Отчет о заседании 19 марта 2013 года

Отчет о заседании 19 марта 2013 года

На заседании присутствовали: Л. П. Громова (декан факультета журналистики), Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), А. Н. Марченко (магистрант), К. И. Щербатых (секретарь комиссии).

В обсуждении вопроса о профессиональном досье приняли участие М. А. Бережная, Г. К. Панкова, И. С. Тимченко, А. Б. Федорова.

Повестка дня

1.    О предварительных итогах преподавания профессионального досье.

2.    Анализ УММ по практикам и итоговым дисциплинам в магистратуре.

3.    Анализ УММ по дисциплинам: преддипломная практика (5 курс, очно-заочная форма), Профессионально-творческие студии, Творческий практикум (3-4 курсы), Профессиональное досье (очная форма, 4 курс).

4.    Анализ наличия и график обновления рабочих программ учебных дисциплин.

5.    Подготовка УММ по дисциплинам этого семестра (контроль исполнения решения ученого совета о сроках подготовки УММ на текущий семестр)

6.    Разное

О текущей работе учебно-методической комиссии факультета журналистики с 19 февраля по 19 марта 2013 г.

1.    На сайте оформлена страница методического семинара по новой форме ИГА – jf.spbu.ru/about/2137/2913.html

На странице представлены подробный отчет и презентация, фрагмент из Правил обучения в СПбГУ – «Глава 9. Итоговая государственная аттестация», а также разработанные учебно-методической комиссией шаблоны документов.

2.    Составлен предварительный план консультации по новой форме ИГА (согласование графика).

По результатам проведенной деловой игры была определена новая форма консультаций, которые теперь должны быть более развернутыми – подобие предэкзаменационной консультационной сессии. Каждой кафедре дано по одной паре на каждой форме обучения. Консультации идут блоками – по несколько пар в день.

С 15 апреля – консультации на очно-заочной форме (в вечернее время), 27 и 29 апреля – очная форма (по 3-4 пары).

3.    О должниках по физкультуре – информация на сайте (http://jf.spbu.ru/index/146-4839.html)

Общеуниверситетская кафедра физкультуры и спорта проанализировала накопление баллов студентами факультета журналистики. Всего за 4 года обучения надо набрать 400 баллов (по балльно-рейтинговой системе контроля). Накопление баллов становится единственной аттестацией по дисциплине. При отсутствии аттестации студент отчисляется как имеющий академическую задолженность, то есть остается без диплома.

Сегодня в группе риска 25 студентов первого курса и 40 студентов второго курса, имеющих 0 баллов по физкультуре за первый и третий семестры обучения, а у 15 студентов 0 баллов за три семестра обучения.

Вся необходимая информация по блочно-модульной программе подготовки и балльно-рейтинговой системе размещена на сайте Общеуниверситетской кафедры физкультуры и спорта СПбГУ.

4.    О подготовке Бюллетеня Северо-Западного УМО по журналистике.

Комплектование сборника заканчивается 20.03.13. На этот момент членами учебно-методической комиссии подготовлена только одна публикация.

Информационная рассылка и рассылка-напоминание сделаны.

Такой была жизнь учебно-методической комиссии факультета журналистики между двумя заседаниями.

ОСНОВНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ

1.    О предварительных итогах преподавания профессионального досье (зачетная сессия с 1 по 12 апреля, открытый зачет перед профессиональным жюри в 603 ауд., первая пересдача – по профилям – 15 и 16 апреля, комиссия – в начале мая).

В процессе работы преподаватели договорились делиться информацией, фиксировать вопросы для коллективного их обсуждения на итоговом семинаре – все, что заслуживает внимания: конкретные наблюдения, особенно если это касается текста положения о профессиональном досье, анализ УММ друг друга (http://jf.spbu.ru/stu/3141/3155.html), предложения, кого пригласить на зачет (имеются в виду специалисты из отрасли, не сотрудничающие с кафедрами на регулярной основе). Планируется, что часть отчетов о профессиональном досье уже в этом году будет размещена на сайте.

Эта текущая аналитическая работа важна, потому что в перспективе профессиональное досье приобретет статус итогового государственного экзамена (как и планировали при разработке положения). Пока же новой ступенью будет изменение промежуточной аттестации – не простой, а дифференцированный зачет.

Пока не сформировалась общая картина, коллеги подвели предварительные итоги (занятия по дисциплине закончились; зачет будет проходить в начале апреля; готовится как большой профессиональный праздник, вместо одного преподавателя – профессиональное жюри, двери открыты для всех – см. jf.spbu.ru/tema/211-4925.html

Важно поговорить о посещаемости, трудностях комплектования досье, принципах организации материала (лекции и практические), оптимальности количества часов по дисциплине, оформлении и архивировании отчетов, рекомендациях по использованию материалов студенческих досье, прогнозах результатов промежуточной аттестации, планировании состава жюри и трудностях, связанных с этим, перспективах изменения формы промежуточной аттестации в итоговую. Неожиданно всплыл вопрос о проверке дисков (кто и как это делает). То есть впереди работы по формированию дисциплины еще очень много.

Вот о чем рассказали коллеги, пришедшие на заседание учебно-методической комиссии.

Тепляшина А. Н., профессор кафедры периодической печати:

Полученный опыт (пока без промежуточной аттестации) позволяет отметить, что не только практические занятия, но и лекции носят характер интерактивного обучения, что соответствует современным требованиям организации учебного процесса. Студенты-журналисты осваивают коммуникативные технологии, особенно ценен приобретенный навык контакта с аудиторией, что является основой профессионального успеха.

Уже первые занятия доказали значимость досье как фактора нравственного воспитания студента, а именно – бережного отношения к подготовленным материалам, внимания к советам преподавателя и рекомендациям редактора, в целом, уважения к будущей профессии.

Первые презентации показали, что у студента есть возможность продемонстрировать в среднем от 20 до 40 публикаций и столько же текстов, подготовленных на занятиях. Нет необходимости упоминать, что это его лучшие материалы. Мультимедийная презентация как условие зачета по дисциплине служит закреплению знаний. Кроме того, презентация профессионального досье представляет ценность как источник информации для преподавателя, поскольку он имеет возможность проследить изменения в мире технологий на примере структуры конкретных редакций, где проходил летнюю практику или работает в штате студент, и самих принципов работы с информацией, редакционной политики и особенностей СМИ. В свою очередь, защита профессионального досье с применением слайдов превращается в презентацию уровня освоения способа журналистского творчества через свой стиль деятельности с объяснением «совпадений» и «несовпадений» реальных творческих шагов со стандартами.

Профессиональное досье можно рассматривать как разновидность резюме, которое дает студентам более широкий диапазон выбора работы в средствах массовой информации и, безусловно, позволит выпускнику ВШЖиМК быть конкурентоспособным на рынке и адаптированным к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Федорова А. Б., старший преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий:

Работа над созданием профдосье позволяет студентам оценить собственные работы, подготовленные за годы учёбы, по-новому взглянуть на динамику своего роста в области различных сфер журналистики.

Анализ творческих заданий, отбор лучших из них,– это непростая, но важная практика, поскольку, в конечном счёте, именно избирательный подход к материалу является еще одним неотъемлемым качеством профессионального журналиста.

Кроме того, новая дисциплина даёт уникальную возможность сравнить студенческие работы и оценить, насколько продумана логика построения учебного плана. Подготовленные досье наглядно показывают преподавателям профильных дисциплин, каких результатов достигли их студенты, какие задания оказались для них самыми полезными в свете будущей профессии. Последующий сквозной анализ работ, вошедших в профдосье всех студентов той или иной кафедры, помогает понять, что в процессе обучения необходимо скорректировать для более качественного подхода к формированию компетенций будущих выпускников.

Первый опыт преподавания дисциплины убеждает в необходимости введения новых предметов на третьем курсе бакалавриата. Как представляется, занятия по технологиям презентации (презентирования информации) могут стать настоящим подспорьем для студентов выпускных курсов в работе над подготовкой профессионального досье и позволят им овладеть важными навыками в сфере современных массовых коммуникаций.

Тимченко И. С., старший преподаватель кафедры международной журналистики

Первое, что я могу отметить как преподаватель дисциплины «Профессиональное досье» – это крайне неоднозначную реакцию студентов. С одной стороны, мое появление со списком обязательных материалов, которые необходимо включить в досье, ребята встретили настороженно, задавали много технических вопросов по поводу самого досье, презентации по нему, диска с материалами и так далее. С другой стороны, для меня было очевидно, что работа над сбором и оформлением собственного профессионального досье стала для них небезынтересной.

По моим наблюдениям, особое оживление предмет вызвал среди тех студентов, которые начали сотрудничать со всевозможными СМИ с первого или второго курса. Думаю, им импонировала сама возможность совершенно открыто (без намека на хвастовство или позерство) продемонстрировать одногруппникам свои профессиональные достижения и успехи.

Некоторую тревогу вызвал предмет у тех студентов, которые либо увлеклись в процессе обучения теоретическими аспектами журналистики и мало пытались совместить теорию с практикой, либо у тех, кто все четыре года просто стоял в «очереди за дипломом», то есть, по их версии, «просто получал хорошее гуманитарное образование».

В любом случае, общее впечатление от предмета скорее положительное, нежели отрицательное. И хотя ребята в начале курса немного посетовали, что на их долю выпало слишком много экспериментов, начиная с ЕГЭ в школе и заканчивая новым предметом «Профессиональное досье», в работу над досье они все же включились с удовольствием.

Однозначным плюсом дисциплины мне видится некоторая степень творческой свободы, которую предоставили разработчики курса студентам. Так, например, к презентации профессионального досье не выдвигаются жесткие требования по оформлению, расположению материалов, критериям отбора материалов для тех или иных разделов и т.д. Отсутствие необходимости жесткой унификации своих материалов при работе над презентацией вызывает у студентов определенный творческий азарт. С одной стороны, это для них занимательная игра в самопрезентацию, с другой – они понимают, что эта «игра» может иметь для них значимые последствия. Например, хорошее предложение на профессиональном рынке труда от тех медиаперсон, которые будут приглашены на защиту профессиональных досье.

Благодаря этому предмету ликвидирован перекос между важностью посещения лекционных занятий, темы которых заявлены в экзаменационных билетах, и важностью посещения практических занятий, на которых преподаватель хотя и настаивает на написании и сдаче определенных материалов в срок, но реальных рычагов давления на нерадивого студента не имеет. Теперь не получится «отсидеться» у тех, кто всякий раз перед сдачей «забывал» где-то свое домашнее задание. Или у тех, у кого всё время «сгорает компьютер» со всеми домашними работами аккурат в ночь перед дедлайном.

Минусом предмета «Профессиональное творческое досье» пока является только его «необкатанность» на практике. Но я думаю, что предмет не будет в тягость (и даже, наоборот, войдет в число самых интересных) для тех студентов, которые сегодня учатся на первом и втором курсе и которые знают, что уже сейчас надо собирать и копить все свои работы, начиная от отчета о первой профессиональной практике и заканчивая материалами, написанными в рамках узких спецсеминаров. А также – для газеты «Дважды два» (http://jf.spbu.ru/2x2/), для Информационно-образовательного портала «Первая линия» (http://1-line.spbu.ru/), для любого иного СМИ, будь то серьезное издание или старт-ап, который не прожил больше трех месяцев.

Мне представляется логичным, если оценка работы студентов по этой дисциплине будет дифференцированной. Пока все студенты, защитившие досье, будут получать только отметку «зачет», мы не сможем поощрить тех ребят, которые постарались всерьез. Нам придется поставить один и тот же «зачет» и тому, кто несколько лет параллельно учебе вспахивает «ниву» современной журналистики, и тем, кто нашел у себя в архиве лишь 50% от необходимого минимума работ и защитил неполное досье, заведомо зная, что он проскочит. В этом плане оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» не только помогут нашим заказчикам ориентироваться в квалификации своих будущих кадров, но и станут дополнительным стимулом для рвения самих студентов. Кроме того, ставя «удовлетворительно» по предмету «Профессиональное досье», преподаватель заведомо как бы предупреждает работодателя о потенциале его будущего сотрудника.

Бережная М. А., зав. кафедрой телерадиожурналистики:

Задуманное как форма итоговой аттестации выпускника творческого факультета, досье перерастает в важную для современного профессионала дисциплину. Оказалось, что это не архив публикаций разных лет, а профессиональная саморефлексия, которая помогает проанализировать и оценить очень важный период жизни – собственное творческое становление. Возвращаясь к началу, к материалам, которые были опубликованы до поступления в университет, к учебным публикациям, упражнениям, тренингам, материалам практик, студент последнего курса подводит итог годам обучения и в процессе подготовки профессионального досье иногда начинает по-другому понимать свой профессиональный статус.

Работы, которые делались в свободное время, для удовольствия, вдруг оказываются важными и статусными (занятия фламенко помогает в организации фестиваля, увлечение музыкой дает право выступить в роли музыкального эксперта на радио, модельная внешность обеспечивает сотрудничество с модными журналами, знание языков открывает возможности для публикаций в зарубежных изданиях), но выпускник просто забывает о таком опыте, не фиксирует его как дополнительный ресурс в профессиональном поле.

Однако саморефлексия – это только первая составляющая новой дисциплины. Вторая необходимая часть – самопрезентация, способность, оценив достигнутое, представить себя аудитории, потенциальному работодателю, научиться выделять в самоподаче то существенное, которое способствовало формированию в профессии. Оказывается это очень трудно!

Комментарии к подготовленным компьютерным презентациям страдают либо излишней детализаций, либо отсутствием конкретности, проявляют неумение точно определить проблематику собственных материалов, обозначить свои функции в период производственной практики, найти определение важным этапам «творческого пути». Возникают трудности с тем, чтобы представить профдосье не как сухой отчет, опись сделанного, а как повод рассказать историю про себя, чтобы запомниться аудитории.

Представляется, что новая дисциплина является важной как для выпускника, так и для преподавателей творческого факультета. Она позволит выявить наиболее продуктивные моменты в процессе обучения и будет способствовать дальнейшему совершенствованию образовательных программ.

Панкова Г. К., руководитель службы информационного обеспечения ВШЖиМК:

Важность, востребованность и даже необходимость введения в учебный план дисциплины «Профессиональное досье» доказана и впечатлениями преподавателей, которые вели занятия, и обратной связью, полученной от студентов выпускного курса.

Хочу поделиться частными и общими размышлениями о лекционном модуле.

Количество часов, выделенных на лекции в этом году, с учетом того, что аттестация по профессиональному досье – недифференцированный зачет, считаю достаточным (4 часа).

Но мне представляется, что студенты ВШЖиМК должны приобретать знания и навыки по подготовке презентации буквально с первого курса, в том числе и в рамках профессиональных дисциплин (просто этому надо уделять должное внимание, а на профессиональном досье только закреплять и, возможно, корректировать).

На протяжении всего периода обучения студентам приходится готовить доклады, защищать проекты и сопровождать свое выступление презентацией, значит, нужно знать требования, которые сделали бы ее успешной и эффективной, задолго до «Профессионального досье», формировать и шлифовать навыки устного выступления, знакомиться с компьютерными программами подготовки презентаций и осваивать технические новинки. Постоянный «презентационный» тренинг поможет минимизировать количество ошибок, они не будут тиражироваться и тем самым закрепляться. То есть некорректно преувеличивать возможности двух лекционных пар, которые должны быть не знакомством с технологией презентации, а обобщением освоенного опытом применительно к специфике нашей дисциплины – «Профессионального досье».

Если смотреть на явление шире, то очевидно, что презентация – одно из самых частых мероприятий в жизни современного делового человека. А с учетом того, что работа будущих журналистов – деловых людей – связана со всеми возможными видами и форматами коммуницирования: публичные выступления перед разными по составу и количеству аудиториями, деловые переговоры и др., студенты с первого курса должны понимать, что такое самопрезентация. Они должны уметь управлять впечатлением, создавать и контролировать свой имидж. Навыки, особенно необходимые, когда рассказываешь о своих профессиональных достижениях потенциальным работодателям, входящим в зачетное «жюри» на защите досье.

Но и это еще не все. Успешная самопрезентация помогает повысить самооценку. Самооценка влияет на состояние психического здоровья человека. А многие теоретики и практики уверены, что высокое мнение о себе – залог успеха и процветания, и наоборот – заниженная самооценка лежит в основе многих личных и, как следствие, общественных проблем.

Вот о чем размышлялось по результатам проведенных лекций в рамках дисциплины «Профессиональное досье».

2.    Анализ УММ по практикам и итоговым дисциплинам в магистратуре. Отв. – И. Н. Блохин (наличие, содержание, дублирование, соответствие логике образовательных процедур).

Первоначально планировался анализ только УММ по научно-исследовательской и научно-педагогической практикам.

Но так как пришлось потратить много сил на то, чтобы были подготовлены УММ по всем зачетным дисциплинам в магистратуре, надо проанализировать полученный результат.

В апреле на ученом совете рассматривается вопрос о стратегии развития магистратуры на факультете журналистики, учебно-методическая комиссия принимает участие в подготовке этого вопроса.

Блохин И. Н.
Анализ УММ по научно-исследовательской и научно-педагогической практикам, научно-исследовательской работе магистрантов факультета журналистики СПбГУ. 2-й семестр 2012-2013 уч. г.

Научно-исследовательская практика

На 16.03.2013 на сайте ВШЖиМК представлены УММ по всем профилям магистратуры, за исключением профиля «Пресса: технологии эффективного функционирования». УММ по профилю «Реклама» представлен как «Научно-исследовательская работа» и выложен как УММ 2-го курса магистратуры.

Предлагается следовать единой форме УММ, которая должна включать:

1.    План прохождения и содержание практики.

2.    Формы, порядок и образцы отчетности по практике.

3.    Критерии оценки.

4.    Списки литературы.

УММ, которые, в разной степени, соответствуют данной форме, составлены по профилям: «Дизайн в СМИ» (без критериев оценки), «Историческая журналистика» (без плана и списка литературы), «Связи с общественностью», «Международная журналистика», «Журналистика сферы досуга» (без плана прохождения практики), «Медиаменеджмент», «Реклама» (без требований к отчетности и критериев дифференцированного зачета)

УММ по профилям «Психология журналистики», «Спортивная журналистика» дублируют «Положение о научно-исследовательской практике» и составлены формально. УММ по профилю «Медиаменеджмент» содержит преамбулу, дублирующую УММ «Международная журналистика» («Научно-исследовательская практика имеет целью сформировать навыки подготовки и проведения исследований актуальных проблем журналистики и современных медиатенденций как на международном, так и на национальном уровне. К приоритетным задачам практики относятся получение представления об особенностях проведения медиаисследований, а также овладение приемами и методами исследовательской работы в сфере международной журналистики»).

УММ по профилям «Международная журналистика», «Журналистика сферы досуга», «Медиаменеджмент» содержат списки утвержденных тем магистерских диссертаций. Данный пункт является желательным для включения в УММ.

В перспективе для профилей практико-ориентированной магистратуры предлагается замена научно-исследовательской практики профессиональной практикой.

Научно-педагогическая практика

На сайте ВШЖиМК представлены УММ по всем профилям магистратуры.

УММ, которые, в разной степени, соответствуют установленной форме, составлены по профилям: «Дизайн в СМИ» (без формы отчетности), «Политическая журналистика» (без плана и списка литературы), «Международная журналистика» (без списка литературы), «Деловая журналистика и бизнес-коммуникации» (без списка литературы), «История русской журналистики» (без плана и списка литературы), «Связи с общественностью» (без порядка отчетности), «Журналистика сферы досуга» (без списка литературы).

УММ по профилю «Спортивная журналистика» дублирует «Положение о научно-педагогической практике» и составлен формально.

В связи с тем, что научно-педагогическая практика имеет индивидуальный характер и конкретную специфику предлагается:

1.    При прохождении практики руководствоваться соответствующим Положением (с уточнением образцов отчетности, критериев оценки и добавлением списка учебно-педагогической и методической литературы), а не УММ.

2.    План прохождения, содержание, формы и порядок отчетности по практике, списки научно-тематической и учебной литературы по конкретным дисциплинам включить в индивидуальные планы магистрантов.

3.    Разрешить прохождение научно-педагогической практики как в 3-м, так и в 4-м семестрах обучения, в зависимости от условий педагогической нагрузки научного руководителя. Это позволит активнее вовлекать магистрантов в проведение семинарских и практических занятий. Решение о сроках проведения научно-педагогической практики передать профильным кафедрам, зачет по итогам практики выставлять в конце 4-го семестра.

Научно-исследовательская работа

На 16.03.2013 на сайте ВШЖиМК представлены УММ по всем профилям магистратуры, за исключением профиля «История русской журналистики». УММ по профилю «Реклама», представленный как «Научно-исследовательская работа», представляет собой УММ «Научно-исследовательская практика» для 1-го курса магистратуры.

УММ, которые, в разной степени, соответствуют установленной форме, составлены по профилям: «Дизайн в СМИ», «Связи с общественностью», «Международная журналистика» (без списка литературы), «Журналистика сферы досуга», «Политическая журналистика» (без плана и списка литературы), «Деловая журналистика и бизнес-коммуникации» (без плана и списка литературы), «Спортивная журналистика» (без плана и списка литературы).

Поскольку целью научно-исследовательской работы является подготовка части магистерской диссертации, предлагается указывать в УММ даты предзащиты и в списках литературы разделять методическую литературу, посвященную написанию диссертаций, и обязательную научную и учебную литературу по профилю магистратуры.

    Л. Г. Фещенко: особого внимания заслуживает проработка требований, предъявляемых на промежуточной аттестации по дисциплине «Подготовка магистерской диссертации».

3.    Анализ УММ по дисциплинам. Отв. – Клюев Ю. В.

Ю. В. Клюев
Анализ УММ по дисциплинам «Преддипломная практика» (очно-заочная, 5 курс), «Профессионально-творческие студии» (очная, 3-4 курс), «Творческий практикум» (очная, 3 курс), «Профессиональное досье» (очная, 4 курс)

На сайте ВШЖиМК размещены УММ «Преддипломная практика» кафедр ИЖ, МЖ, ПП, РК, ТЖМК, ТРЖ (6 документов); УММ «Профессионально-творческие студии» кафедр МЖ, ПП, ТРЖ, МИТ (7 документов); УММ «Творческий практикум» кафедр МЖ, МИТ, ТРЖ (3 документа); УММ «Профессиональное досье» кафедр МЖ, ТРЖ (2 документа). Итого проанализировано 18 документов, представленных на сайте.

УММ «Преддипломная практика» кафедр РК, ТЖМК включают отсылки на размещенные ранее документы:

1) требования к выполнению, содержанию, структуре и оформлению выпускной квалификационной работы (http://jf.spbu.ru/stu/2308/2309.html);

2) регламент аннотаций ВКР (http://jf.spbu.ru/about/541/895.html);

3) аннотации выпускных квалификационных работ по журналистике. 2012 год (http://jf.spbu.ru/stu/2454.html);

4) учебно-методические материалы по дисциплине «Теория и практика подготовки ВКР».

В большинстве УММ «Преддипломная практика» в качестве основного требования указывается наличие выполненного студентом от 75% до 80% текста ВКР. Кроме этого, кафедры РК и ТРЖ в качестве одного из требований по дисциплине указали необходимость сдачи студентом аннотации ВКР. В УММ кафедры ПП обозначены требования наличия подписи научного руководителя в представленной части текста ВКР и отзыва на нее. УММ «Преддипломная практика» кафедры ИЖ отличаются конкретикой индивидуальных заданий студентам.

УММ «Профессионально-творческие студии» соответствуют направлениям профилизации, учебно-методическим разработкам кафедр, включают необходимую методическую базу, подготовлены с учетом специализации преподавателей. Наиболее детально сделаны УММ «Профессионально-творческие студии» преподавателями кафедры МЖ.

УММ «Творческий практикум» в основном подготовлены преподавателями-практиками и раскрывают творческо-педагогические подходы к преподаванию названной дисциплины. В УММ «Творческий практикум» кафедры МИТ вместо требований к уровню усвоения дисциплины дан раздел «Рейтинг», в котором указаны баллы, необходимые студенту для успешной сдачи зачета.

УММ «Профессиональное досье» включают необходимые компоненты.

В УММ «Преддипломная практика», «Профессионально-творческие студии» требования к зачету (уровню усвоения дисциплины) «растворены» в разделе «Критерии оценки».

Анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на отдельные разночтения по объему и формальным признакам (несущественные различия в наименованиях и слияние разделов в отдельных документах), рецензируемые УММ в целом соответствуют основным учебно-методическим требованиям и логике образовательных процедур. Некоторые УММ подготовлены преподавателями соответствующих кафедр коллективно. Подавляющее большинство документов включают необходимые компоненты: рабочую программу, требования к зачету (уровню усвоения дисциплины), критерии оценки, список литературы, ссылки на иные информационные ресурсы.

4.    Анализ наличия и график обновления рабочих программ учебных дисциплин. Отв. – А. Н. Тепляшина

Отдел методического обеспечения провел аудит наличия рабочих программ учебных дисциплин.

Бакалавриат (в скобках указан год разработки программы – при ее наличии, прочерк указывает на отсутствие программы; программы обновляются раз в три года).

ТЖиМК: Основы теории журналистики (2010), Правовые основы журналистики (2011), Социология журналистики и массовых коммуникаций (2012), Психология журналистики (-).

ИЖ: История русской журналистики, 3 части (2010).

ТРЖ: Основы творческой деятельности журналиста (2011), Техника и технология электронных СМИ (2011), Профессионально-творческие студии (2011), Творческий практикум (2011), Теория и практика телерадиожурналистики, 2 части (2011).

МИТ: Техника и технология печатных СМИ (2010), Дизайн в СМИ (-), Основы визуальной журналистики (2012), Профессионально-творческие студии (2012), Творческий практикум (2012), Теория и практика визуальной журналистики, 2 части (2011).

РК: Основы русской грамматики (2010), Устная речь (2010), Стилистика (-), Литературное редактирование журналистского текста (-),Стилистика журналистского текста (2012), Технологии эффективной речи (-).

МЖ: Введение в специальность (2010), Основы творческой деятельности журналиста (2010), История зарубежной журналистики (2010), Профессионально-творческие студии (2012), Международное гуманитарное право и СМИ (2012), Творческий практикум (2012), Теория и практика международной журналистики, две части (2012, 2010), Современная международная журналистика (-).

ПП: Введение в специальность (2010), Выпуск учебной газеты, телерадиопередачи (2010), Основы творческой деятельности журналиста (2010), Технологии журналистики новостей (2012), Профессиональная этика журналиста (-), Профессионально-творческие студии (2012), Творческий практикум (-),Теория и практика современной прессы (2012), Журналистские расследования (2012).

17 программ учебных дисциплин готовят кафедры других факультетов.

Магистратура

ТЖиМК: 6 программ подготовлены или обновлены в 2012 году (Методика преподавания журналистики в высшей школе; Методология и методы медиаисследований; Психология и педагогика высшей школы; Современные проблемы науки и журналистики; Современные философские концепции в журналистике; Этнокультурные коммуникации). 2 программы 2011 года (Культура политической коммуникации; Информационное право) и 4 программы 2010 года (Информационное обеспечение политической коммуникации; Нормативное регулирование политической коммуникации; Произведение политической журналистики; Психология политической коммуникации).

Нет программ по двум дисциплинам для 1 курса (Политическая журналистика (политология журналистики); Политическая коммуникация в современной России) и 6 дисциплинам для 2 курса: Психология общения в журналистике, Методология и методика психологических исследований в области журналистики, Проблемы психологии личности в современной журналистике, Психолингвистическая картина мира и ее влияние на творчество журналиста, Психологические особенности массово-информационных текстов, Информационные войны: история, теория, практика.

ИЖ: 2 программы 2012 года (Журналистика и церковь: история и современность; Актуальные проблемы истории журналистики).

Нет программ по дисциплинам: Российская история СМИ, Русская историческая публицистика: мастера и формы, Историческая тематика в контексте политического дискурса, Стилистика исторической журналистики, Военно-историческая публицистика,

ТРЖ: не сданы сведения о подготовленных и прошедших все стадии рецензирования программах по новому профилю магистратуры (История и теория документального кино, Научно-познавательный фильм: эволюция, современная практика, Драматургия документального фильма, Основы технологии создания документального телефильма, Техника и технология создания документального телефильма, Методы современной документалистики, Изобразительное решение научно-познавательного фильма, Основы режиссуры документального фильма).

Нет 7 программ по профилю магистратуры «Спортивная журналистика»: Культура речи и поведение спортивного репортера в электронных СМИ, История спортивной журналистики, Менеджмент и функции СМИ в спорте, Олимпийское движение и спортивная журналистика, IT-технологии и современные медиа в спортивной журналистике, Социология исследования аудитории спортивных СМИ, Новые формы и жанры современного телевидения.

МИТ: 3 программы 2010 года (Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях; Визуальная журналистика: изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе; Дизайн периодических изданий), 2 программы 2012 года (ВЭБ-дизайн и оформление электронных СМИ; Разработка композиционно-графической модели современного печатного издания).

Нет программ: Творческие студии: Проекты; Творческие студии: Фотожурналистика; Творческие студии: Графический дизайн; Практическая фотография эпохи компьютера: цифровые методы обработки изображения; Выпуск периодических изданий и современные полиграфические технологии; Иллюстрирование периодики и бильдредактирование; Инфографика: графические формы представления журналистской информации; Медиалаборатория по современному дизайну периодики; Веб-дизайн и оформление сетевых СМИ; Предпечатная подготовка. Работа со шрифтами; Макетирование и иллюстрирование книжной продукции; Семиотика визуальной коммуникации в интернет-СМИ.

РК: на кафедре обновлены или разработаны в 2012 году 7 программ (Типы издания и его стилистическое своеобразие; Творческие студии; Смеховая культура в журналистике; Журналистика хобби; Научно-популярная журналистика; Язык и стиль современной рекламы; Речевая практика в СМИ), одна программа 2010 года (Реклама в массовом издании). Нет только программы по дисциплине «Речевая концепция издания».

МЖ: 7 программ 2012 года (Авторская журналистика; Правовые и геополитеческие проблемы деятельности СМИ; Информация и международная безопасность; Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ; Современное международное иновещание; Глобальная информация: демократический опыт; Теория и практика международной журналистики), Медиалаборатория (2011), Социокультурные аспекты информационного общества (2010). Нет программы только по одной дисциплине - Медиаиндустрия и массовая культура.

ПП: не подготовлены 6 программ дисциплин (Информационная культура журналиста; Журналистика в политических технологиях; Технология подготовки текста; Современная теория журналистских жанров; Аудиторные факторы периодической печати; Тенденции развития аналитической прессы).

Подготовку или обновление 19 программ обеспечивают кафедры факультета прикладных коммуникаций.

Кафедрам надо проанализировать эту информацию и выработать график подготовки или обновления материалов. Возможно, какие-то программы просто не завершили все стадии рецензирования.

В список проанализированных программ не попали РПУД по Профессиональному досье, дисциплинам без аудиторной нагрузки, но отчетностью (Научно-исследовательская работа, Подготовка магистерской диссертации). Подготовка учебной газеты – программа кафедры ПП, но Подготовка теле-/радиопередачи должна быть в нагрузке ТРЖ.

То есть представленную отделом методического обеспечения информацию надо еще раз обсудить на учебно-методической комиссии.

5.    Подготовка УММ по дисциплинам этого семестра (контроль исполнения решения ученого совета о сроках подготовки УММ на текущий семестр). Отв. – Л. Г. Фещенко

В анализе будут названы только дисциплины, по которым на сайте нет УММ (время анализа – 18.03.13, 17.30).

Главная проблема – из 42 дисциплин 1 курса магистратуры не подготовлены 7 УММ: 1) Визуальная журналистика: изобразительные формы на газетной журнальной полосе, Никитин В. А; 2) Мастерство корреспондента, ведущего спортивных телерадиопрограмм, Ильченко С. Н.; 3) Методы журналистского творчества, Мельник Г. С., Нигматуллина К. Р.; 4) Методы творческой деятельности в печатной журналистике сферы досуга, Виноградова К. Е.; 5) Психологическая культура как фактор профессионализма журналиста, Кузин В. И.; 6) Творческие студии, Жарков М. В., профиль магистратуры – СО; 7) Творческие студии, Бертельс В. Д., профиль магистратуры – Дизайн в СМИ.

Главная проблема для первого курса очной формы обучения – УММ по дисциплине «Выпуск учебной газеты, телерадиопередачи», занятия в которой которую 8 преподавателей (Алексеева М. Е., Виноградова К. Е., Георгиева Е. С., Колодяжный И. В., Комболин Ю. И., Павлушкина Н. А., Смолярова А. С.). На сайте есть УММ, подготовленный Ю. С. Даниловой. Наверное, целесообразно разделить УММ по профилям – ПП и МЖ, то есть подготовить 2 УММ, что позволит также унифицировать требования при работе по группам.

Та же проблема на очно-заочной форме обучения (первый курс), тем более что здесь нет аудиторных занятий – значит, нагрузка на УММ особенно высока. Занятия ведут Колодяжный И. В., Комболин Ю. И., Павлушкина Н. А. На сайте нет также УММ по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» (Павлушкина Н. А.).

На 3 курсе (очно-заочная форма) нет только одного УММ (Теория и практика визуальной журналистики, Беленький А. И.).

На заочной форме не хватает двух УММ, но в одном случае в текущем семестре читается только установочная лекция (Реклама и связи с общественностью) – основная нагрузка в 11 семестре, а в другом случае дисциплина началась в прошлом семестре (Социология журналистики, Колодиев Н. Н).

Все перекрестные ссылки на спецдисциплины и итоговую государственную аттестацию (государственный экзамен и ВКР) сделаны.

Кафедрам надо особенно ответственно подходить к вопросам методического обеспечения дисциплин первого курса, чтобы студентам легче было перестроиться на непривычные им формы учебы. То есть УММ для первого курса должны быть максимально подробны и детализированы.

Наверное, это именно тот случай, когда необходимо четко прописывать формы текущей аттестации как обязательной, а не рекомендуемой.

В цифрах анализ выглядит так:

Магистратура, 1 курс – подготовлено 35 из 42 УММ.

Магистратура, 2 курс – подготовлены все из 19 УММ.

Очная форма обучения: 1 курс – нет одного из требуемых 9 УММ (с поправкой на то, что вопрос о подготовке УММ по дисциплине «Выпуск учебной газеты» остался пока не разрешенным); 2 курс – есть все 7 УММ, 3 курс – есть все 23 УММ (включая 10 перекрестных ссылок на спецдисциплины), 4 курс – 20 УММ (включая 7 перекрестных ссылок на спецдисциплины и разные формы ИГА).

Очно-заочная форма обучения: 1 курс – из 7 не готовы два УММ, 2 курс – из 8 УММ готовы все 8, 3 курс – из 14 не готов один УММ (перекрестных ссылок – 4), 4 курс – из 9 готовы все (включая 4 ссылки), 5 курс – готовы 9 документов (включая 2 ссылки).

Заочная форма обучения: 4 курс – готовы все 12 документов, 5 курс – в наличии все 16 УММ (спорный случай двухсеместровых дисциплин прокомментирован выше), 5 курс – 2 (ссылки).

В сухом остатке:

магистратура – есть 54 из 61,

очная форма – есть 58 из 59,

очно-заочная форма – есть 44 из 47,

заочная форма – есть 40 УММ.

Всего подготовлено по текущему семестру 167 документов (29 указаны ссылками на аннотации спецдисциплин и разные формы ИГА).

То есть в целом можно порадоваться, что нам удалось обеспечить почти 100 процентов УММ в течение первого учебного месяца. Можно надеяться, что совсем скоро все привыкнут начинать семестр при полном методическом обеспечении дисциплин.

Предс. учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК Л. Г. Фещенко. Дата размещения на сайте – 29 марта 2013 года | 29 марта 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль