Отчет о заседании 28 января 2014 года

Отчет о заседании 28 января 2014 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель учебно-методической комиссии, РК), А. В. Якунин (МИТ); К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Л. П. Громова, М. И. Маевская, Г. А. Земляная.

Отсутствовали: А. Ю. Быков (МЖ), А. Самойлова (представитель студенческого совета).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    Главный вопрос – рецензирование рабочих программ учебных дисциплин Дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика».

2.    Обмен мнениями о семинаре по дистанционным формам обучения.

3.    О планировании открытых и публичных лекций.

4.    О подготовке Бюллетеня Северо-Западного УМО.

5.    О подготовке УММ 2 семестра.

6.    О вопросах, вынесенных на заочное голосование для включения в повестку дня Ученого совета 23.01.14.

7.    Отчет о командировке С. С. Бодруновой.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Рецензирование рабочих программ учебных дисциплин дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика»

Первая рабочая встреча для предварительного обсуждения учебного плана дополнительной образовательной программы (ДОП) «Конвергентная журналистика» состоялась 15.01.2014.

На встрече присутствовали А. С. Пую, Л. П. Громова, М. И. Маевская, Ю. В. Курышева, А. Н. Тепляшина, Л. Г. Фещенко, К. И. Григорьева (секретарь).

ДОП «Конвергентная журналистика» – первая ласточка возрожденного института, теперь Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поэтому так важно сделать все хорошо.

Этот проект для Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций – настоящая тестовая кампания, позволяющая проверить корректность планирования этапов работы, отследить реализацию задуманного, увидеть упущенные моменты и вовремя исправить положение.

В связи с переносом заседания Ученого совета на 23 января 2014 года среди членов учебно-методической комиссии было проведено заочное голосование по изменениям в учебном плане ДОП «Конвергентная журналистика» (информационная рассылка – 21.01.2014, выписка из протокола заседания учебно-методической комиссии № 6-2 от 23.02.2014).

По результатам заочного голосования принято следующее решение: рекомендовать Ученому совету факультета журналистики утвердить учебный план дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Конвергентная журналистика» с внесенными в него следующими изменениями:

1.    Общий объем 1088 часов, из них контактной работы 524 часа (в 2011 г. – 1040 и 508 ч. соответственно).

2.    Изменить название дисциплины «Основы рыночной экономики» на «Маркетинг» объемом 20 ч. контактной работы и 10 ч. самостоятельной.

3.    Изменить название дисциплины «История журналистики» на «Основные этапы истории русской журналистики» (в связи с краткостью курса, 16 ч.).

4.    Увеличить объем дисциплины «Психология журналистики» до 20 ч., из них 10 ч. контактной работы.

5.    Изменить название дисциплины «Менеджмент и бизнес-стратегии СМИ» на «Экономика и менеджмент СМИ».

6.    Утвердить общий объем дисциплины «Социология журналистики» в количестве 26 ч., из них контактной работы 16 ч.

7.    Изменить название дисциплины «Информационное право» на «Право и этика СМИ».

8.    Утвердить общий объем дисциплины «Жанры конвергентной журналистики» в количестве 76 часов, из них 28 ч. контактной работы.

9.    Заменить дисциплину «Аудиовизуальная он-лайн журналистика» на «Визуальная он-лайн журналистика: основы» в количестве 54 ч., из них 28 ч. контактной работы.

10.    Внести изменения в название дисциплины «Качественная мультимедийная статья. Мультимедийный нарратив» на «Мультимедийный нарратив».

11.    Исключить дисциплину «Современные компьютерные технологии в журналистике».

12.    Утвердить дисциплину «Организация работы конвергентной редакции СМИ» в качестве профессиональной практики объемом 50 ч. контактной работы.

13.    Изменить название дисциплины «Социальные медиа» на «Социальные медиа в массовой коммуникации» с объемом 28 ч., из них 16 ч. контактной работы.

14.    Ввести дисциплину «Сетевой медиапроект» общим объемом 34 ч., 18 ч. контактной работы, с формой контроля в виде зачета, вместо «Медиалаборатория он-лайн».

15.    Утвердить научным руководителем программы «Конвергентная журналистика» доц. Юлию Владимировну Курышеву, куратором проекта – руководителя ЦПКиПП М. И. Маевскую.

М. И. Маевская напомнила членам комиссии основную информацию о подготовке программы к перерегистрации.

Изменения в учебный план программы были утверждены Ученым советом 23.01.14.

Рецензентами по рабочим программам учебных дисциплин ДОП «Конвергентная журналистика» выступили А. Н. Тепляшина и Л. Г. Фещенко. Обе рецензии переданы в ЦПКиПП и руководителю программы Ю. В. Курышевой.

Особая благодарность А. Н. Тепляшиной за тщательную экспертизу всего комплекта документов ДОП «Конвергентная журналистика».

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную образовательную программу «Конвергентная журналистика» ЦПКиПП

На рецензию представлены учебный план и пакет рабочих учебных программ дисциплин в количестве 26.

Учебный план был зарегистрирован управлением образовательных программ в 2011 году.

Представленный на рецензирование учебный план содержит компетенции. Компетенции ОК-2 и ОК-3 идентичны (погрешность нужно устранить).

В новом учебном плане нет дисциплин «Основы рыночной экономики», «Современные компьютерные технологии в журналистике». Вместо данных дисциплин включены «Маркетинг», «Организация работы конвергентной редакции».

Изменены названия: «История журналистики» (2011) — «Этапы истории отечественной журналистики» (2014); «Менеджмент и бизнес-стратегии СМИ» (2011) — «Экономика и менеджмент СМИ» (2014); «Информационное право» (2011) — «Право и этика СМИ» (2014); «Качественная мультимедийная статья: мультимедийный нарратив» (2011) — «Мультимедийный нарратив» (2014).

Замена двух дисциплин, а также корректировка названий представляется целесообразной.

Общая трудоемкость учебного плана: 2011 г. – 1040 часов, 2014 г. – 1108 часов. В представленном на рецензирование учебном плане указано 1088 часов (расхождение в 30 часов — очевидная ошибка при подсчете, которую необходимо исправить). Трудоемкость аудиторной нагрузки составляет 594 часа (в плане — 584 часа).

Рабочие учебные программы дисциплин, представленные на рецензирование, составлены по типовому образцу и включают в себя все разделы. Однако есть ряд недочетов, общих для всего пакета программ, и упущения, характерные для некоторых программ:

1) «Политология». Сохранена цветовая маркировка авторедактирования и ремарки. Указаны компетенции, которых нет в учебном плане (ОК-18, ОК-22, ПК-16, ПК-20, ОКП-11). Указаны зачетные единицы, которых нет в плане. Вопрос по дисциплине «Политология», предлагаемый для программы государственного экзамена, слабо коррелирует с содержанием РПУД: Связи с общественностью и реклама в сфере культуры и искусства.

2) «Психология». В тексте программы появляется ее название как программы по психологии журналистики. Компетенции изложены некорректно. Срок промежуточной аттестации указан приблизительно. Список обязательной литературы составляет всего 7 названий, дополнительной — и того меньше (3). Нет критериев оценки.

3) «Маркетинг». В учебном плане в качестве отчетности указан экзамен, в программе, в разделе 1.6.2, указан зачет. Тематические разделы содержания РПУД непропорциональны (например, лекция 4.). Аудиторные занятия называются то семинарскими, то практическими.

4) «Введение в специальность». Контингент ДОП назван студентами, правильно — обучающиеся или слушатели. Компетенций ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, включенных в РПУД, нет в учебном плане. В п. 1.7. проставлено 14 лекционных часов, когда по учебному плану — 16 часов. В п. 2.1.3. сказано, что продолжительность проведения зачета составляет один день. Это не соответствует нормам расчета времени — 15 мин. на одного человека.

5) «Теория и практика современной периодической печати». Компетенций ОК-4, ОК-17, ОК-19, ОК-18, ОК-22 в учебном плане нет. Компетенция ОК-9 изложена неточно. Профессиональные компетенции РПУД не соответствуют компетенциям, прописанным в учебном плане. В п. 1.6. не проставлены часы самостоятельной работы.

6) «Основные этапы истории русской журналистики». РПУД имеет название «Этапы истории отечественной журналистики». Указанных в РПУД компетенций ОК-18, ОК-19, ОК-21, ОК-22, ПК-16, ПК-17, ПК-19 в учебном плане нет. В программе упоминаются студенты, а не обучающиеся или слушатели. Есть расхождение в отчетности: в РПУД — экзамен, в учебном плане — зачет.

7) «Современная международная журналистика». В п. 1.3. нет компетенций. Вопросов на экзамен предлагается всего 10, т. е. 5 билетов! Этого количества недостаточно.

8) «Основы PR и рекламы». Компетенции РПУД не соответствуют учебному плану. В п. 1.6. не указаны отчетность и часы самостоятельной работы. Список литературы составлен не по алфавиту.

9) «Психология журналистики». Компетенции не соответствуют учебному плану. Нет перечня вопросов к экзамену. Нет критериев оценки ответа на экзамене.

10) «Экономика и менеджмент СМИ». Прописанных в РПУД компетенций ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-15, ОПК-18, ОПК-19, ОПК-20, ОПК-28, ОПК-30, ОПК-31, нет в учебном плане.

11) «Теория информации и коммуникации». В списке дополнительной литературы нарушен алфавитный порядок.

12) «Социология журналистики». В РПУД не проставлены часы, отведенные на семинарские занятия и самостоятельную работу. Перечень формируемых компетенций или отсутствует, или не прочитывается.

13) «Аудиовизуальная журналистика». Компетенции, перечисленные в РПУД, не соответствуют учебному плану. В РПУД заявлено, что предлагается перечень вопросов для итогового государственного экзамена, однако самих вопросов нет.

14) «Дизайн традиционных СМИ». Указанные в РПУД компетенции не соответствуют компетенциям, прописанным в учебном плане. Список обязательной литературы состоит из 6 названий, дополнительной — из 3-х.

15) «Право и этика СМИ». Лишняя информация о трудоемкости дисциплины. Компетенции не прописаны. В п. 1.7. не проставлены часы лекций. Нет вопросов к экзамену. Нет списка литературы.

16) «Введение в конвергентную журналистику». Дается название на русском и английском языке, хотя требуется только на русском. Компетенций ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОК-2 в учебном плане нет. Модули таблицы (п. 1.6.) заполнены неправильно.

17) «Жанры конвергентной журналистики». Компетенций, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, перечисленных в РПУД, в учебном плане нет. Из программы не ясно, какой вид занятий — семинарские или практические — выбирает разработчик. Темы занятий соответствуют 14 часам, вместо 16 часов, указанных в программе и учебном плане. Нет критериев оценки. Нет списка дополнительной литературы.

18) «Визуальная онлайн-журналистика: основы». Название дисциплины заслуживает редактирования. Компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-22, ПК-28, перечисленных в программе, в учебном плане нет. В п. 2.1.3. вместо 16 часов практических занятий указано 14 часов.

19) «Мультимедийный нарратив». Лишнее англоязычное название. Компетенций ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, прописанных в РПУД, нет в учебном плане.

20) «Бизнес-модели онлайн журналистики». Требуется редактирование названия дисциплины в РПУД. Компетенций ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-13, ОПК-14, ОПК-18, ОПК-19, ОПК-28, ОПК-30, ОПК-31, перечисленных в РПУД, нет в учебном плане. Компетенция ДК-3 повторяется дважды. В РПУД на самостоятельную работу отводится 20 часов, хотя в учебном плане — 24 часа. Из программы не ясно, какой вид занятий — семинарские или практические — выбирают разработчики. Встречается онлайн и он-лайн как варианты написания. В списке дополнительной литературы 3 названия.

21) «Организация работы редакции конвергентного СМИ». Имеются расхождения в РПУД и учебном плане, которые касаются названия дисциплины и трудоемкости отдельных видов работы.

22) «Технологии онлайн рекламы». Название РПУД дается на двух языках, требуется — только на русском языке. Зачетные единицы указывать не нужно, так как их нет в учебном плане. Компетенции, перечисленные в РПУД, не совпадают с учебным планом. В п. 2.1.3. на практические занятия отводится 14 часов, вместо 12 — по учебному плану.

23) «Технологии конвергентной медиаплатформы». Компетенция ОПК-М-16 изложена некорректно. В списке обязательной литературы 5 названий, дополнительной — 4. В разделе 2.1.3. есть расхождения с учебным планом. В РПУД самостоятельная работа — 0, в учебном плане — 32 часа. В РПУД аудиторные часы в п. 2.1.3. не совпадают с часами, отводимыми на аналогичные виды занятий, в п. 1.6.1. Критерии оценки не прописаны. Перепутаны отчетности текущей и промежуточной аттестации. В списке обязательной литературы 6 названий, дополнительной — 7.

24) «Социальные медиа в массовой коммуникации». В РПУД название дисциплины на двух языках. Перепутаны отчетности текущей и промежуточной аттестации.

25) «Сетевой медиа-проект». Компетенции ОПК-1, прописанной в РПУД, нет в учебном плане. Из программы не ясно, какой вид занятий — семинарские или практические — выбирает разработчик.

Таким образом, разработчикам дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика», прежде всего 1) необходимо обратить внимание на раздел РПУД, связанный с компетенциями, обеспечиваемыми дисциплинами, 2) на соответствие часов, отводимых на различные виды занятий в учебном плане и РПУД, 3) на пересчет часов в учебном плане, 4) на четкое обозначение во всей программе семинарских или практических занятий, поскольку в учебном плане ссылок на вид занятий нет.

В целом, обновленная дополнительная образовательная программа, «Конвергентная журналистика» может быть рекомендована на голосование на Ученом совете.

Профессор кафедры периодической печати А. Н. Тепляшина

Л. Г. Фещенко
РЕЦЕНЗИЯ на рабочие программы учебных дисциплин ДОП «Конвергентная журналистика»

Дополнительная образовательная программа, представленная на рецензию, позволяет отработать многие методически важные вопросы:

1) практическое значение межпредметных связей (особенно применительно к специальным дисциплинам), ведь авторский коллектив ДОП работает, по сути, как одна творческая единица, и в подобной образовательной модели это очень важный и заметный фактор; межпредметные связи должны быть обозначены и между осознаваемыми как парные дисциплины (например, «Маркетинг» и «Экономика и менеджмент СМИ», «Психология» и «Психология журналистики»);

2) нам представляется, что целесообразно усилить в содержании РПУД практическую ориентированность подготовки по этой программе даже в дисциплинах общегуманитарного и общепрофессионального профилей (иначе избыточный академизм может отпугнуть потенциальных слушателей, приходящих не за академической подготовкой, а за прикладным профессиональным знанием), что должно отразиться на формах проведения и наполнении практических занятий (активные виды работы), а также формах и наполнения текущей и промежуточной аттестации, - такой подход более соответствует специфике дополнительного образования;

3) в доработке материалов стоит принять во внимание, что методическое сопровождение программы также предполагает подготовку и размещение на сайте УММ по дисциплинам ДОП, поэтому возможные огрехи и недоработки будут очень заметны – что, безусловно, не в наших общих интересах;

4) руководителям ДОП надо сформулировать согласованную позицию по необходимости включения в программы рабочих программ учебных дисциплин анкеты, разработанной Ю. Б. Васенёвым (частью даже не скорректированной и без ссылки на разработчика);

5) надо еще раз проверить списки литературы (например, работа С. Г. Корконосенко по теории журналистики представлена в списках от 1995 г. и далее; учебник «История русской журналистики» вышел третьим изданием; стоит еще раз проверить соблюдение алфавитного принципа подачи и нумерацию);

6) важно еще раз проверить соответствие балльно-рейтинговой системы оценки на соответствие нагрузке по дисциплине и форме отчетности.

Это если говорить в целом, сконцентрировав внимание на том, что может улучшить материалы как комплекс документов.

Несколько вопросов и рекомендаций по конкретным программам:

1) «Политология»: наверное, стоит усилить, обозначить связь с журналистикой; в список вопросов целесообразно включить вопросы по нормативно-правовой базе, что позволит педалировать практическую ориентированность дисциплины.

2) «Психология»: формы текущей аттестации не согласуются с объемом и характером дисциплины.

3) «Маркетинг»: несмотря на наличие дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ» стоит сделать смысловой акцент на анализе и продвижении медиарынка – на это можно будет опираться в дальнейшем.

4) «Основные этапы истории русской журналистики»: не совпадают названия в программе и учебном плане.

5) «Современная международная журналистика»: целесообразно увеличить количество вопросов к экзамену, тем более что программа занятий это позволяет, а форма отчетности предполагает большую требовательность к качеству и количеству вопросов.

6) «Основы PR и рекламы»: курс содержательно связан с «Маркетингом», поэтому полезно проверить обе программы на непротиворечивость содержания или усилить, обозначить расхождения как дискуссионные; непонятно, уместно ли закладывать в БРС по ДОП участие в конференции.

7) «Дизайн традиционных СМИ»: текст плохо вычитан, много опечаток, понятие «КМГ» (композиционно-графическая модель) не используется в описании лекций и впервые встречается только как аббревиатура в плане практических занятий, проверить БРС на количественные соответствия (5 заданий по 6 баллов не 40 баллов; пересчитать методику анализа баллов: от 0 до 60 баллов – это незачет, а 8 + 12 + 40 = 60, то есть все выполнено и все равно незачет).

8) «Введение в конвергентную журналистику»: в основных определениях дублируются понятия из общепрофессиональных дисциплин, но отсутствуют и / или не согласованы «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика», «медиаконвергенция», стоит уточнить понятие «трансформация функций». Учитывая особую роль этой дисциплины в организации всей ДОП, нужно очень внимательно поработать над согласованием ее содержания с содержанием общепрофессиональных дисциплин. Надо также исправить количество часов в первом модуле (не 10, а 6). Форма отчетности – не экзамен.

11) «Мультимедийный нарратив»: промежуточная аттестация – экзамен (не зачет), поэтому нет критериев оценки (в аттестации упоминается текущая аттестация – но тоже нет критериев оценки).

12) «Бизнес-модель онлайн журналистики»: название 1 лекции лучше отредактировать («Историография и виды бизнес-моделей» – чего?); в программе упоминается реферат как определение вида работы, в содержательной же части речь идет о подготовленном проекте.

13) «Организация работы конвергентной редакции»: в учебном плане другое название и другой вид дисциплины (профессиональная практика и 50 часов практических занятий) – в представленной программе 20 часов практических занятий, аудиторные; заслуживает внимания неисправленная анкета.

14) «Технологии онлайн рекламы»: 6 тем лекций (8 часов), и опять БРС не соответствует нагрузке (часы практических занятий, промежуточная аттестация – зачет).

15) «Технологии конвергентной медиаплатформы» – см. выше (БРС – часы, форма отчетности). Практические занятия – по плану 16, расписано 10 часов. Лекции – по плану 16, расписано – 6.

16) «Дизайн мультимедийного издания»: надо внести исправления в межпредметные связи (целесообразно указать дисциплины «Дизайн традиционных СМИ» и «Визуальная онлайн журналистика» из ДОП).

17) «Социальные медиа в массовой коммуникации»: некоторые разделы этой программы вызывают вопросы («Для успешного освоения курса не требуется предварительных компетенций»; «Практические занятия посвящены созданию и ведению аккаунта в социальной сети / созданию социальных медиа» - по нагрузке 8 часов аудиторной работы; «Самостоятельная работа обеспечивается наличием контрольных вопросов и заданий для организации текущей самостоятельной работы слушателей по всем учебным разделам модулей, методических указания слушателям по выполнению практических, семинарских заданий, оформлению рефератов; презентаций рекомендации по использованию информационных технологий и глоссарий»). Нет критериев оценки (зачет).

18) «Сетевой медиапродукт»: в части межпредметных связей проверить согласованность содержания 1-5 практических занятий и содержания практических занятий дисциплины «Социальные медиа в массовой коммуникации»; связь аттестации по дисциплине и других тематически близких дисциплин. Опять не исправлена анкета.

19) В представленных на рецензирование программах нет РПУД по ВКР.

В качестве общего вывода подчеркнем следующее: разработка дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика», как пилотный проект, позволяет нам отработать и учесть на будущее много казавшихся неочевидными вопросов:

1) например, стало понятно, что надо учесть в планировании запуска программы дополнительное время на рецензирование;

2) считаем необходимыми две организационные встречи всего творческого коллектива планируемого проекта – на этапе начала разработки ДОП и на этапе выхода на финишную прямую.

Первая встреча позволит коллегам с разных кафедр и разных факультетов осознать себя единым творческим коллективом, проговорить на этой стартовой встрече важные для разработчиков вопросы, касающиеся всех и позволяющие сразу получить необходимую информацию (тогда и межпредметность станет органическим свойством ДОП), обменяться контактами и договориться о формах работы.

Перед второй встречей надо дать возможность каждому познакомиться с программами (РПУД) других преподавателей, что сделает работу в аудитории всех членов творческого коллектива более комфортной, а всё вместе защитит интересы и репутацию ВШЖиМК.

Поэтому надо поблагодарить творческий коллектив ДОП «Конвергентная журналистика» за возможность обретения этого полезного опыта.

И успешной им работы!

После внесения необходимой правки рабочие программы учебных дисциплин ДОП «Конверегентная журналистика» могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе.

28.01.2014

Из обсуждения:

До сих пор не обсуждался вопрос о сроках подготовки УММ по ДОП «Конверегентная журналистика» – сразу на 2 семестра или по семестрам, как сложилось в ВШЖиМК. В любом случае, УММ по ВКР надо делать заранее и как можно скорее. Кто отвечает за подготовку платформы для УММ и в целом формирование информационной страницы по этой программе на сайте ВШЖиМК? Не обсуждались также сами сроки подготовки УММ по всем дисциплинам ДОП. Нужен ли ЦПКиПП свой регламент УММ?

После обсуждения учебно-методической комиссией сформулированы следующие рекомендации:

1. За подготовку платформы и размещение документов отвечает руководитель программы. В данном случае Ю. В. Курышева. За подготовку самих документов для размещения на сайте отвечают преподаватели.

2. ЦПКиПП нет целесообразности разрабатывать свой регламент для УММ, так как их методическая документация будет размещаться там же, где вся остальная методическая документация, то есть в разделе «Студентам».

3. УММ по ВКР и РПУД должны быть разработаны в ближайшее время. Отвечает за это руководитель программы.

4. Вопрос о сроках и периодичности подготовки УММ для дополнительных образовательных программ будет решен в рабочем порядке.

2.    О семинаре по дистанционным формам обучения (обмен мнениями)

Методический семинар по дистанционным формам был организован юридическим факультетом СПбГУ по просьбе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

    В работе семинара приняли участие преподаватели обоих факультетов ВШЖиМК и сотрудники подразделений, деятельность которых связана с обеспечением дистанционного обучения: Л. П. Громова, В. А. Ачкасова, И. Н. Блохин, С. С. Бодрунова, А. Ю. Быков, Д. П. Гавра, Э. М. Глинтерник, Л. Р. Дускаева, С. Г. Корконосенко, Ю. В. Курышева, М. И. Маевская, Б. Я. Мисонжников, А. С. Савицкая, А. Н. Тепляшина, Л. Г. Фещенко, С. А. Черкашина, Е. Ю. Чувиков, К. И. Щербатых, А. В. Якунин.

Вели семинар М. Ю. Лаврикова и Н. А. Шевелева. Они предложили участникам семинара «опыт, который надо творчески осмыслить».

Коллеги рассказали об используемых на юридическом факультете технологиях обучения:

1) удаленный доступ к ресурсам и сервисам (особого внимания заслуживают библиотеки);

2) полноформатные видеолекции и записанные на видео практические занятия;

3) консультирование с использованием дистанционных форм общения;

4) компьютерные технологии при проведении экзаменов и иных форм промежуточной аттестации, включая фонд оценочных средств (в среднем 10 вариантов на три потока студентов, а это около 300 человек);

5) электронное расписание.

Учебно-методические комплексы, разработанные на факультете, включают учебные материалы, хрестоматию, глоссарий, списки литературы, тесты (с открытыми и закрытыми вопросами). В таком виде УМК восполняют пробелы по дисциплинам, не обеспеченным учебниками.

На юридическом факультете оборудовано 14 аудиторий для съемки и on-line трансляций. Сегодня видеоархив юридического факультета включает 700 лекций.

Все ресурсы, обеспечивающие разные формы дистанционного обучения, защищены и имеют свои регламенты доступа.

Блохин И. Н. Для ВШЖиМК по вопросу дистанционного обучения необходимо:

во-первых, определить, для каких групп потенциальных потребителей образовательных услуг оно предназначено (это слушатели курсов и программ повышения квалификации, или автономные программы, специально разработанные для использования этой формы на подготовительных курсах; для разных категория обучающихся, включая студентов);

во-вторых, в рамках групп потребителей решить, какие формы дистанционного обучения следует или не следует использовать (очевидно, что для студентов нельзя использовать записи и трансляции аудиторных занятий), т.е. для каждой группы необходима своя платформа;

в-третьих, начать работу по внедрению электронного расписания и blackboard (обучающие семинары), составлению электронных библиотек учебной литературы и методических материалов.

Тепляшина А. Н.: семинар по дистанционному обучению показал реальность организации дистанционного обучения в ВШЖиМК.

Оптимальный контингент для нас – это журналисты различных региональных СМИ, которым необходимо пройти профессиональную переподготовку в рамках краткосрочных курсов.

Щербатых К. И.: Прежде всего семинар, посвященный дистанционному обучению на юридическом факультете, вызвал много положительных эмоций в связи с наличием огромного количества подготовленных учебно-методических материалов. Но одновременно семинар поставил много вопросов.

    Во-первых, безусловно важно отметить, что наличие полного комплекта учебно-методических материалов по дисциплинам заслуживает уважения, но, с другой стороны, хотелось бы поближе и подробнее их посмотреть. Возможно, на примере одной дисциплины, предлагающейся как студенту, так и преподавателю.

Во-вторых, размещение материалов в открытом доступе. Не отвращает ли студентов открытость материалов от посещения аудиторных занятий? Или все-таки студентам предоставляются не все материалы? Возможно, они должны отработать прочитанное в Интернете? Как часто происходит обновление методических материалов? Каким образом мотивируются преподаватели (при том что кроме аудиторной работы преподаватели должны вести научную и внеучебную деятельность).

В-третьих, пока плохо понятно, как данная система соотносится с дистанционным обучением (пример с нотариусами был ярок, но не безусловно показателен).

Не совсем понятна функция электронного расписания. Студенту, обучающемуся дистанционно, так ли важно знать, в какой аудитории что проходит. Если никакой видеозаписи не ведется, то какую смысловую нагрузку несет знание расписания.

Программы, представленные нам на семинаре, скорее всего, существенно отличаются от программ, необходимых для ведения дистанционного обучения. Каким образом это будет прописано в нагрузке? Какой регламент программы для дистанционного обучения? Как меняются и меняются ли компетенции и методы? Меняется ли учебный план?

Ну и самое главное – материальное обеспечение, которое у всех факультетов и Институтов разное. Следовательно, при разработке программ для дистанционного обучения это тоже важно учитывать. Пока сложно представить, как на нашем факультете проводить запись занятий, и – шире – формировать саму базу методических материалов для запуска программ дистанционного обучения, при наличии одной аудитории, имеющей возможность записи и трансляции в Интернете.

Это, скорее, список вопросов, которых, при осмыслении полученной на семинаре информации, становится все больше и больше. Вообще, было бы хорошо иметь обратную связь, например через цикл таких семинаров, чтобы при дальнейшем анализе было кому задавать вопросы (уточнения) и получить на них ответы для дальнейшего анализа и планирования собственной работы.

3. О планировании открытых и публичных лекций на второй семестр 2013-2014 уч.г.

Заявки на открытые и публичные лекции будут утверждены только на Ученом совете в феврале, поэтому комиссия обсуждает предварительный план и начинает его реализовывать до утверждения на Ученом совете. В план могут быть включены открытые лекции, поставленные на февраль, учитывая особенности 2 семестра (две большие конференции в марте и апреле и процедуры итоговой государственной аттестации в мае).

Принцип формирования заявок не меняется: по одной открытой лекции от каждой кафедры.

Еще раз уточним понятийный аппарат, что важно для точного понимания методической нагрузки и функций того или иного формата.

Открытая лекция – занятие в рамках учебных дисциплин, читаемых на обеих формах обучения (очной и очно-заочной) любого из реализуемых на факультете направления («Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью», магистратура и бакалавриат).

На открытые лекции приходят студенты и магистранты разных курсов и форм обучения. При переходе аспирантуры в категорию образовательной программы среди гостей на открытых лекциях стало много аспирантов, для которых посещение этих занятий с дальнейшим рецензированием – часть программы практики. По возможности, приходят преподаватели. Члены учебно-методической комиссии давно обсуждают принципы организации посещений открытых лекций применительно к себе: обязательно, по графику, по возможности или по желанию. К единому мнению до сих пор не пришли. Поэтому так важно отметить внимание к реализации этого проекта А. Ю. Быкова, И. Н. Блохина, посетивших почти все открытые лекции коллег – а это требует времени. Многие кафедры проявляют корпоративную солидарность и не только в полном составе приходят на открытые лекции своих преподавателей, но и оперативно проводят методический разбор полетов.

Сложившаяся практика информационного сопровождения открытых лекций выполняет несколько функций: ознакомительную (для новых на факультете людей из числа студентов, сотрудников, гостей, закрепляя имя, образ и тему), презентационную, методическую.

Публичные лекции объявляются по инициативе кафедр.

В этом формате предлагается эксклюзивный научный материал.

Главная функция публичных лекций – популяризация академического знания и университетского образования.

Традиционно это было формой общественного лектория, поэтому у публичных лекций своя аудитория – в значительной степени университетская или – шире – городская общественность, и лишь во-вторых студенты и преподаватели Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Публичные лекции проводятся либо в рамках кафедральных мероприятий, либо в связи с определенным информационным поводом.

Информационное сопровождение публичных лекций регулируется университетом (регламент размещен на сайте - jf.spbu.ru/about/541/895.html Информация о публичных лекциях – анонсы – представлена на сайте СПбГУ (http://spbu.ru/testanons/list/2), сами лекции транслируются в Интернете.

Данный проект (открытые и публичные лекции) имеет большое значение для организации методической работы.

Открытые лекции – важный инструмент контроля качества, причем максимально комфортный для преподавателя, выбирающего интересную для него тему в рамках читаемой дисциплины; открытые лекции – методическая площадка для обмена опытом и демонстрации достижений (сделана попытка размещения на сайте материалов лекции на сайте – jf.spbu.ru/about/541/3987.html открытые лекции – информационный ресурс, работающий на формирование имиджевого капитала ВШЖиМК как базисного субъекта PR (к объявлениям об открытых лекция продолжают обращаться даже много времени спустя после самого события).

Публичные лекции – имиджевый проект, в равной мере популяризирующий Университет и науку, знания, образование, а также безусловно оберегающий и сохраняющий традиции.

Еще один активно используемый методический ресурс – гостевые лекции. По цели и задачам это обучающее мероприятие, по форме – традиционная лекция перед студентами, проводимая научно-педагогическим работником из образовательного учреждения (другие факультеты СПбГУ, иные вузы или академические учреждения).

Такие лекции могут встраиваться в учебный процесс и проводиться в рамках той или иной учебной дисциплины, что сближает их с открытыми лекциями. Но, напомним, открытые лекции проводит штатный преподаватель. Гостевые лекции может проводить и специалист из отрасли, в таком случае он тоже прежде всего выступает в роли аналитика, исследователя проблемы или явления.

Место проведения – аудитории ВШЖиМК (то есть коллеги в гостях у наших студентов и преподавателей).

В категории «Гостевые лекции» формируются свои жанровые модификации (лекция-дискуссия, лекция-семинар, например).

Как и публичные лекции, гостевые лекции часто проводятся в рамках кафедральных мероприятий или иных научных событий.

По запросу ректората учебно-методическая комиссия делала анализ публичных лекций, прошедших в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций в 2013 году. Таких лекций оказалось шесть:

1) Сергей Алексеевич Самойленко, преподаватель факультета стратегических коммуникаций и руководитель студенческой PR-организации университета Джорджа Мейсона; член Экспертного совета Национальной премии «Серебряный Лучник», активный участник Международного альянса по связям с общественностью и коммуникативному менеджменту и Американской ассоциации по связям с общественностью; преподавал в Высшей школе массовых коммуникаций и журналистики университета штата Канзас и Школе общественного здравоохранения университета Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон); работал специалистом по связям с общественностью и переводчиком в немецкой компании «ФАБ» (Каспийский трубопроводный консорциум), юридическом проекте «ТАСИС», Международной антипиратской коалиции, детском благотворительном фонде FireFly; сотрудничал с отечественными и зарубежными организациями в качестве независимого консультанта по стратегическим коммуникациям.

Тема лекции (семинара) – «Меняющаяся конъюнктура: новые функции PR-менеджеров в эпоху соцмедиа», 12.03.13 (http://jf.spbu.ru/index/146-4844.html).

2) Иван Сергеевич Арцишевский, начальник Управления государственного протокола Администрации Санкт-Петербурга с 1998 по 2006 год, советник Председателя Совета Федерации РФ с 2006 по 2009 год, член Правления Санкт-Петербургского Дворянского Собрания, представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России. В 2001 году основал Петербургскую Школу протокола и этикета, первое в стране лицензированное учебное заведение подобного профиля. В результате расширения в 2005 году Школа была реорганизована в Центр этикета «Европейский формат». «Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского» сегодня продолжает традиции преподавания этикета, конфликтологии и общественных коммуникаций.

Тема лекции – «Введение в современный этикет» (в рамках Дней кафедры менеджмента массовых коммуникаций), 13.03.13 (http://jf.spbu.ru/index/146-4793.html).

3) Фолькер Лилиенталь, профессор университета Гамбурга. Тема лекции – «О будущем качественной журналистики» (в рамках научной весны ВШЖиМК СПбГУ), 25.04.13 (http://jf.spbu.ru/index/146-5281.html).

4) Василий Гатов, заместитель генерального директора РИА Новости, руководитель Медиа Лаборатории РИАН, член правления Всемирной организации издателей IFRA, член совета Центра медиаисследований УНИК; доктор Уве Форкеттер, советник по цифровым продуктам издательства ДюМонт-Шауберг, бывший главный редактор «Берлинер Цайтунг», Берлин (два ведущих медиаэксперта из России и Германии).

Тема лекции-дискуссии – «У традиционной бизнес-модели качественной журналистики нет будущего. Что делать?» (в рамках научной весны ВШЖиМК СПбГУ), 26.04.13 (http://jf.spbu.ru/index/146-5282.html).

5) Ли Томпсон (США), обладатель двух премий Д. Ф. Пибоди, двух премий Д. Полка, трех национальных премий ЭММИ и других многочисленных журналистских наград, чьи расследования в сфере здравоохранения, прав потребителей, безопасности, экологии неоднократно становились поводом для слушаний в Конгрессе США и смогли повлиять на изменения в законодательстве страны, отдельных штатов и городов.

Тема цикла лекций и семинаров – «Метод расследования в социальном телерепортаже» (в рамках дисциплины «Теория и практика телерадиожурналистики» для студентов 3 курса очной формы обучения, профиль «Телерадиожурналистика»), с 30.09.13 по 04.10.13 (http://jf.spbu.ru/index/146-5839.html).

6) Ольга Николаевна Ансберг, кандидат исторических наук.

Тема лекции - «Изобразительные жанры в русской журналистике XIX века» (в рамках Дней истории), 02.10.13 (http://jf.spbu.ru/days_of_histories/2756.html).

Для сравнения: специалист из отрасли может предложить нашим студентам другую форму профессионального диалога – мастер-класс. Обучающая функция остается, но меняется формат мероприятия – преобладает практическая составляющая (апробация опыта в рамках мастер-класса или иллюстрация апробированных приемов). Главное содержание мастер-класса – кейсы.

Есть еще встречи со специалистами из отрасли или просто интересными людьми, представителями разных сфер деятельности и профессий, – самый нерегламентируемый формат.

По результатам обсуждения:

1) отметить как важное достижение работы творческого коллектива преподавателей развитие жанрового многообразия открытых занятий;

2) рекомендовать членам учебно-методической комиссии активнее участвовать в реализации проекта (А. Ю. Быков, А. В. Якунин, Л. Г. Фещенко проводили ОЛ в прошлом семестре или прошлом учебном году, Ю. Б. Балашова запланировала свою лекцию на этот семестр; А. Н. Тепляшина и Ю. В. Клюев предложили внести изменения в предварительные заявки кафедр и включить свои лекции в план работы; И. Н. Блохин защищает свою позицию о том, что в университете все лекции открытые, и приглашает к себе на любое занятие);

3) в планировании срока проведения публичной лекций В. Г. Ковтуна, посвященной радиопублицистике блокадного города, учесть возможность совмещения этого события с Днем радио и кануном Дня Победы.

Предварительный план открытых и публичных лекций размещен на странице учебно-методической комиссии (http://jf.spbu.ru/about/541/895-gr2.html).

4.    О подготовке Бюллетеня Северо-Западного УМО по журналистике

Тема заседания Северо-Западного УМО по журналистике уточняется после конференции в МГУ им. М. В. Ломоносова. Перед заседанием планируется проведение методического семинара, посвященного преподаванию профессиональных дисциплин.

Предварительно в Бюллетене включены следующие разделы (по тематическим направлениям): методология исследования и преподавания журналистики; специальные дисциплины; магистратура. Раздел по преподаванию стилистики готовит кафедра речевой коммуникации (В. И. Коньков).

5.    О подготовке УММ 2 семестра 2013-2014 уч.г.

Подготовленные учебно-методические материалы представитель методической комиссии отправляет напрямую на сайт (официальной почтой).

В учебно-методическую комиссию до 10.02.14 должна быть сдана таблица с контрольными сведениями о готовности УММ.

Вопрос о разработке регламента аннотации ВКР перенесен на февраль, так как для обсуждения надо пригласить преподавателей, ведущих дисциплину «Теория и практика подготовки ВКР» на очной и очно-заочной формах обучения, а также дисциплину «Преддипломная практика» на очно-заочной форме обучения.

6.    Вопросы, вынесенные на заочное голосование и включенные в Разное повестки дня заседания Ученого совета 23.01.14 (выписка из протокола заседания учебно-методической комиссии № 6-1 от 23.01.14)

6.1.    Предложение об утверждении характеристики и компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы высшего образования «Журналистика» по уровню «магистратура» по направлению 42.04.02 — «Журналистика», очная форма обучения (академически-ориентированная модель магистратуры) для приема на 2014 г.

6.2.    Предложение об утверждении характеристики и компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы высшего образования «Журналистика» по уровню «магистратура» по направлению 42.04.02 — «Журналистика», очная форма обучения (практико-ориентированная модель магистратуры) для приема на 2014 г.

6.3.    Предложение об утверждении характеристики и компетентностно-ориентированных учебных планов основной образовательной программы высшего образования «Журналистика» по уровню «бакалавриат» по направлению 42.03.02 — «Журналистика», очная, очно-заочная формы обучения для приема на 2014 г.

6.4.    Для выполнения учебных заданий по дисциплине «Теория и практика телерадиожурналистики», требующих использования производственного оборудования Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», оформить часы, выделенные для самостоятельной работы студентов с использованием методических материалов, как часы для самостоятельной работы студентов с использованием методических материалов в присутствии преподавателя, отразив это в расписании занятий. Подготовить соответствующий приказ директора Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (ответственный – М. А. Бережная).

В заочном голосовании приняли участие все члены учебно-методической комиссии.

Предложения поддержаны и переданы на рассмотрение и утверждение Ученого совета.

7.    Отчет о командировке С. С. Бодруновой

Принимающая сторона – Университет Вроцлава, Институт политологии, факультет социальных наук, кафедра социальной коммуникации и журналистики.

Полный текст отчета С. С. Бодруновой о результатах участия в программе межвузовского обмена по итогам Конкурса на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена, реализуемых в рамках международных соглашений СПбГУ, размещен здесь.

Л. Г. Фещенко, председатель учебно-методической комиссии. Отчет размещен на сайте 07.02.14 | 6 февраля 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль