Отчет о заседании 24 декабря 2013 года. Часть 2
Присутствовали: Ю.Б. Балашова (ИЖ), И.Н. Блохин (ТЖиМК), А.Ю. Быков (МЖ), Ю.В. Клюев (ТРЖ), А. Самойлова (представитель студсовета), И.И. Скрипюк (Р), А.Н. Тепляшина (ПП), С. А. Черкашина (ММК), Л.Г. Фещенко (председатель учебно-методической комиссии; РК), А.В. Якунин (МИТ), К.И. Щербатых (секретарь).
Приглашенные гости: А. И. Беленький, М. А. Бережная, М. В. Быкова, А. В. Малиновская, К. Р. Нигматуллина, А. А. Пронин, С. И. Сметанина, И. С. Тимченко, аспиранты 1 курса (8 человек).
Заочное участие: А.А. Горячев, Т.И. Краснова.
Отсутствовали: А.Ю. Дорский (СОвП), А.С. Савицкая (СОвБ), Д.П. Шишкин (СОвБ).
Ведется аудиозапись заседания.
Отчет состоит из двух частей: часть 1 – информация по вопросам 1-2; часть 2 – информация по вопросам 3-4.
Повестка дня
1. О подготовке конкурса педагогического мастерства.
2. Об открытых и публичных лекциях, проведенных в 1 семестре 2013-2014 уч.г. в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».
3. О заявках на спецдисциплины на 2014-2015 уч.г.
4. Разное:
4.1. Отчет о работе методической секции факультета прикладных коммуникаций (А. С. Савицкая) и методической секции факультета журналистики (Л. Г. Фещенко).
4.2. О подготовке методического семинара для преподавателей по технике презентаций – Л. Г. Фещенко.
ОБСУЖДЕНИЕ
3. О заявках на спецдисциплины на 2014-2015 уч.г.
По факультету журналистики 95 аннотаций спецдисциплин размещены на сайте 28 декабря 2013 года.
Статистика по факультету журналистики
Всего 95 курсов: 7 курсов по выбору в магистратуре (ДНМ-1 и ДНМ-2), 36 спецкурсов, 51 спецсеминар и 1 курс по выбору для заочной формы обучения.
Общий объем этих материалов – более 28 печатных листов (1 печатный лист – 40 тысяч знаков, то есть в среднем 0,3 печатного листа каждый документ). Детализируя: 36 спецкурсов – 11 п.л., 51 спецсеминар – 15 п.л., 8 курсов по выбору – 2,5 п.л.
Всего в аннотациях 36 спецкурсов указано 255 авторских публикаций по заявленным темам, значит, в среднем каждый преподаватель указал около 7 своих публикаций по теме, которая является его индивидуальным научным проектом.
Покафедральная статистика о подготовленных на факультетах ВШЖиМК заявках:
РК – 21 (9СК, 11СС, 1КВ)
ТРЖ – 19 (8СК, 10СС, 1КВ)
ИЖ – 14 (6СК, 7СС, 1КВ)
ТЖиМК – 13 (4СК, 7СС, 2КВ)
МЖ – 10 (5СК, 4СС, 1КВ)
МИТ – 10 (2 СК, 7СС, 1КВ)
СОвБ – 9 (4СК, 5СС, 0КВ)
Р – 8 (3СК, 5 СС, 0КВ)
ПП – 7 (2СК, 4СС, 1КВ)
СОвП – 6 (2СК, 4 СС, 0КВ)
ММК – 6 (1СК, 3СС, 2КВ)
О конкурсной ситуации на факультете журналистики
Спецкурсы: на 4 курсе очной формы заявлено 10 дисциплин, а состоится от 6 до 8. Еще более острая конкуренция на очно-заочной форме (на обоих курсах объявлено по 8 дисциплин, а состоится не более чем по 4, то есть половина).
Спецсеминары: на очной форме может не состояться около 7 курсов, на очно-заочной – около 4.
Поэтому так важны просмотры аннотаций: даже при несостоявшемся спецкурсе они информируют о разрабатываемой НПР научной теме, формируя интерес к его публикациям.
Востребованность информации (по факультету журналистики)
Количество просмотров методических документов всех видов на сайте весьма велико.
Так, более двух тысяч просмотров (2184 на 8.02.14) аннотаций спецдисциплин на 2012-2013, то есть минувший учебный год (http://jf.spbu.ru/index/146-2702.html) – важно, что к этим документам по-прежнему обращаются, хотя и не так активно.
Полторы тысячи просмотров (1407на 08.02.14) – для аннотаций курсов, объявленных на 2013-2014 учебный год (http://jf.spbu.ru/tema/211-4285.html). Для сравнения: 4 апреля 2013 года, через месяц после завершения записи, счетчик показывал 767 просмотров.
На 8.02.14 аннотации специальных дисциплин будущего учебного года посмотрели более 1036 раз в разделе «Новости» (http://jf.spbu.ru/index/146-6478.html) и 402 в разделе «Новое на сайте» (http://jf.spbu.ru/stu/4165.html).
По факультету прикладных коммуникаций 7 февраля 2014 года на сайте размещено 29 документов (http://jf.spbu.ru/stu/4267.html): 2 дисциплины по выбору в магистратуре, 10 спецкурсов и 17 спецсеминаров.
ОБЩИЙ СПИСОК СПЕЦДИСЦИПЛИН 2014-2015 уч.г.
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
МАГИСТРАТУРА
ДНМ-1
1. Ильченко С. Н. Телевидение в эпоху Интернета (ТРЖ)
2. Тимченко И. С. Авторская журналистика (МЖ)
3. Хубецова З. Ф. Межкультурные коммуникации (ТЖиМК)
4. Якунин А. В. Семиотика визуальной коммуникации (МИТ)
ДНМ-2
1. Дускаева Л. Р. Медиастилистика: типологический подход (РК)
2. Кашеваров А. Н. Журналистика и церковь: история и современность (ИЖ)
3. Мельник Г. С. Журналистика в политических технологиях (ПП)
КУРС ПО ВЫБОРУ, заочная форма
1. Сметанина С. И. Актуальные проблемы журналистики (ТЖиМК)
СПЕЦКУРСЫ
Очная форма, 3 курс
1. Бережная М. А. Социальная тележурналистика (ТРЖ)
2. Бодрунова С. С. Медиакратия и электронная демократия в странах Запада (МИТ)
3. Горячев А. А. Публичное выступление: коммуникативно-речевая специфика (РК)
4. Жирков Г. В. Мифологизация журналистики: эволюция и технологии (ИЖ)
5. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире (ТРЖ)
6. Литвиненко А. А. Журналистика Германии: стратегии успеха (МЖ)
7. Павлушкина Н. А. Принципы работы современных информационных агентств (ПП)
8. Перхин В. В. Русская журналистика и искусство первой половины ХХ века (ИЖ)
9. Сидоров В. А. Политический прогноз в журналистике (ТЖиМК)
10. Сляднева О. В. Национальные особенности российской рекламы (ИЖ)
Очная форма, 4 курс
1. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии (ТЖиМК)
2. Быков А. Ю. Политические традиции американской журналистики (МЖ)
3. Васильева В. В. Новостное телевещание: особенности жанропорождения (РК)
4. Громова Л. П., Балашова Ю. Б. Традиции российской научно-популярной журналистики (ИЖ)
5. Коньков В. И. Актуальные проблемы речевой практики МК (РК)
6. Нигматуллина К. Р. Конвергенция печатных и цифровых каналов (ПП)
7. Никитин В. А. Эволюция визуальных форм в журналистике: от печатных к сетевым СМИ (МИТ)
8. Почкай Е. П. Ведущий на радио и телевидении: проблемы мастерства (ТРЖ)
9. Пронин А. А. Драматургия экрана и сценарное мастерство тележурналиста (ТРЖ)
10. Прохорова К. В. Речевые особенности спортивной журналистики (РК)
Очно-заочная форма, 3 курс
1. Коняева Ю. М. Текст научно-популярной журналистики: композиционно-стилистические особенности (РК)
2. Краснова Т. И. Речевые инструменты и механизмы идеологизации в СМИ (воздействующий потенциал манипулирования) (РК)
3. Марьина Л. П. История мировой культуры: журналистский контекст (ТЖиМК)
4. Никонов С. Б. Этика в международной журналистике (МЖ)
5. Осинский В. П. Ленинградские-петербургские приоритеты телерадиовещания (ТРЖ)
6. Познин В. Ф. Выразительные средства художественной телепублицистики (ТРЖ)
7. Ущиповский С. Н. История развития рекламной коммуникации: тенденции и особенности (ИЖ)
8. Цветова Н. С. Риторика для журналистов (РК)
Очно-заочная форма, 4 курс
1. Данилова Ю. С. Французская журналистика: современная национальная модель (МЖ)
2. Клюев Ю. В. Информационная политика телерадиоканалов (ТРЖ)
3. Ковтун В. Г. Телевизионная и радиопублицистика (ТРЖ)
4. Корконосенко С. Г. Свобода личности в российской журналистике (ТЖиМК)
5. Лабуш Н. С. Медийный дискурс международного политического конфликта (МЖ)
6. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения (РК)
7. Сонина Е. С. Взаимоотношения власти и прессы в России XVIII-XXI веков (ИЖ)
8. Фещенко Л. Г. Слоган как микротекст (РК)
СПЕЦСЕМИНАРЫ
Очная форма, 3 курс
1. Беленький А. И. Фотожурналистика в системе современных СМИ (МИТ)
2. Бодрунова С. С. Качественная журналистика и новые медиаформаты (МИТ)
3. Волковский Н. Л. Журналистика «горячих точек» (ТЖиМК)
4. Гришанина А. Н. Психология взаимодействия в медиасфере (ТЖиМК)
5. Дускаева Л. Р. Журналистика сферы досуга: жанрово-стилистические особенности (РК)
6. Ильченко С. Н. Электронные СМИ и политическая жизнь общества (ТРЖ)
7. Коньков В. И. Речевая практика в СМИ: коммуникативно-воздействующий потенциал (РК)
8. Корнилова Н. А. Фатическая интенция в медиаречи (РК)
9. Краснова Т. И. Техника занимательности в СМИ: дискурсивные практики и приемы текстопорождения (РК)
10. Кругликова О. В. Русская консервативная публицистика XIX века (ИЖ)
11. Литвиненко А. А. Репортаж в глобальной журналистике (МЖ)
12. Майдурова О. Ф. Современный репортаж на телевидении: опыт, проблемы, новации (ТРЖ)
13. Марьина Л. П. Культурная жизнь мегаполиса и ее отражение в СМИ (ТЖиМК)
14. Нигматуллина К. Р. Аналитические методы работы в журналистике (ПП)
15. Перхин В. В. Человек и жанры русской журналистики ХХ века (ИЖ)
16. Познин В. Ф. Способы и приемы создания экранного пространства: технология и творчество (ТРЖ)
17. Сляднева О. В. Реклама в российской прессе ХVIII-XX вв. (ИЖ)
18. Ущиповский С. Н. Историческая тематика в научно-популярной журналистике России (ИЖ)
19. Хан П. Ч. Семиотика медиадизайна: форма как содержание (МИТ)
Очная форма, 4 курс
1. Алексеев К. А. СМИ в сфере физической культуры и спорта: история и традиции (ИЖ)
2. Байчик А. В. Психоанализ и мировая медиаиндустрия (МЖ)
3. Бережная М. А. Тележурналистика социального действия (ТРЖ)
4. Клюев Ю. В. Актуальные проблемы современного отечественного радиовещания (ТРЖ)
5. Колодяжный И. В. Почвенническое и либеральное направления в публицистике 60-х-90-х гг. XX в. (ПП)
6. Комболин Ю. И. Информационные жанры в арсенале репортера (ПП)
7. Колодиев Н. Н. Парламентская журналистика (ТЖиМК)
8. Мельник Г. С. Модели общения и стратегии поведения журналистов в профессиональной среде (ПП)
9. Никитин В. А. Визуальный контент современных СМИ (МИТ)
10. Новокшонов Д. Е. Функционирование заимствований в медиатекстах (РК)
11. Почкай Е. П. Познавательное телевидение (ТРЖ)
12. Привалова О. Ю. Инфографика как часть мирового тренда визуализации: дизайн в СМИ и реклама (МИТ)
13. Прохорова К. В. Текст спортивной журналистики: интенционально-стилистические особенности (РК)
14. Редькина Т. Ю. Речевые особенности трэвел-медиатекста (РК)
15. Сметанина С. И. Журналистика в условиях мультимедийности: от текста к гипертексту (ТЖиМК)
16. Фещенко Л. Г. Речевая структура модульного текста в СМИ (РК)
Очно-заочная форма, 3 курс
1. Блохин И. Н. Исследование рынка массовой информации: технологии и практика (ТЖиМК)
2. Георгиева Е. С. Журналистика стран Центральной и Восточной Европы (МЖ)
3. Громова Э. Г. Современная авторская телерадиожурналистика (ТРЖ)
4. Павлушкина Н. А. Содержательно-тематическое моделирование и креативные технологии массовой газеты (ПП)
5. Пронин А. А. Основы драматургии и сценарного мастерства (ТРЖ)
6. Сонина Е. С. Визуальная история журналистики в русской дореволюционной карикатуре (ИЖ)
7. Цветова Н. С. Речевое воздействие в текстах арт-журналистики (РК)
8. Якунин А. В. Управление восприятием как стратегия медиадизайна (МИТ)
Очно-заочная форма, 3 курс
1. Балашова Ю. Б. Медиакритика: история, теория, практика (ИЖ)
2. Бекуров Р. В. Фриланс в журналистике (МЖ)
3. Воскресенская М. А. Культурная жизнь общества: журналистский анализ (ТЖиМК)
4. Горячев А. А. Внушение в массовой коммуникации: речевые особенности суггестивных текстов (РК)
5. Ковтун В. Г. Авторская аналитика отечественного телевидения и радио: история, опыт, проблемы (ТРЖ)
6. Коняева Ю. М. Научно-популярная журналистика: выражение диалогичности (РК)
7. Крылова Л. А. Фотография как форма подачи информации в СМИ (МИТ)
8. Осинский В. Г. Эволюция героя на современном телеэкране (ТРЖ)
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ДНИ-1 и ДНМ-2 (магистратура)
1. Горбатов Д. С. Психология толпы (ММК)
2. Яковлев И. П. Стратегическое управление медиасферой (ММК)
СПЕЦКУРСЫ
Очная форма, 3 курс
1. Каверина Е. А. Событийный маркетинг (Р)
2. Побединский И. М. Политический менеджмент (СОвП)
3. Потолокова М. О. Экономика медиарынка (ММК)
Очная форма, 4 курс
1. Ачкасова В. А. Медиа- и PR-технологии в политической мобилизации (СОвП)
2. Глазкова С. А. PR-коммуникации в арт-бизнесе (СОвБ)
3. Скрипюк И. И. Техника презентации (Р)
Очно-заочная форма, 3 курс
1. Таранова Ю. В. Территориальный и региональный PR (СОвБ)
2. Ульяновский А. В. Визуальный язык рекламы (Р)
Очно-заочная форма, 4 курс
1. Гришанин Н. В. Креативные технологии в построении рекламной и PR-коммуникации (СОвБ)
2. Шаркова Е. А. Экологический PR (СОвБ)
СПЕЦСЕМИНАРЫ
Очная форма, 3 курс
1. Быков И. А. Электоральный PR (СОвП)
2. Гришанин Н. В. Эккаунт-менеджмент: логистика коммуникационного бизнеса (СОвБ)
3. Дорский А.Ю. Эстетика политического лидерства (СОвП)
4. Скрипюк И.И. Технологии и методики решения творческих задач (Р)
5. Слуцкий П. А. Бизнес-протокол и этикет в современной PR-практике (СОвБ)
6. Чечулин А. Ю. Маркетинг территорий (Р)
Очная форма, 4 курс
1. Балахонская Л. В. Тексты бизнес PR в онлайн и оффлайн среде (СОвБ)
2. Гавра Д. П. Кризисные и рисковые коммуникации, информационные противостояния в бизнесе и политике (СОвБ)
3. Гурушкин П. Ю. Политическая конфликтология (ММК)
4. Домнин В. Н. Выражение идентичности бренда в рекламе (Р)
5. Каверина Е. А. Маркетинговые коммуникации в индустрии моды (Р)
6. Ульяновский А. В. Мифодизайн в рекламе (Р)
7. Филатова О. Г. PR-поддержка реализации федеральных, региональных, муниципальных программ (СОвП)
Очно-заочная форма, 3 курс
1. Черкашина С. А. Управление проектами (ММК)
2. Шишкин Д. П. Внутрикорпоративные связи с общественностью (СОвБ)
Очно-заочная форма, 4 курс
1. Побединский И. М. Управление избирательными кампаниями (СОвП)
2. Потолокова М. О. Коммуникационный аудит (ММК)
4.1. Отчет о работе учебно-методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» за 1 семестр 2013-2014 уч.г. – А. С. Савицкая
За указанный семестр было проведено 4 заседания, одна рабочая встреча, 1 совместное заседание с учебно-методической секцией образовательной программы «Журналистика».
Основные задачи работы учебно-методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»:
1) разработка плана работы учебно-методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» и концепции организации учебно-методической работы на факультете прикладных коммуникаций в условиях текущих организационных изменений;
2) организация работы по подготовке и размещению на сайте ВШЖиМК учебно-методических материалов к учебным дисциплинам;
3) организация работы по формированию перечня специальных дисциплин на 2014-2015 уч.г., разработка новой редакции порядка распределения студентов факультета прикладных коммуникаций на профили и специальные дисциплины, организация подготовки и сбор аннотаций специальных дисциплин на 2014-2015 уч.г.;
4) подготовка и проведение методического семинара для преподавателей в рамках XI Петербургской недели PR;
5) сбор заявок на проведение открытых и публичных лекций;
6) редактирование программ итоговой государственной аттестации на 2014 год по направлениям образовательной подготовки «Реклама», «Связи с общественностью», магистерской программы по направлению «Реклама и связи с общественностью», профиль «GR»;
7) организация подготовки заявок на конкурс педагогического мастерства Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»;
8) внесение изменений в раздел «Преддипломная практика» Положения о практике (редакция локального нормативного акта);
9) разработка методических рекомендаций по подготовке ВКР.
Итоги работы:
1) Ученый совет факультета прикладных коммуникаций утвердил предложенные план работы учебно-методической секции образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» и концепцию организации учебно-методической работы на факультете прикладных коммуникаций СПбГУ;
2) на сайте Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» по образовательным программам «Реклама», «Связи с общественностью», «Реклама и связи с общественностью» размещено 86 учебно-методических материалов);
3) Ученый совет факультета прикладных коммуникаций утвердил предложенные учебно-методической секцией новую редакцию порядка распределения студентов факультета прикладных коммуникаций на профили и специальные дисциплины;
4) подготовлен перечень специальных дисциплин на 2014-2015 уч.г., включающий в себя 29 позиций, на сегодняшний день в учебно-методическую секцию представлены 29 аннотаций, их которых в доработке нуждаются - 8.
5) 27 ноября 2013 года в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ в рамках XI Петербургской недели PR состоялся методический семинар для преподавателей на тему «Оценка качества формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» и студенческое профессиональное досье по рекламе и PR». В программе семинара было заявлено 10 выступлений, из них состоялось 9, участие в работе семинара приняли 30 преподавателей. Были представлены все кафедры факультета прикладных коммуникаций СПбГУ. Отправной точкой обсуждения стал доклад Д.П. Гавры, заведующего кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ, заключающий в себе анализ проблем оценки практических и, в частности, креативных компетенций; их учета в контексте противоречивых требований рынка и специфики профессиональных практик; существующих в России форматах творческого студенческого досье. И.Г. Чередов, и.о. заведующего кафедрой социально-политических наук СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, рассказал о возможностях оценки формируемых компетенций посредством анкетирования. Н.В. Гришанин, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ, поделился опытом формирования практических компетенций в аудитории на примере учебного курса «Креативные технологии». Вопросам возможностей, рисков, состава и критериев оценки студенческого профессионального досье по рекламе и PR были посвящены выступления В.А. Ачкасовой, заведующей кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ, Е.В. Быковой, заведующей кафедрой связей с общественностью Российского государственного гидрометеорологического университета, А.В. Чечулина, заведующего кафедрой рекламы СПбГУ. О непростом, но успешном опыте внедрения студенческого профессионального досье на факультете журналистики рассказала Л.Г. Фещенко, доцент кафедры речевой коммуникации СПбГУ, председатель учебно-методической комиссии ВШЖиМК. Правовые и этические аспекты формирования и представления студентами профессиональных досье осветил А.Ю. Дорский, доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ. В завершении семинара Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1» представила точку зрения работодателя на проблемные места подготовки студентов и выпускников специальности «Реклама и связи с общественностью».
6) в течение первого семестра 2013-2014 уч.г. были проведены 4 открытые лекции в рамках реализации образовательных программ факультета прикладных коммуникаций (занятия проводили М.О. Потолокова, А.Ю. Дорский, А.В. Ульяновский, Н.В. Гришанин);
7) Ученый совет факультета прикладных коммуникаций утвердил разработанные учебно-методической секцией программы итоговой государственной аттестации на 2014 год по направлениям образовательной подготовки «Реклама», «Связи с общественностью», магистерской программы по направлению «Реклама и связи с общественностью», профиль «GR»;
8) на конкурс педагогического мастерства ВШЖиМК от факультета прикладных коммуникаций выдвинуты Г.К. Панкова, И.М. Побединский в номинации «Практическое занятие», а также учебное пособие Д.П. Гавры и Ю.В. Тарановой «Имидж территориальных субъектов»;
9) Ученый совет факультета прикладных коммуникаций утвердил предложенные учебно-методической секцией изменения в разделе «Преддипломная практика» Положения о практике факультета прикладных коммуникаций;
10) Подготовлен базовый вариант методических рекомендаций по подготовке ВКР для образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» по уровням бакалавриат, специалитет, магистратура.
Направления для совершенствования учебно-методической работы:
1) улучшение информационного обеспечения работы учебно-методической секции;
2) синхронизация работы секций в рамках объединенной учебно-методической комиссии Института.
Отчет о работе методической секции факультета журналистики
(Л. Г. Фещенко)
В 1 семестре 2013-2014 учебного года проведено 6 заседаний, из них 2 совместных заседания обеих методических секций ВШЖиМК.
Подготовлено для утверждения на Ученом совете 8 документов: Положение об учебной газете, Положение о профессиональном досье, Новая редакция регламента проведения государственного экзамена, Программы выпускных и вступительных экзаменов, Новая редакция рейтинга.
Размещены на сайте УММ дисциплин 1 семестра.
Проведено 7 открытых лекций, 2 публичные лекции и три занятия в рамках выдвижения на конкурс.
Отчеты о заседаниях размещены на сайте. Общий объем документов – 5,7 п.л. (http://jf.spbu.ru/about/541/2220.html).
4.2. О подготовке методического семинара по технике презентаций
В разработке два формата обучающего семинара – для преподавателей (однодневный) и для внешней аудитории (планируется двухчастная структура – общий объем до 72 часов).
Руководитель программы – И. И. Скрипюк.
Преподаватели, участвующие в подготовке тематических разделов: А. А. Горячев (речевой аспект), Г. К. Панкова (концептуальный подход к работе с презентацией в аудиторной и внеаудиторной работе), кафедра медиадизайна и информационных технологий (технологический подход), И. И. Скрипюк (организационный аспект).