Отчет о заседании 26 ноября 2013 года

Отчет о заседании 26 ноября 2013 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Самойлова (представитель студсовета), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель учебно-методической комиссии, РК), А. В. Якунин (МИТ); А. Ю. Дорский (СОвП), А. С. Савицкая (СОвБ), С. А. Черкашина (ММК), Д. П. Шишкин (СОвБ).

Приглашенные коллеги: Л. П. Громова, М. А. Бережная, С. С. Бодрунова, Н. С. Лабуш, М. И. Маевская

Отсутствовали: К. И. Щербатых (секретарь).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    Программы послевузовской подготовки – М. И. Маевская.

2.    О подготовке приема в магистратуру – И. Н. Блохин.

3.    Об подготовке конкурса педагогического мастерства – Л. Г. Фещенко.

4.    Разное:

4.1.    Рецензирование магистерской программы «Журналистика и массовая культура» – А. Н. Тепляшина.

4.2.    Отчет о командировке С. С. Бодруновой.

4.3.    Отчет о командировке Л. Г. Фещенко.

4.4.    Опрос студентов о записи на СД – подготовила Анастасия Самойлова.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Программы послевузовской подготовки

Л. П. Громова представила нового директора Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ЦПКиПП) работников СМИ и других коммуникационных отраслей М. И. Маевскую.

Марина Игоревна Маевская закончила факультет журналистики СПбГУ. В 2004 году защитила в Москве кандидатскую диссертацию по теме «Культура гендерных отношений в программах российского телевидения (социально-филологический анализ)». СПбГУ был ведущей организацией по диссертации М. И. Маевской (отзыв готовила кафедра радио и телевидения факультета журналистики). М. И. Маевская организовала факультет журналистики в Вологодском государственном университете и была его деканом, потом переехала в столицу и там работала в Институте повышения квалификации работников радио и телевидения, в Институте печати и Университете печати.

М. И. Маевская
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ: текущие, среднесрочные и долгосрочные задачи

1. Определить целевые аудитории программ: преподаватели (свои и сторонние), СМИ, PR-службы и пресс-службы (государственные и бизнес-структуры), другие (переподготовка и обучение желающих получить дополнительные знания и сертификаты).

2. Определить концепцию центра ПК как центра дополнительного образования, с привлечением в том числе сторонних специалистов для коммерческих программ.

3. В зависимости от целевой аудитории осуществить следующие программы:

А. Преподаватели

Использовать форму организации стажировки и методических семинаров на существующих мероприятиях Института и кафедр: «Дни PR и рекламы» (ноябрь), конференция в апреле (совместно с учебно-методическими комиссиями).

Провести совместно с Научной библиотекой им. А. М. Горького 2 семинара по электронным ресурсам («В доступе СПбГУ» и «Наукометрические ресурсы»).

Совместно с учебно-методической комиссией открыть программу повышения квалификации для других вузов на основе целевого федерального финансирования.

Для преподавателей ВШЖиМК организовать обучающий семинар «Презентация в учебном процессе».

Провести и сделать традиционными два международных научно-практических двухдневных семинара – март и октябрь (с выдачей участникам дипломов о повышении квалификации).

Б. СМИ

Восстановить программы и подготовить новые: «Современный дизайн периодики», «Дизайн интерактивной среды», «Редактирование», «Деловая журналистика», «Школа экологической журналистики», «Научная журналистика», «Речь на ТВ», «Дизайн и конвергентный текст современных медиа».

В. Пресс-службы

В разной степени готовности или на стадии разработки: «Деловой и политический спичрайтинг», «Связи с общественностью в органах государственной власти и самоуправления», «Лаборатория Дмитрия Гавры» (Медиаимидж лидера; Инфовойны в бизнесе как стратегия победы), «Пресс-служба ГО», «Эффективные GR-коммуникации», «Техники медиапрезентации».

Другие

Открыть переподготовку по программам «Конвергентная журналистика» и «Реклама».

Разработать программу «Документальный телефильм (фильммэйкинг)».

Из стенограммы заседания:

Институт повышения квалификации преобразован в центр. Центр в своей деятельности ориентируется на потребности нескольких аудиторий. Во-первых, это преподаватели (свои и сторонние). Вторая группа – средства массовой информации. Третья группа – PR-службы и пресс-службы. Четвертая группа – другие (это значит – все, кто хотят повысить квалификацию по программам переподготовки, или те, кому нужны краткосрочные семинары).

Программы должны быть межкафедральными или межфакультетскими, потому что центр работает на весь Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

О планах и первостепенных задачах ЦПКиПП.

В первую очередь нужно системно подойти к вопросу перерегистрации имеющихся программ (http://jf.spbu.ru/increasing/).

Второе – само функционирование центра повышения квалификации как центра дополнительного образования. То есть Центр разрабатывает программу (в том числе и с привлечением сторонних специалистов), потом назначается руководитель программы, который курирует ее на всем протяжении реализации.

Горизонтальный менеджмент – наиболее удобная в наших условиях форма: для реализации проекта формируется рабочая группа с выделением функционала, и каждый делает свою часть. Работа руководителя программы должна оплачиваться или оцениваться в часах нагрузки.

В зависимости от целевой аудитории, можно реализовывать разные форматы программ повышения квалификации, например, для преподавателей – в форме организации методических семинаров и уже существующих мероприятий школы (в рамках апрельской конференции пройдут курсы повышения квалификаций для преподавателей, запланировано также два международных семинара).

Для студентов бесплатно проводить мастер-классы (может быть, кто-то из студентов потом останется уже на программу).

Надо сохранить традиционные формы – дополнительные образовательные программы разной продолжительности.

У Центра три источника финансирования: госзаказ (федеральный бюджет), за счет университетских подразделений (например, семинар Научной библиотеки им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета), внебюджетные средства.

О существующих программах: А. Ю. Дорский (СОвП) разработал программу для семинара по организации пресс-служб государственных органов власти; кафедра МИТ разработала 72-часовую программу «Дизайн и конвергентный текст современных медиа»; Центр работает над двумя версиями программы «Конвергентная журналистика».

Конвергентная журналистика – одно из перспективных направлений. Другое востребованное направление – дизайн.

Пользуется большим спросом программа редактирования, нужно в несколько новом виде подготовить программу по сценарному мастерству (в Санкт-Петербурге есть предложения по сценарию, но по фильмоведению предложение есть только одно в Москве, а в Петербурге нет вообще), будет пользоваться спросом программа по спичрайтингу (межкафедральная), можно сделать короткий курс по рекламе.

Надо уходить от академических тем и делать темы потребительские: в старых планах была программа по фэшн-журналистике, подготовлена программа К. Р. Нигматуллиной «Основы журналистики для PR-служб».

Есть программа «Техника речи на телевидении и радио» – хороший пример привлечения сторонних преподавателей, в дальнейшем планируется приглашать коллег с телевидения.

Есть интересное межкафедральное предложение по технике презентации (поведение в эфире, техника презентирования, разные аспекты PR-презентации). В разработке школа экологической журналистики.

Нужно работать с регионами, пока эти контакты осуществляются только на личных связях. Как только будут готовы продукты, можно запускать адресную рассылку.

В качестве долгосрочной программы – регистрация собственного СМИ и вступление этого СМИ в Национальную ассоциацию телерадиовещателей. Чтобы в дальнейшем стать обучающей площадкой. Если это получится, то это постоянный заказ.

В итоге, ЦПКиПП должен обновить программы, перерегистрировать их и начать работу над новыми программами.

Из обсуждения:

Нужно достойно представить Центр в сети Интернет. Надо продумать, достаточно ли страницы для продвижения Центра. Может быть, открыть пробный ресурс, дополнительный, где все эти задачи будут решаться, в том числе связь с регионами.

Связанная с этим задача – формирование базы данных.

Все предложенное воодушевляет, но есть одно опасение: учебный процесс довольно напряженный. Как бы запланированный объем не оказался больше, чем можно поднять. Например, на программу фильмоведения можно приглашать сторонних специалистов, чтобы немного разгрузить наших преподавателей.

Надо учесть опыт летних и зимних школ. Не стоит забывать, что, несмотря на загруженность, у нас заканчиваются заочники – это январь и июнь. В это время остается только сессия, но, тем не менее, это надо учитывать.

Все сказанное при обсуждении программы и концепции развития ЦПКиПП предложено подробно обсудить на кафедрах.

Учебно-методической комиссии, Отделу методического обеспечения и Центру повышения квалификации и профессиональной переподготовки много придется работать вместе, поэтому с самого начала это взаимодействие должно быть очень плотным.

2.    О подготовке приема в магистратуру

И. Н. Блохин: есть 6 проблем, и все они очень своеобразные. Только перечисление:

1) связь с профилем;

2) принцип набора в магистратуру;

3) порядок набора;

4) проблема распределения практико-ориентированной и академически-ориентированной модели;

5) порядок обучения в самой магистратуре;

6) система практик.

Эти вопросы обсуждались уже давно. Основные наблюдения изложены в аналитической справке.

И. Н. Блохин
О РАЗВИТИИ МАГИСТРАТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.    Выбор профиля

Перечень профилей на каждый учебный год утверждается Ученым советом с учетом следующих условий:

1)    приоритет новых профилей,

2)    замкнутый двухгодичный цикл,

3)    рентабельность,

4)    соответствие профиля проективным темам научных исследований ВШЖиМК.

Каждая кафедра (и соответственно направление / профиль) заранее должна четко знать количество мест (минимум-максимум), которым она располагает.

Аннотации профилей для абитуриентов размещаются в каталоге программ в магистратуру.

Необходимо учитывать баланс выбранных профилей с профильной структурой магистратуры в целях обеспечения рынка труда и потребностей университета в кадрах с различной квалификацией.

Профильная структура магистратуры:

Тематика

1.    Деловая журналистика и бизнес-коммуникации.

2.    Журналистика и культура общества.

3.    Журналистика сферы досуга.

4.    Историческая журналистика.

5.    Международная журналистика.

6.    Научно-популярная журналистика.

7.    Политическая журналистика.

8.    Социальная журналистика.

9.    Спортивная журналистика.

Квалификация: журналист-исследователь, специализированная журналистская деятельность.

Редакционная деятельность

1.    Медиаменеджмент.

2.    Реклама.

3.    Связи с общественностью.

4.    Global Communication and International Journalism.

5.    Продюсерская деятельность (профиль разрабатывался, но процедура не была доведена до конца).

Квалификация: работник сферы массовой коммуникации, управленческая деятельность.

Технологии

1.    Документальный фильм: творчество и технологии.

2.    Медиадизайн.

3.    Пресса: технологии эффективного функционирования.

4.    Функционирование сетевых СМИ.

Квалификация: работник СМИ, технологическая деятельность.

Исследования

1.    История русской журналистики.

2.    Психология журналистики.

3.    Социология журналистики.

4.    Russian Media Studies.

Квалификация: исследователь журналистики и медиа, научная деятельность.

2.    Принцип набора в магистратуру

Принцип набора в магистратуру основывается на общем конкурсе, работе с единым потоком поступающих, из которых отбираются лучшие.

Абитуриент в заявлении об участии в конкурсе указывает все профили, в приоритетном для него порядке.

В комплект документов входит портфолио (профессиональное досье и / или мотивационное письмо и др.).

3.    Порядок набора

Вступительные испытания в магистратуру осуществляются в форме экзамена, целью которого является отбор соответствующего количества абитуриентов, представленных к зачислению на бюджетные места, и их распределение по профилям обучения.

1-я часть вступительных испытаний: письменный (как вариант, письменно-устный) экзамен, ответ на два вопроса в билете (письменная часть).

Программа вступительных испытаний нуждается в пересмотре, так как фактически повторяет программы выпускного экзамена в бакалавриате. Таким образом, выпускники бакалавриата по направлению «Журналистика» СПбГУ, поступающие в магистратуру, сдают тот же экзамен и оказываются в заведомо выигрышной ситуации по сравнению с выпускниками других вузов.

Вопросы должны носить творческий характер и в то же время позволять абитуриенту проявить свои исследовательские качества.

Подобное разделение можно предусмотреть в структуре экзаменационных билетов: например, один вопрос – творческое эссе на заданную тему, второй вопрос – ответ-рассуждение по направлению.

Каждый ответ оценивается в баллах, например – 50, максимальное количество баллов – 100. Абитуриенты, претендующие на обучение на внебюджетной основе, участвуют в 1-й части вступительных испытаний и распределяются на профили согласно заявлениям. Проходной балл для абитуриентов, претендующих на обучение на внебюджетной основе, составляет 50 баллов.

Критерии оценки также должны быть детально разработаны.

Требуется разработка:

1)    Программы вступительного экзамена,

2)    Критериев оценки результатов вступительного экзамена.

Рекомендуется отказаться от устной части вступительного экзамена.

2-я часть вступительных испытаний: конкурс и оценка портфолио, включающего профессионального досье, мотивационное письмо / мотивационные письма и др. документы. В портфолио могут входить: творческие работы, журналистские и научные публикации, студенческие работы (ВКР, курсовые работы и др.), дипломы и сертификаты и т. п. документы, подтверждающие достижения абитуриента.

Критерии оценки портфолио по направлению магистерской подготовки согласовываются с руководителями магистерских профилей / разрабатываются руководителями магистерских профилей.

Целью конкурса портфолио, помимо влияния на зачисление, является определение профиля (распределение) и направление предполагаемой темы ВКР (и научного руководства).

В мотивационном письме абитуриент представляет и обосновывает выбранную из предлагаемого списка тему для исследования (по направлениям обучения в магистратуре) и подтверждает научно-исследовательский задел по планируемому направлению магистерского исследования (публикации, ВКР, курсовые работы, участие в конкурсах) и т. п.

Считаем целесообразным ознакомить абитуриентов с проективными темами научных исследований, осуществляемыми НПР ВШЖиМК по утвержденным темпланам (ИАС). Задача абитуриента – представить свою тему, соответствующую научным направлениям, по возможности – подтвердить ее задел.

Максимальное количество баллов конкурса портфолио – 100.

В порядке ранжирования предусмотреть процедуру замещения мест освободившихся, по причине отсева абитуриентов

Требуется разработка:

1)    Критериев оценки портфолио,

2)    Порядка ранжирования абитуриентов в рамках конкурса портфолио с учетом: оценки (оценок по отдельным дисциплинам) диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании, содержания и качества профессионального досье, мотивационных писем, научных публикаций, темы выпускной квалификационной работы, дипломов профессиональных конкурсов и студенческих олимпиад и т. п.

Таким образом, достигается формализация процесса зачисления в магистратуру.

После зачисления приемная комиссия распределяет магистрантов в зависимости от количества набранных баллов по профилям.

Предварительная информация о распределении на профили размещается на сайте ВШЖиМК.

4.    Академически и практико-ориентированная магистратура

Выбор организации профиля – академически или практико- ориентированный – предлагается оставить за ведущей кафедрой.

Учебно-методическая комиссия может рекомендовать выбор программы с обоснованием.

5.    Порядок обучения (не последовательность)

После определения групп профилей (академически или практико- ориентированных) вносятся коррективы в учебные планы.

В их содержании присутствуют:

1.    Базовая часть – общая для всех профилей магистратуры.

2.    Базовые части академически и практико-ориентированной магистратуры.

3.    Дисциплины профильной структуры магистратуры – журналистская деятельность, редакционная деятельность, технологии массовых коммуникаций, исследования в сфере журналистики и массовых коммуникаций.

4.    Дисциплины профилей.

Цель – оптимизация учебных планов, преодоление дублирования дисциплин.

6.    Система практик в магистратуре

Последовательность и содержание:

- научно-исследовательская (1 семестр),

- профессиональная (2 семестр / 1-2 семестры в практико-ориентированной магистратуре),

- научно-педагогическая (3 семестр),

- НИР или проектирование (4 семестр).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В практико-ориентированной магистратуре не планировать научно-исследовательскую практику, а заменить ее профессиональной.

Все виды практик не привязывать к конкретному периоду, а планировать на семестр.

В практико-ориентированной магистратуре исследовательскую ВКР заменить на творческий проект.

ИТОГО

Перспективная цель – достичь нового уровня гибкости образования в магистратуре через модульную систему. По сути, это новая модель обучения, основанная на индивидуальном подходе к магистранту. Он выбирает траекторию обучения вместе с научным руководителем, составляет индивидуальный план в соответствии с темой ВКР, набирает кредиты (или часы). Тем самым снимаются вопросы обучения выпускников бакалавриата журналистики и других направлений, которым нужна дополнительная профессиональная подготовка. Обязательная часть обучения безусловно сохраняется.

В перспективе возможна кодификация учебных планов в соответствии с профильной структурой магистратуры – журналистская деятельность, редакционная деятельность, технологии массовых коммуникаций, исследования в сфере журналистики и массовых коммуникаций.

Из обсуждения:

Н. С. Лабуш отметил, что впервые документ проработан так детально.

По концепции есть ряд вопросов: во-первых, надо каким-то образом все увязать по срокам; надо определяться с тем, какие профили будут. Количество профилей при подаче заявлений надо ограничить (не более трех).

Остаются нерешенные позиции: до какой степени вопросы вступительных экзаменов должны соответствовать выпускным экзаменам (как быть с теми, кто не наш студент; надо смотреть, какие результаты были в бакалавриате); как оценивать творческий экзамен (если творческий экзамен будет письменным, как его проверять – вопрос о критериях напрямую связан с вероятностными конфликтами и претензиями).

Целесообразнее творческий экзамен делать устным, чтобы экзаменаторы видели, как абитуриент говорит, каковы его способности, возможности. С этим связан и принцип анонимности: для поступления в магистратуру он категорически не подходит.    

Надо продумать и саму процедуру проставления баллов. Должно быть все в едином экзаменационном листе. Стоит включить в число документов рекомендацию бывшего научного руководителя.

М. А. Бережная предложила оставить в практико-ориентированной магистратуре вариант и практической и исследовательской ВКР, чтобы магистранты могли выбирать.

Отмечена как интересна идея модулей внутри магистратуры для разных аудиторий, которые могут заменяться.

С. С. Бодрунова выделила два важнейших вопроса.

Первый: должны ли мы распределять студентов так близко к началу учебного года. Это должно происходить в тот момент, когда есть рейтинговые списки. Надо раньше распределять на профили, а не затягивать. Есть большой шанс, что студенты, не прошедшие на профиль, заберут документы. Так как они рискуют не распределиться никуда. Каждый год есть профили, которые популярнее. Например, можно сделать лист ожидания. У абитуриентов должен быть шанс куда-то уйти.

Второй вопрос. Портфолио будет профессиональным, а не академическим. Тогда отсекаются абитуриенты с других факультетов. Есть ли шанс у этих студентов поступить на наши профили?

В обсуждении вопроса по магистратуре приняли участие все члены комиссии и гости.

Обсуждение будет продолжено на Ученом совете факультета журналистики.

3.    О подготовке конкурса педагогического мастерства и новой редакции Положения

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ

о премиях за педагогическое мастерство

Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

(далее ВШЖиМК)

Санкт-Петербургского государственного университета

1.    Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета ежегодно присуждает 3 премии за педагогическое мастерство (далее – Премия) на конкурсной основе.

Премии присуждаются за высокие достижения в педагогической работе, включающей следующие критерии: лекторское мастерство, мастерство в ведении практических занятий, методическое обеспечение учебного процесса.

Методическое обеспечение учебного процесса – это учебники и разные виды учебных пособий, включая учебно-методические комплексы по базовым, профессиональным и специальным дисциплинам, комплексы РПУД по магистерским программам и под., подготовленные на кафедрах и прошедшие рецензирование в учебно-методической комиссии факультета журналистики и факультета прикладных коммуникаций ВШЖиМК в течение календарного года, за который присуждается премия.

2.    Право на соискание и получение Премии имеют научно-педагогические работники ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета.

3.    Размер Премии устанавливается ежегодно приказом Директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

4.    Кандидатуры соискателей выдвигаются на заседаниях кафедр простым большинством голосов.

Обсуждение и предварительное выдвижение кандидатур на конкурс проходит на заседании кафедры.

Одна кафедра может выдвинуть не более одной кандидатуры в номинации (категории).

Протокол заседания кафедры с развернутой мотивировочной частью представляется в учебно-методическую комиссию соответствующего факультета не позднее 15 декабря.

5.    В течение календарного года конкурсант должен провести не менее одного открытого занятия (по номинации – лекция или практическое занятие).

Видеозапись открытой лекции (практического занятия) претендента на участие в конкурсе размещается / может быть размещена на сайте ВШЖиМК. Учебно-методическая комиссия готовит отзыв об открытом занятии конкурсанта.

Выдвинутые на конкурс учебные пособия проходят дополнительное конкурсное рецензирование. Рецензентов назначает ученый совет соответствующего факультета ВШЖиМК.

6.    Конкурс проводится объединенным Ученым советом ВШЖиМК.

Ученый совет рассматривает представление учебно-методических комиссий. Голосование по выдвинутым кандидатурам проводится не позднее 1 февраля.

Если на конкурс в номинации выдвинута только одна кандидатура, конкурс по данной номинации не проводится.

Голосование тайное. Каждый член объединенного ученого совета вправе проголосовать только за одну из выдвинутых в номинации кандидатур.

7.    Научно-педагогический работник, получивший Премию, может претендовать на нее повторно не ранее чем через три года.

8.    Дипломы лауреатам и грамоты участникам конкурса вручаются в феврале на торжественном собрании членов трудового коллектива Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

9.    Изменения и дополнения в настоящее «Положение» вносятся Ученым советом ВШЖиМК.

Вопросы по разработке новой редакции документа (в проекте документа подчеркнуты):

В числе выдвинутых на конкурс оказались учебники.

Важно оставить пункт о развернутой мотивировочной части. Как показывает практика, кафедры делают очень неубедительные выписки.

Вопрос об открытых лекциях. Либо все преподаватели-практики дают открытое занятие, либо кафедры приглашают членов комиссии посетить одно занятие претендента на участие в конкурсе.

Материалы об открытом занятии размещаются или могут быть размещены на сайте? В настоящее время по открытым занятиям К. Р. Нигматуллиной и А. Ю. Быкова на сайте размещены только презентации – не видеозаписи (http://jf.spbu.ru/about/541/3987.html). Предлагается оставить формулировку «могут быть размещены».

По Положению, рецензентов назначает Ученый совет. Возможны два варианта: либо эту позицию изменить (издания рецензируют члены комиссии), либо ждать назначения рецензентов Ученым советом. Рецензентами можно назначать и конкретных преподавателей – не членов учебно-методической комиссии.

Утвержденная Ученым советом новая редакция Положения о премиях за педагогическое мастерство Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ размещена здесь (http://jf.spbu.ru/about/541/895-gr2.html).

4.    Разное

4.1.    Рецензирование магистерской программы «Журналистика и массовая культура»

Учебно-методическая комиссия отмечает высокую культуру оформления представленных на рецензию документов – безусловно образцовую. Также важно, что разработчики строго соблюдали сроки подготовки документов.

Учебно-методическая комиссия благодарит Марину Аркадьевну Воскресенскую за проделанную работу!

А. Н. Тепляшина
РЕЦЕНЗИЯ на программу профиля «Журналистика и культура общества» образовательной программы «Журналистика» по направлению магистратура

Представленная на рецензирование программа профиля «Журналистика и культура общества» образовательной программы «Журналистика» по направлению магистратура содержит полный комплект документов — учебный план и рабочие программы учебных дисциплин:

1.    Журналистика как социокультурный феномен.

2.    Социально-культурная проблематика в СМИ.

3.    Коммуникативно-речевая культура журналиста.

4.    Арт-журналистика.

5.    Журналистика, культура и политика.

6.    Религиозная культура и журналистика.

7.    Журналистика сферы досуга.

8.    Этнокультурные коммуникации.

9.    Медиастилистика русского языка.

10.    Мировое культурное наследие в трэвел-журналистике.

11.    Культура повседневности и ее отражение в СМИ.

12.    Арт-PR и реклама в современном медиапространстве.

13.    Журналистика хобби.

14.    Смеховая культура в журналистике.

15.    Политическая и социологическая культура журналиста.

Учебный план (структура, компетенции и другие компоненты) соответствует требованиям федерального образовательного стандарта 3-го поколения и образовательного стандарта СПбГУ.

Учебный план и рабочие программы учебных дисциплин разработаны преподавателями кафедр теории журналистики и массовых коммуникаций и теории речевой коммуникации.

Программы дисциплин прорецензированы ведущими специалистами соответствующих кафедр.

Замечания касаются следующих моментов:

1.    В приложении к образовательному стандарту нет профиля «Журналистика и культура общества».

2.    Код образовательной программы указан неправильный.

3.    В соответствии с новыми требованиями следует указать, что списки основной литературы согласованы с научной библиотекой СПбГУ (библиотекой ВШЖиМК).

Рекомендовать включить данный профиль в академическо-ориентрованную модель Приложения к образовательному стандарту по журналистике (направление подготовки – магистратура).

4.2.    Отчет о командировке С. С. Бодруновой

Принимающая сторона - Университет Флоренции, Факультет политологии им. Чезаре Альфьери, кафедра политической науки и социологии.

Полный текст отчета С. С. Бодруновой о результатах участия в программе межвузовского обмена по итогам Конкурса на участие научно-педагогических работников СПбГУ в программах межвузовского обмена, реализуемых в рамках международных соглашений СПбГУ, размещен здесь (http://jf.spbu.ru/about/540/115-7044.html).

4.3.    Отчет о командировке Л. Г. Фещенко

Л. Г. Фещенко

Университетские СМИ как платформа развития

профессиональных компетенций бакалавра журналистики

Институт филологии и журналистики СГУ

6-7 ноября 2013

В семинаре участвовали представители 21 вуза.

Принимающая сторона – Саратовский, Императорский, Николаевский (третий в империи), потом государственный имени Николая Гавриловича Чернышевского ордена Трудового Красного знамени национальный исследовательский университет.

СМИ Саратовского государственного университета (Институт филологии и журналистики, кафедра общего литературоведения и журналистики) – это:

1)    Киностудия СГУ (8 штатных единиц), показывают документальные фильмы на конференции молодых ученых;

2)    Учебная лаборатория СМИ (4 ставки) – радиопрограмма «РадиоЧЕ», информационно-развлекательный канал, подкасты, виртуальные экскурсии с использованием звука (ГТРК); телепрограмма «Мне нравится», 1200 подписчиков на сайте, до 800 просмотров выпуска передачи (ТВЦ);

3)    Редакционный отдел СГУ – газета «Саратовский университет», сайт sgu.ru журнал «Иннополис»;

4)    Молодежный журнал «СГУщёнка» (3 штатных сотрудника), летнее приложение «СГУщёнка-остров» (работа конвергентной редакции);

5)    Пресс-центр Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания»;

6)    Школа юного журналиста;

7)    Информационный сектор Студсовета СГУ (студенты с других факультетов)

Всего 7 медиаресурсов: университетская газета, университетский журнал, молодежный журнал (и летнее приложение), одна радиопрограмма (городское вещание), одна телепрограмма (городское вещание), киностудия, сайт университета, а также пресс-центр и Школа юного журналиста.

Активное использование всех социальных медиа.

Привезенные материалы: газета «Саратовский университет», учебное пособие «Журналистика в Саратовском государственном университете», информация о международном кинофестивале документальной мелодрамы «Саратовские страдания», журнал об инновациях в СГУ «Иннополис», студенческий журнал СГУ «СГУщёнка», приложение «СГУщёнка-Остров», презентации и видеоматериалы.

Информация отправлена М. А. Бережной, В. П. Летуновскому, Е. А. Королеву, М. И. Маевской, К. Р. Нигматуллиной, И. С. Тимченко.

Отчет о семинаре представлен на рабочем совещании 12.11.13.

Вопросы для обсуждения и предложения

1.    Понятийный аппарат (учебные СМИ, университетские СМИ, корпоративные СМИ) – типологическая модель медиаресурсов.

Можно провести расширенное заседание учебно-методической комиссии, пригласить всех заинтересованных лиц, провести предварительный разговор о структуре медиахолдинга.

Определить и проговорить цель и задачи медиасубъектов (Первая линия, МОСТ, сайт, газета «Дважды два») – положение есть только у учебной газеты. Надо определить место остальных ресурсов в учебном процессе, профессиональной подготовке и как самостоятельных независимых медиа.

Возможно, предложить разработать положения для всех факультетских медиа.

Обсудить вопрос университетских медиа и факультетских СМИ – пересечение и разграничение функций.

Связь факультетского и университетского сайта (на семинаре Светланой Александровной Говердовской-Привезенцевой был представлен анализ университетских сайтов и имеющейся на этих сайтах информации о медиаресурсах).

Важный вопрос – об ответственности журфаков за медиаресурсы университета.

Рассказать об опыте конвергентной редакции как бизнес-проекта (предлагается небольшим компаниям, не имеющим бюджета на регулярную подготовку корпоративных СМИ в PR-агентствах, команда конвергентной редакции приглашается для освещения спецмероприятия посредством выпуска тематического номера газеты или журнала) – опыт Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Вопрос: формирование коммерческого предложения, чей функционал.

Продумать вопрос об аттестации за участие в работе конвергентной редакции на проекте.

2.    Продолжить начатый на семинаре разговор о бизнес-модели университетских СМИ – в формате деловой игры.

Тема была озвучена и принята как очень важная, но не реализована.

Попросить выступить модератором и организатором такого семинара Л. Г. Свитич.

Предложить участникам заранее подготовить кейсы конкретных медиапроектов.

Разделить задачу на 3 раздела (бизнес-модель):

1)    учебные СМИ (учебная газета, учебное радио, учебное телевидение; возможно, учебное печатное СМИ и учебное электронное СМИ),

2)    корпоративные СМИ (факультетские и университетские),

3)    студенческие городские и региональные СМИ (зарегистрированные издания и иные медиаресурсы, ориентированы на студенческую аудиторию и молодежь).

Провести деловую игру накануне первого дня конференции в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ или на конференции в МГУ (вопрос для согласования).

3.    Обсудить на учебно-методической комиссии балльно-рейтинговую систему (БРС).

Одно из Положений разработано Юго-Западным государственным университетом и дополнено на факультете журналистики и связей с общественностью (http://umu.swsu.ru/mdoc.htm). В предложенной системе оценки знаний, формах текущей и промежуточной аттестации есть премиальные баллы.

Об опыте работы с этой системой на семинаре рассказали преподаватели Юго-Западного государственного университета.

См. подобные документы – Положения о балльно-рейтинговой системе, разработанные в других вузах России:

1)    http://studentam-esipova.narod.ru/REITING.html;

2)    http://www.rzgmu.ru/images/uploads/files/brs_25_01_2012_14d.pdf;

3)    http://www.guu.ru/files/norm/2013/brs.pdf;

4)    http://mgup.ru/article/1477;

5)    http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=3237&p=28337.

Из конспекта (записано с голоса, могут быть неточности)

Валерий Владимирович Прозоров: опыт с организацией Совета работодателей не удался (нет специального интереса к журналистскому образованию, что обусловлено пределом собственного опыта); надо учить тому, чем отличается заказ от журналистики, о границах журналистики и СО; сквозным должен стать курс этики журналистской работы.

О генетическом коде современных СМИ: в основе прессы лежит эпос (об уже произошедших событиях); в радио доминирует лирическое начало, звуком организованная культура с повышенной эмоциональностью; ТВ диалогично, видеоактивно, это спор, игра, драма – и ожидание будущего через драматизацию; Интернет соединяет эпическое, лирическое и драматическое начала.

О преподавании курса литературы: основы литературной культуры – интерес к медленному, выразительному чтению; основная цель дисциплины – развитие художественно-ассоциативных способностей.

О медийной практике: учебная практика должна проходить на специальных ресурсах. Например, будущие актеры обучаются в учебных театрах. Раннее погружение в суровую жизнь, отрицательное ее обаяние формирует развязно-хлестаковское «с профессией на дружеской ноге».

О профессиональных площадках: студенты делают радио- и телепрограмму на ГТРК Саратов, утреннюю телепрограмму на ТВЦ (и радиопрограмму), работают на киностудии СГУ.

Луиза Григорьевна Свитич: в МГУ 8 учебных средств массовой информации.

О проекте нового стандарта. Что изменилось в новом стандарте?

Нет таблиц с дисциплинами – есть только общая трудоемкость, практики и ИГА.

Повышенное внимание к работодателям.

Внимание к условиям обучения и количеству инвалидов.

В стандарт включен творческий конкурс.

Процентаж трудоемкости: не менее 30 на спецдисциплины (дисциплины по выбору студентов), минимальное число аудиторных часов не обозначено – максимальное 27 в бакалавриате, 18 – в магистратуре. Лекций не более 50 % в бакалавриате и 30 % в магистратуре.

Кадровое обеспечение: 1 к 8 для бакалавров, 1 к 10 – очно-заочная и заочная формы; 1 к 6 и 1 к 4 – для магистрантов и аспирантов.

Для бакалавров штатных преподавателей не менее 70 %, со званием – не менее 60 % (из них по профилю специальности – не менее 70 %), из медиаиндустрии – не менее 10 % (со стажем работы от 3 лет).

Обеспеченность литературой: 50 и 25 единиц (основной и дополнительной) на 100 студентов.

Площадь – не менее 11 кв.м. на одного обучающегося.

Соотношение учебно-вспомогательного персонала (УВП) и НПР – цифра открытая. 20 из 100 НПР должны иметь индекс цитируемости.

На учебной телестудии МГУ 70 сотрудников (УВП).

Осталась 31 из 52 компетенций. Введена новая компетенция – «Способность использовать знания в области социально-гуманитарных наук», есть 9 компетенций по видам деятельности. При формировании программ должна быть ссылка на конкретную компетенцию, проверяются на текущей, рубежной и итоговой аттестации. Условия для получения компетенций. Бакалавр – универсальный журналист (круг компетенций, которые могут понадобиться, - ориентир для Российского аккредитационного агентства; отчет о самообследовании – общественная аккредитация).

У бакалавров компетенции – через способность, для магистрантов – через готовность к чему-то (то есть подготовленность к выполнению задачи, высокая степень профессиональной компетенции).

400 академических часов на физкультуру – вне трудоемкости, без зачетных единиц.

Аспирантура в категории «СМИ и информационно-библиотечное дело», практики, ИГА и научно-исследовательская работа.

*См. Новый мир. № 7. 2013. Статья об индексах цитируемости.

Петр Эдуардович Шульцман: О медиахолдинге в МГУ. Обеспечивает дисциплину «Выпуск учебных СМИ». Мультимедийный комплекс имеет лицензию на вещание, 8 операторов, студию монтажа, 70 человек сотрудников, типографский комплекс.

Но пресс-служба МГУ уволена – зачем она, если есть журфак.

МГУ – крупнейший работодатель Москвы.

В планах фестиваль студенческих работ – студенческое ТЭФИ. Рабочее название – Alma Mater.

Идея межвузовского университетского телевидения (ссылки на сайтах вузов – членов УМС по журналистике, профессиональное партнерство).

Наталья Ивановна Тараканова, Тольяттинский государственный университет: выпуск учебной газеты – выпуск радиопередачи – выпуск телевизионной передачи – конвергентная редакция.

Выпускник должен быть мультимедийным по сути – система мышления.

Светлана Александровна Говердовская-Привезенцева, Владимирский государственный университет: анализ более 200 сайтов (видеоматериалы на сайте вуза; варианты ссылок – аббревиатуры, видео-, медиа-, ТВ-, словосочетания; университетские и студенческие программы; видеолекции преподавателей – жанр важный, но часто плохо технически сделанный; видеопортрет преподавателя – редкий, но тоже важный жанр; научно-познавательные программы).

Не шутя (в качестве прощалки): «Только самый ленивый тролль не высказался на тему, что журфаков не существует» (Валерий Владимирович Прозоров, научный руководитель Института филологии и журналистики СГУ).

4.4.    Опрос студентов по спецдисциплинам

Самойлова Анастасия
ОПРОС СТУДЕНТОВ 3 и 4 курсов Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ о спецкурсах, курсах по выбору и спецсеминарах

Вопросы к студентам:

1.    Насколько вы удовлетворены тематикой спецкурсов, курсов по выбору и спецсеминаров, их разнообразием?

2.    Насколько вы удовлетворены процедурой выбора и записи на СК, КВ и СС?

3.    Насколько вы удовлетворены квотированием СС и СК (не более 10 человек на СС и 15 на СК и КВ)?

4.    Какие предложения вы бы выдвинули для совершенствования выбора и записи на спецкурсы, курсы по выбору и спецсеминары?

5.    Насколько вы удовлетворены вашим выбором и текущими СС и СК, КВ? (по возможности с названием дисциплин и преподавателей).

Алена, 3 курс

1. На 4 из 5. Не могу судить о других спецкурсах, кроме своего, который мне очень нравится, но когда выбирала, на что записаться, заинтересовали только 2 темы.

2. Тут всё по принципу «кто успел, тот и съел», что не есть хорошо.

3. Я удовлетворена, т.к. попала на курс, на который и хотела, но есть и ребята, которые из-за квотирования не попали на желаемые СП и СС. Тем не менее, группы больше 15 человек были бы перебором.

4. Было бы здорово, если бы предварительно студентам делали какую-то маленькую презентацию того, что будет на то или ином СК и СС – легче было бы выбрать. На сайте, конечно, были вывешены программы, но, наглядность всегда лучше

5. Удовлетворена на отлично! Спецкурс «Публичное выступление», преподаватель Горячев А. А. Очень интересно.

Дарья, 4 курс

1. Полностью, думаю, каждый нашел СС и СК, близкий своему профессиональному направлению.

2. Удобно, лучше, нежели толпиться у входа в актовый зал. Но это, конечно, не подходит тем, кто редко бывает в Интернете. Оповещений на факультете надо побольше развесить. А те, кто не увидит ни там, ни там, видимо, не слишком заинтересованы обучением, посему им будет не важен выбор, ходить все равно не будут.

3. Мне места хватило, поэтому со своей стороны я удовлетворена. Но вообще, думаю, нужно разрешить 11-му или 16-му человеку записаться. Хотя бы после похода последнего в деканат (если очень ему этот СС и СК нужен)

4. Смягчить квоту (выше указано), разместить побольше уведомлений о записи.

5. Полностью, только на СС УМК выделила мало часов. Мне кажется, 2 лекции – это очень мало, хоть преподаватель и старается выложиться по максимуму, надо отдать ему должное. СК – Е. П. Почкай «Ведущий на радио и телевидении: проблемы мастерства». СС – Ю. В. Клюев «Актуальные проблемы современного отечественного радиовещания».

Роберт, 3 курс

1. Удовлетворен, наверное, но я отнесся к этому как к должному и не думал, что может быть еще какое-то разнообразие.

2. Тут двояко: я удовлетворен, так как в тот момент успел (обновлял постоянно страницу, сидя с ноутом на паре), но те, кто не успел – им вот обидно.

3. Да, так заниматься удобнее.

4. Может быть, лучше, чтобы сами преподаватели представили вкратце свой курс, особенно те, кто вообще не вел у нас, и мы о них ничего не знаем. Чтобы мы и преподавателей выбрать могли, и специфику курса понимали. И кстати было такое, что хотелось на два курса одновременно пойти – может, продумать как-то возможность посещать два сразу, если время позволяет. И еще: многие курсы может и интересны, но преподаватели на них слабые, мягко говоря, поэтому их и не выбирали.

5. Спецкурс вроде неплохо, но до конца еще не сформировал мнение.

Татьяна, 4 курс

1. Хочу пожаловаться на фактическое отсутствие выбора спецкурсов и спецсеминаров: на выбор не более трех, да и во всех, по сути, что-то не так: там преподаватель, здесь тема. Выбираешь по принципу «лучшее из худшего», если честно. Еще часто тема и описание спецкурса не соответствуют тому, что есть на самом деле (думаешь, о круто, наконец-то что-то дельное, а тебе рассказывают, что в помощь при выступлении у тебя есть презентация!)

2. Сейчас процедура выбора меня устраивает полностью: зашел на сайт, выбрал, ввел номер студенческого.

3. В силу того, что в нашей группе, да и на всем курсе рекламы всего 18 человек, у нас нет проблем с квотированием.

4. Здорово было бы, если бы у нас был такой же большой выбор, как у журналистов. А так даже не знаю, могу написать про идеальный мир, где в университете преподают на парах полезную информацию, это было бы круто.

5. За все лекции на спецкурсе я услышала только одну полезную вещь – это беда. А спецсеминары было тоже трудно выбирать: в одном мне не нравился преподаватель с кафедры, а во втором – тема спецсеминара. Словом, я вообще обманута со всех сторон, требую нормального образования, землю – крестьянам и фабрики – рабочим.

Екатерина, 3 курс

1. Тем много, но преподают неинтересно, поэтому круг хороших спецкурсов сужается.

2. Эта запись меня не устраивает, потому что если ты не успел, то сиди на курсе, который тебе не нужен совсем. При желании можно исправить эту ситуацию, если хорошо подумать.

3. Этот пункт меня устраивает

4. Пусть перед распределением преподаватели проводят презентации своих СК и СС. Студенты смогут познакомиться с программой, преподавателем и поймут, что действительно может быть им интересно. На сайте есть вся информация, но это не помогает никак. Возможно, зависит от подачи.

6. Спецкурсом я не довольна, потому что ничего нового еще не узнала. Спецсеминара еще не было.

Ирина, 4 курс

1. На начальных курсах тематика была странная, не по нашей специализации как хотелось бы, но к старшим вроде все стало лучше. Хотелось бы большего разнообразия, конечно.

2. Хорошо, что факультет пытается все перевести в электронную форму, но хотелось бы тогда нормально интерфейса, у нас многие не знали, куда их определили. А также хотелось бы, чтобы была достаточно легкая возможность перейти со спецсеминара на спецсеминар (я в этом году страшно опоздала и сейчас страдаю от того, что хотела бы быть на другом семинаре).

3. У нас подобная проблема стоит не остро, потому что группа маленькая и без проблем распределяется.

4. Больше вариантов спецкурсов и спецсеминаров, ответственность преподавателей за ту информацию, которую они предоставляют в аннотации к СК и СС, а то у некоторых выбираешь одно, а приходишь, и тебе впаривают совершенно другое, ну или как у меня в этот раз: преподаватель не дает ничего по семинару. При этом требуя от нас какой-то рефлексии и выступлений. Запись можно оставить и электронную, главное хорошее оповещение о ней, чтобы мы не забывали записываться.

5. Спецкурс «Техника презентации»: интересно и полезно. Спецсеминар – практически полное отсутствие подачи необходимой информации преподавателем, мы опять становимся подопытными кроликами — пишем первыми в истории курса курсовую, которая лично у меня вообще не укладывается в голове, что, пожалуй, за время учебы происходит впервые, к сожалению.

Дарина, 4 курс

1. На четверочку. Очень часто очевидный дисбаланс между интересными курсами (за них драки и на них записываются тоннами) и неинтересными курсами (невостребованными).

2. В этом году интернет-запись была приемлемой процедурой. Живую очередь, как в прошлом, никому не пожелаю снова пережить.

3. Нет претензий.

4. Если можно — добиться более гибкой системы перехода с курса на курс (семинара на семинар) уже в начале года, после первой лекции, например, когда студент понял, что это совсем не его.

5. Ущиповский Сергей Николаевич («История рекламы») и Редькина Тамара Юрьевна (трэвел-медиатекст). Все супер, только не хватает лекций Т. Ю. Редькиной — по плану было одно вводное занятие, а на следующем уже защита курсовой. У всех так, но все равно жалко.

Л. Г. Фещенко, председатель учебно-методической комиссии (с использованием стенограммы, подготовленной секретарем комиссии К. И. Щербатых)

Отчет размещен на сайте 03.02.14 | 3 февраля 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль