарь методической секции И.И. Игнатова

Отсутствовал: к.филос.н., доцент Д.П. Шишкин

Повестка дня:

1. О рецензировании рабочих программ дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама»

2. Разное

Разное:

1.    О форме проверки профессиональных компетенций выпускников образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»

2.    О результатах анализа отчетов государственных аттестационных комиссий образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».

1. О рецензировании рабочих программ дисциплин дополнительной образовательной программы "Реклама".

В учебно-методическую секцию образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» поступил комплект документов, включающих компетентностно-ориентированный учебный план и комплекс рабочих программ учебных дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама». Рецензию на представленные документы подготовила А.С. Савицкая, кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе.

Рецензия на программы дисциплин ДОП «Реклама»

Анализ полученных документов позволяет прийти к следующим выводам. В целом, методическое исполнение рабочих программ учебных дисциплин дает основание для положительного заключения. Дополнительная образовательная программа «Реклама» является актуальной, системной, учитывает требования, предъявляемые рынком к современному специалисту по рекламе. В то же время нами сформулирован ряд замечаний, многие из которых имеют технический характер.

1.    Замечания по компетентностно-ориентированному учебному плану.

1)    Первый раздел «Формируемые компетенции» включает в себя общекультурную компетенцию ОК-3 «Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения». Исходя из перечня дисциплин данного учебного плана, не вполне ясно, каким образом будет формироваться эта компетенция – нет дисциплин, непосредственно нацеленных на изучение иностранного языка.

2)    Общепрофессиональная компетенция ПК-5 «Способен разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, осуществлять руководство проектной деятельностью» практически полностью дублирует нижеследующую компетенцию ПК-9 «Способен разрабатывать стратегические концепции и бизнес-планы проектов, задания на их разработку, осуществлять руководство проектной деятельностью».

3)    Общепрофессиональная компетенция ПК-7 «Способен разрабатывать планы и программы инновационной деятельности, технико-экономические обоснования инновационных проектов» вряд ли может быть сформирована в рамках данной специальности.

2.    Общие замечания по рабочим программам учебных дисциплин.

1)    В п.3.2.1 многих рабочих программ фигурирует Ученый совет факультета журналистики, вероятно, следует заменить на «Ученый совет Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

2)    В большинстве программ дословно совпадают критерии оценивания ответов обучающихся на экзамене, методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса, а также – показатели и формы текущего контроля. Если разработчики программ считают это допустимым, вероятно, следует сохранять и на практике подобное единообразие, иначе это может стать источником конфликтных ситуаций.

3)    Имеет место содержательное дублирование: «История мировой и российской рекламы»/«История и теория печатной рекламной коммуникации», «Основы PR- и рекламной деятельности»/ «Рекламные коммуникации», «Социология массовых коммуникаций»/»Основы интегрированных коммуникаций»/ «Методика и техника социологических исследований». Представляется целесообразным согласование отдельных разделов курсов для избегания повторов.

4)    Вызывает вопрос распределение некоторых дисциплин по семестрам: в частности, дисциплина «Теория и практика подготовки ВКР», вероятно, была бы уместнее во втором семестре, а дисциплина «Рекламные коммуникации» – в первом.

3.    Техническое замечание по комплекту документов:

Дисциплина «Рекламные коммуникации» в документе «Перечень проектов рабочих программ ДОП «Реклама» называется «Теория и практика рекламного текста».

Кроме того, в рамках рецензии были сформулированы замечания по оформлению и содержательному направлению рабочих программ 20 дисциплин.

В ходе обсуждения учебного плана дополнительной образовательной программы «Реклама» члены методической секции сформулировали дополнительные замечания:

Д. филос.н., доцент А.Ю. Дорский:

1. Не ясна логика распределения зачетных единиц между дисциплинами. Так, например, дисциплина «Основы рекламной деятельности и СО» имеет трудоемкость в часах 54 часа, экзамен в качестве формы аттестации, а зачетных единиц – 1, а аналогичная по всем показателям дисциплина «Социология массовых коммуникаций» – 2. Эта ситуация повторяется неоднократно. Известно, что согласно федеральным рекомендациям 1 зачетная единица равна 32-36 учебным часам, за экзамен обычно добавляется еще одна единица. Это не догма и нередко создает лишние трудности, но в этом есть хоть какой-то единый принцип.

2. Считаю принципиальной ошибкой включение в название дисциплин связей с общественностью. А) Предполагаю, что это не соответствует действительному содержанию дисциплины, так как изложить за отведенное время то, что касается двух разных видов деятельности маловероятно. Б) PR вполне может составить отдельную продаваемую ДОП.

3. В этой связи вызывает сомнение название дисциплины «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)». Раскрытие в скобках не нужно: если уж вводить этот курс, то наверняка в нем нужно рассматривать и упаковку, и товарный знак и проч. коммуникационные инструменты, не являющиеся ни рекламными, ни PR.

4. Не уверен в необходимости двух дисциплин, посвященных истории рекламы, тем более, что одна из них имеет очень узкий характер. Если есть история печатной рекламной коммуникации, то почему нет – телевизионной, наружной и проч.?

К.культурологии, доцент С.А. Черкашина:

1. Необходимо обратить внимание на содержательное дублирование учебных дисциплин. Может быть, сократить количество часов, чтобы не было повторов.

2. Следует включить в учебный план творческие студии, мастер-классы, тренинги по актуальным для отрасли направлениям. Ведь одна из целей ДОП – это экономическая цель: набор абитуриентов (продажа программы).

Постановили: передать замечания, сформулированные в рецензии и высказанные в ходе обсуждения, руководителю дополнительной образовательной программы «Реклама» проф. Глинтерник Э.М. Рекомендовать к утверждению компетентностно-ориентированный учебный план и комплекс рабочих программ учебных дисциплин дополнительной образовательной программы «Реклама» при условии доработки и устранения замечаний.

Результаты голосования: «За» – 5, «против» – нет, воздержавшихся – нет.

2.    О форме проверки профессиональных компетенций выпускников образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».

Члены методической секции обсудили возможные формы проверки профессиональных компетенций выпускников. Было предложено разработать тестовую форму проверки компетенций в рамках итоговой государственной аттестации (защита магистерской диссертации) и провести пробную процедуру оценки компетенций в ходе защит магистерских диссертаций выпускниками магистратуры образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», профиль «GR (government relations) связи с органами государственной власти». В ходе обсуждения также был поднят вопрос о ревизии перечня компетенций, присутствующих в учебном плане, которые могут быть оценены в рамках процедуры защиты выпускной квалификационной работы.

Постановили: поручить члену методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» доценту С.А. Черкашиной разработать проект Регламента оценки профессиональных компетенций выпускников магистратуры по направлению подготовки 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью».

3.    О результатах анализа отчетов государственных аттестационных комиссий образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».

Председатель учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Л.Г. Фещенко ознакомила членов методической секции с итогами анализа отчетов государственных аттестационных комиссий по программам «Реклама» и «Связи с общественностью». Общие рекомендации по отчетам комиссий структурированы по трем разделам.

Первый касается тем ВКР по рекламе и связям с общественностью: целесообразно расширение тематического спектра дипломных работ за счет включения проблемных сфер, связанный с современными трендами в бизнес-PR, коммуникациями в сфере социального здоровья, кризисными коммуникациями, за счет проблематики цифрового PR, корпоративной социальной ответственности. Следует поддержать тенденцию расширения спектра проектных работ, в которых выпускники излагают результаты собственных практических и креативных разработок. Целесообразна более тесная увязка тем выпускных квалификационных работ с реальными проблемами коммуникаций тех компаний или организаций, в которых работают студенты заочного отделения (заочное обучение заканчивается).

Второй раздел связан с проектами и вопросами авторства. Следует более строго подходить к выявлению личного вклада авторов ВКР в случае участия их в крупных коллективных коммуникационных проектах. Аннотирование может спасти от приписывания себе чужого. Можно: запрашивать внешнюю рецензию у компании, проекты которой стали объектом исследования; делать официальный запрос-подтверждение. Процедура должна быть регламентирована – работа не может быть завершена в рамках ИГА 2014 года. Необходимо развивать проектную работу и креативные способности выпускников по специальности «Реклама», активно стимулировать появление творческих ВКР – дипломов-проектов. Передать кафедрам для учета в планировании ВКР на будущий год и для формирования направлений исследований на будущее.

Третий раздел по анализу – рецензирование. Следует шире привлекать к рецензированию ВКР выпускников факультета прикладных коммуникаций, достигших успехов в профессиональной деятельности; руководителей и специалистов коммуникационных подразделений компаний и организаций, в которых работают или проходят преддипломную практику студенты-заочники. Передать кафедрам для учета при назначении оппонентов.

Постановили: принять к сведению. Передать кафедрам для учета в планировании ВКР на будущий год, для формирования направлений исследований на будущее, для учета при назначении оппонентов, для разработки регламента процедуры внешнего рецензирования.

29 апреля 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль