Отчет о заседании 18 декабря 2012 года

Отчет о заседании 18 декабря 2012 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), А. Н. Марченко, К. И. Григорьева (секретарь комиссии).

О текущей работе методкомиссии (с 29 ноября по 18 декабря 2012 года)

1)    О подготовке рабочей программы учебной дисциплины «Профессиональное досье»

В подготовке программы новой дисциплины приняли участие все кафедры профилизации.

Лекции читает К. Г. Панкова (модуль для программы подготовлен).

В указанные отделом методического обеспечения сроки свои модули для программы подготовили кафедра международной журналистики и кафедра телерадиожурналистики.

Кафедра периодической печати и кафедра медиадизайна и информационных технологий свои материалы не представили.

2)    Об участии А. Ю. Быкова 22-24 ноября 2012 года в VIII окружной форум «Информационный мир Югры» (Ханты-Мансийск)

Тема форума: «Перспективы развития региональной журналистики», в рамках которого была запланирована секция «Кому и как учить сегодня журналистов».

Предложенные проблемы для обсуждения: 1) Современные модели журналистского образования; 2) Причины недоверия практиков к журналистскому образованию; 3) Довузовское журналистское образование: традиции и инновации; 4) Моральные и профессиональные принципы обучения молодых журналистов; 5) Конвергентная журналистика как тренд развития; 6) Нужно ли учить блого-журналистике; 7) Нужны ли курсы для абитуриентов.

Организатор мероприятия – Департамент общественных связей ХМАО–Югры.

А. Ю. Быков рассказал участникам форума об учебно-методической работе на факультете журналистики ВШЖиМК СПбГУ (подготовлена презентация) и опубликовал статью.

3)    О размещении на сайте аннотаций спецдисциплин

На сайте размещены аннотации 14 спецкурсов и 5 спецсеминаров для заочной формы обучения, а также аннотации 14 курсов по выбору для всех форм обучения. Всего 33 документа.

Уже за первый день было 49 просмотров. Всего 549 просмотров (http://jf.spbu.ru/tema/211-4185.html).

Такой была текущая работа учебно-методической комиссии

факультета журналистики ВШЖиМК с 29.11.12 по 18.12.12.

ПОВЕСТКА ДНЯ

1.    Об открытых лекциях на факультете журналистики ВШЖиМК

Мы пригласили для обсуждения этого вопроса преподавателей, проводивших открытые лекции, и всех заинтересованных лиц. Спасибо А. А. Горячеву, принявшему активное, хоть и заочное участие в обсуждении, и М. А. Бережной, С. С. Бодруновой, Л. П. Громовой и К. Р. Нигматуллиной, пришедшим на заседание и принявшим участие в обсуждении этого вопроса.

Всего провели открытые лекции в этом семестре 12 преподавателей: М. А. Бережная (ТРЖ), В. Д. Бертельс – 2 лекции (МИТ); С. С. Бодрунова (МИТ), А. А. Горячев (РК), А. Н. Гришанина (ТЖиМК), Л. П. Громова (ИЖ), С. Н. Ильченко (ТРЖ), О. С. Кругликова (ИЖ), А. А. Литвиненко (МЖ), К. Р. Нигматуллина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ). То есть из преподавателей, проводивших открытые лекции в первом семестре, на приглашение учебно-методической комиссии откликнулись пятеро не членов комиссии, что очень важно. Поэтому спасибо коллегам!

Цель обсуждения – прежде всего сказать СПАСИБО всем принявшим участие в этой непростой форме, систематизировать информацию и оценки, чтобы развивать в дальнейшем лучшее из этого опыта.

В итоге состоялся открытый, доброжелательный, полезный разговор в кругу профессионалов об основной нашей работе – то есть о работе в аудитории.

Сначала сами преподаватели-лекторы поделились своими ощущениями и мыслями: не жалеют ли, что планировали, что думают о результатах, как оценивают форму, чего не хватает в администрировании процедур; каким должно быть обсуждение – в каком кругу, в какой форме; должны быть отчеты или иные материалы на сайте.

Из общих вопросов обсудили следующие.

Первое: надо подумать о развитии формы (А. Н. Гришанина представила свою презентацию) – можно сделать раздел на сайте, например «Наши открытые лекции». Можно предложить коллегам – кто захочет – делать видеозапись лекции. Может, организовывать прямую трансляцию в Интернете (у нас есть технические возможности в 303 ауд.).

Второе: как должна или может измениться форма заявки от кафедр на открытые лекции нового семестра (может, заявки надо собирать еще в январе, чтобы график сделать более ровным по месяцам семестра и учитывающим аврал апреля и мая)?

Третье: о грустном – о недостаточном внимании коллег по кафедре и членов учебно-методической комиссии к открытым лекциям (регулярно ходят к коллегам на открытые лекции И. Н. Блохин и А. Ю. Быков, реже Ю. Б. Балашова и А. В. Якунин).

И наконец, важный вопрос: как – не обидев формальным контролем – понять, сколько в аудитории было гостей – студентов разных форм обучения, магистрантов, аспирантов; есть ли на кафедрах обсуждение лекций. Надо ли оно?

Из отмеченного в обсуждении коллегами:

А. Ю. Быков по поводу возврата открытых лекций: «Думаю, что это положительная практика, поскольку: 1) является стимулом для более ответственного отношения к занятиям со стороны преподавателя (подготовка к открытой лекции требуется более тщательная); 2) открывает возможность для обмена опытом среди преподавателей (возможность заимствовать методы, приемы работы, которые использовались лектором, применять их впоследствии в собственной работе); 3) пробуждает интерес к занятиям и лекциям со стороны самих студентов (студенты, руководствуясь заявленной тематикой, присутствуют на лекциях, которые действительно полезны и интересны для них самих; очень часто на такого рода мероприятия приходят студенты разных курсов и образовательных программ); 4) служит хорошим инструментом для обозначения вектора образовательной деятельности факультета в публичном пространстве».

С. С. Бодрунова: открытые лекции – опыт подготовки пула публичных лекций, то есть предварительная апробация материала. Записывать и выкладывать на сайт видеоверсии можно, если речь идет о публичных лекциях. Отвечая на вопрос, что чувствует преподаватель, готовящий открытую лекцию, – энтузиазм, возможность показать широкой аудитории новое, заявить о себе. Из недочетов – не хватает времени для вопросов и обмена мнениями.

К. Р. Нигматуллина согласилась, что открытая лекция – своеобразная репетиция публичных лекций. В методическом плане заслуживает внимания психологический момент. Лекции обеих форм позволяют находить новое, формировать методические образцы.

А. В. Якунин обозначил три функции открытых лекций: 1) наглядно-демонстрационная (обмен методическим опытом); 2) квалификационная (для начинающих и входящих в коллектив); 3) инновационная (новые, неожиданные формы, свежие, оригинальные темы).

И. Н. Блохин поставил под сомнение необходимость списков – открытые лекции имеют свободный доступ и контроль присутствия ни к чему. Но можно сделать свой уголок оратора, зонировать факультетское пространство так, чтобы закрепить за открытыми лекциями одну аудиторию. О материалах на сайте – каждый сам выберет для себя форму (текстовый документ или презентация), а видеозапись лекции не нужна. Рецензирование должно проходить во внутрикафедральном коллективе. Для членов методкомиссии можно сделать график посещений. В любом случае важен не контроль, а результат. Поэтому и посещение, и рецензирование не самоцель. Сверхзадача – адаптировать интересный опыт для использования.

Ю. Б. Балашова поддержала мысль о том, что обсуждение на кафедре важнее всего.

А. Н. Тепляшина предложила рассматривать проведение и посещение открытых лекций как форму повышения квалификации.

А. А. Горячев прислал очень развернутый комментарий по обозначенным в плане вопросам (приводим его с небольшими сокращениями и вновь благодарим автора отзыва): «Об участии в проекте проведения открытых лекций не жалею, получил море удовольствия. Был очень хороший эмоциональный отклик. С информационным сопровождением тоже всё в порядке. Идею дальнейшего проведения подобных мероприятий поддерживаю обеими руками!

Что касается администрирования – всё, что угодно, только не отчеты!

Специальный раздел на сайте, где размещались бы материалы открытых лекций, сделать не мешает. «Материалы открытых мероприятий» или что-то вроде. Прямую трансляцию в Интернете – не знаю, стоит ли делать. Для кого? Для людей из других городов? Почему бы тогда на видео не записывать и не выкладывать видео на сайте? Думаю, это можно делать. Разумеется, спрашивая предварительно согласие лекторов (я знаю, что не все у нас любят сниматься на видео, поэтому кто-то может и не захотеть). Я не против того, чтобы записать мою следующую лекцию на видео. При условии моего личного участия в монтаже (вдруг я где-то не вполне удачно выскажусь и захочу что-то исправить?).

О внимании / невнимании к открытым лекциям. Увы, некоторые наши коллеги не слишком любопытны. Другие не посещают потенциально интересные для них лекции коллег просто по невниманию. Третьи – слишком заняты текущей работой. Замечу, что всем нам не мешает иногда немного отдохнуть, посидев на чужой лекции, да и студентам полезно разнообразие... Поэтому наиболее действенными, мне кажется, будут следующие меры.

1. При окончательном согласовании с преподавателем времени мероприятия проверять, у каких лекторов идут в это время занятия на темы, близкие к тематике мероприятия, – и предлагать коллегам присоединиться и привести с собой студентов.

2. Официально разрешить преподавателям приходить вместе со студентами на открытые мероприятия. А также пару раз за семестр отпускать студентов с занятия, при условии, что они обязательно посетят проводимое на той же неделе (в те часы, когда у этих студентов нет занятий по расписанию) публичное мероприятие, тематически связанное с изучаемой дисциплиной. Утвердить тем самым приоритет открытых мероприятий.

Тех, кому не интересно, загонять едва ли есть смысл. А вот те, кому интересно, но кто не может посетить мероприятие, поскольку сам ведёт занятие (преподаватели) или присутствует на паре (студенты), – это потенциальная аудитория.

Понятно, что официально отмена и перенос должны быть оформлены служебной запиской. Только то, о чём я говорю, - не отмена и не перенос, а скорее замена одного занятия на другое, близкое по тематике. Разумеется, я имею в виду, что это делать имеет смысл только с согласия студентов. Если вся группа не возражает – только тогда, не иначе! Если же не предусмотреть такой возможности, откуда у студентов и преподавателей возьмётся время посещать открытые мероприятия? У преподавателей в расписании «окна» далеко не всегда бывают в подходящий момент, у студентов же «окон» часто и вовсе нет...

Думаю, что уже всего отмеченного было бы достаточно, чтобы все открытые мероприятия можно было смело проводить в 603 аудитории, не опасаясь, что она останется полупустой. А можно, кстати, и в актовом зале, чтобы обитателям других факультетов и вузов (а то и других планет и галактик) было легко проходить (без турникета).

Кстати, на моей лекции присутствовали студенты трёх групп, у которых в это время должна была быть лекция. Плюс посетители моего спецкурса. Были ли ещё какие-то студенты – не знаю. Но я очень рад, что мне предложили провести лекцию в большой аудитории, в том числе и для этих самых трёх групп, потому что у них в учебном плане нет занятий, связанных с публичными выступлениями. На мой спецкурс в следующем году попадут не все. Так они хоть что-то узнали о том, как выступать публично. А интерес к теме есть, и немалый. Студенты других групп того же потока, у которых я веду стилистику, после того как присутствовавшие на моей открытой лекции поделились с ними впечатлениями, просили меня прочитать такую же лекцию для них...

Да, ещё один момент. Время мероприятия очень важно. Если это открытая лекция – понятно, лучше выбрать то время, когда кто-то ещё сможет присутствовать. А вот если открытое мероприятие не вписано в курс лекций (публичная лекция), лучше всего, чтобы в это время ни у кого (!) не было занятий.

Что-то в этом направлении уже удалось сделать и закрепить решением научной комиссии факультета журналистики от 16 октября 2012 года («2.3. Совместно с администрацией ВШЖиМК рассмотреть возможность выделять при составлении расписания академические часы для проведения регулярных мероприятий (семинаров, открытых и публичных лекций, заседаний СНО и т. п.) по заявкам СМУ и СНО (Час науки)»)».

На данном этапе в обсуждении проекта «Открытые лекции на факультете журналистики» учебно-методическая комиссия не приняла никакого окончательного решения и не стала формулировать каких-то рекомендаций. У коллег будет время ознакомиться с прозвучавшим на заседании, познакомившись с этим отчетом, а во втором семестре разговор будет продолжен – уже с опорой на сказанное и новый опыт.

2.    О рецензировании учебного пособия Т. Ю. Редькиной

Пособие подготовлено на кафедре речевой коммуникации. Рецензент по кафедре – Л. Г. Фещенко, внешний рецензент – А. Н. Тепляшина. Рецензент от учебно-методической комиссии – А. Ю. Быков.

РЕЦЕНЗИЯ
на методическое пособие для студентов, обучающихся по образовательным программам «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» Т. Ю. Редькиной «Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения»

Методическое пособие «Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения» представляет собой подборку справочного материала, который полезен для слушателей, осваивающих дисциплину с аналогичной тематикой.

Следует отметить, что пособие представляет собой уникальный авторский подход к изложению материала. Автор дает оригинальную интерпретацию того, что такое «трэвел-текст» (С. 6-8), рассматривает проявление данного феномена в контексте межкультурной коммуникации. Авторской разработкой является, скажем, классификация трэвел-медиатекстов (ТМТ), их деление на группы: информационно-познавательный ТМТ, информационно-популяризующий ТМТ, информационно-рекламный ТМТ и т.д. (С. 25-31).

Т. Ю. Редькина описывает в представленном пособии разные аспекты исследуемой проблематики. К таковым, например, можно отнести различные функции, которые выполняет трэвел-текст. Речь в данном случае идет о способах реализации функции просвещения и убеждения, о способах создания эффекта увлекательности, выражения личностного начала. Такой подход указывает на попытку автора глубоко, всесторонне разобраться в исследуемой тематике, соответствующим образом выстроить учебный курс.

Каждая из частей пособия сопровождается необходимыми для такого рода методической разработки вопросами и заданиями – ответы на них предполагают закрепление изученного материала.

При общей положительной оценке пособия Т. Ю. Редькиной, укажем на его отдельные аспекты, которые требуют дополнительных уточнений и доработок.

Первое замечание связано со структурой работы. Обращает на себя внимание чрезмерная раздробленность текста на части. Объем отдельных частей не превышает 2-3 страниц (см. например Часть 3, С. 12-13). При этом к такому относительно небольшому теоретическому материалу предлагается до 5 (!) контрольных вопросов. Очевидно, что подробные ответы из приведенного лаконичного текста получить затруднительно. Возможно, имеет смысл укрупнить части методического пособия. Как вариант – объединить существующие части друг с другом, либо дополнить их новым материалом, скажем практическими заданиями (текстами для анализа).

Второй дискуссионный вопрос заключается в активном использовании научной лексики. Сложные для восприятия неподготовленного читателя термины встречаются практически в каждом разделе методического пособия («полидискурсное образование», «полиинтенциональное образование» - С. 4; «воздействующая интенция» - С. 8 и т.д.). Для упрощения работы с текстом было бы целесообразно добавить глоссарий, где будет дано толкование наиболее сложным понятиям, используемым в пособии.

Третий аспект, требующий дополнительного внимания, связан с необходимостью сделать перевод на русский язык отрывков текста, которые приведены на английском. Это, скажем, характерно для таблицы, представленной на С. 28.

Несмотря на высказанные замечания, следует заключить, что методическое пособие Т. Ю. Редькиной «Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения» соответствует структуре и содержанию аналогичной дисциплины, которая читается студентам Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. С учетом высказанных замечаний данное пособие может быть рекомендовано к печати и для использования в учебном процессе.

Кандидат политических наук,
доцент кафедры международной журналистики СПбГУ Быков А.Ю.
18 декабря 2012 г

Пособие рекомендовано к печати и использованию в учебном процессе.

3.    О рецензировании учебно-методического пособия Г. С. Мельник, К. Е. Виноградовой, Р. П. Лисеева

Пособие подготовлено на кафедре периодической печати. Рецензенты по кафедре – Т. В. Ляшенко, А. Н. Гришанина. Рецензент от учебно-методической комиссии – Ю. В. Клюев.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие Г. С. Мельник, К. Е. Виноградовой, Р. П. Лисеева «Основы творческой деятельности журналиста (конспект лекций и практикум)»

Учебно-методическое пособие «Основы творческой деятельности журналиста (конспект лекций и практикум)» является закономерным продолжением системной методической и учебной работы, проводимой на кафедре периодической печати. В предыдущие годы на названной кафедре были успешно разработаны и опубликованы аналогичные работы (Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков, А. Н. Тепляшина).

Представленная книга раскрывает базовые структурные, типологические и жанровые характеристики журналистской профессии, знакомит студентов с проблематикой и особенностями публикаций современной прессы, содержит практические задания и контрольные вопросы для проверки знаний. Рецензируемая работа обеспечивает основу для преподавания лекционных и практических занятий по учебной дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» на первом курсе бакалавриата, является хорошим подспорьем и своеобразным «навигатором» в сфере профессиональной подготовки будущего журналиста. Композиционно работа включает конспект лекций, практикум, список литературы, приложение и глоссарий.

К достоинствам пособия можно отнести подробный план и структуру лекционных и практических заданий, словарь (глоссарий) профессиональных терминов. Важными для обучения студентов представляются выдержки-мнения о задачах и функциях журналистики ее практиков – работников печатных СМИ. Согласно современным направлениям методической работы пособие содержит необходимый блок тестовых заданий.

Работа написана на основе тщательного исследования большого массива эмпирического материала, с корректным использованием публикаций российских журналистов. Неотъемлемой частью пособия является энциклопедически выверенный глоссарий, который составлен с учетом содержания учебной дисциплины. Он раскрывает значение журналистских терминов, дает пояснения исторических и современных реалий.

Значимость практикума заключается в ясном и емком изложении содержания предмета, творческо-технологических алгоритмах подготовки журналистских текстов. Немаловажно, что в пособии даны актуальные примеры журналистской практики. В целом авторы успешно исследовали и описали современные подходы к анализу базовых понятий и концепций творческой деятельности журналиста.

Методический уровень материала адаптирован к современным образовательным технологиям – пособие написано с учетом методических рекомендаций и заданий по смежной профильной учебной дисциплине - «Выпуску учебной газеты».

В целом авторами учебно-методического пособия соблюдены основные требования, предъявляемые к работам такого вида. Собран и проанализирован достаточный объем материала, основные положения теории и практики последовательно и логично организованы, написаны понятным и доступным для понимания студентов языком. Стилистика пособия носит одновременно научный и познавательный характер, что соответствует современной практике обучения студентов бакалавриата по направлению «Журналистика».

Учебно-методическое пособие на требуемом уровне раскрывает содержание дисциплины, включает необходимые для ее усвоения учебные темы и задания, методические рекомендации, список основной и дополнительной литературы, планы занятий, глоссарий и тесты.

Отдельные замечания носят дополнительный характер и не умаляют достоинств работы.

1.    В текст пособия необходимо добавить краткую прикнижную аннотацию.

2.    Еще раз вычитать текст и составить примерно равное количество вопросов по каждому разделу пособия.

Указанные рекомендации не снижают достоинств и положительных свойств текста. Завершая рецензирование, можно утверждать, что в теоретических и методических положениях учебно-методическое пособие Мельник Галины Сергеевны, Виноградовой Ксении Евгеньевны, Лисеева Романа Петровича «Основы творческой деятельности журналиста (конспект лекций и практикум)» соответствует предъявляемым к подобным работам требованиям и может быть рекомендовано для публикации.

Официальный рецензент от учебно-методической комиссии 

кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики

Факультета журналистики Высшей школы журналистики

и массовых коммуникаций СПбГУ Клюев Ю. В.

14 декабря 2012 г.

Пособие рекомендовано к печати и использованию в учебном процессе.

4.    О рецензировании рабочих программ учебных дисциплин

О рецензировании программ по кафедре ИЖ (Ю. Б. Балашова): всего по кафедре истории журналистики требовалось подготовить 14 рабочих программ по профилю магистратуры и 1 рабочую программу по профилю бакалавриата.

Подготовлены 4 новые рабочие программы: «История цензуры в России XVIII – ХХ вв.» (Е. С. Сонина), «Медиакритика: история, теория, практика» (Ю. Б. Балашова), «Творческие студии» (Т. С. Царькова), «История СМИ» для бакалавриата (О. С. Кругликова).

Обновлено 8 рабочих программ: «Историческая периодика: традиции и современность» (С. Н. Ущиповский), «Российская история в СМИ» (С. Н. Ущиповский), «История как наука» (А. Н. Кашеваров), «Русская историческая публицистика: мастера и формы» (А. Н. Кашеваров), «Журналистика и церковь: история и современность» (А. Н. Кашеваров), «Историческая журналистика русского зарубежья» (В. В. Перхин), «Мифологизация журналистики: её эволюция и технология» (Г. В. Жирков), «История русской публицистики XVIII–ХХ вв.: мастера и формы» (Т. С. Царькова).

В доработке находится 1 рабочая программа: «Актуальные проблемы истории массовых коммуникаций» (О. С. Кругликова).

Не представлены 2 рабочие программы: «Становление русской массовой газеты как типа издания» (Е. С. Сонина), «Актуальные проблемы истории журналистики» (Г. В. Жирков).

О рецензировании программ по кафедре МИТ (А. В. Якунин): всего по кафедре утверждены 5 программ для бакалавриата и 3 программы по магистратуре.

    В ноябре обновлены 2 программы для бакалавриата: «Основы визуальной журналистики» (А. И. Беленький; В. А. Никитин), «Творческий практикум» (О. Ю. Привалова) и 1 программа для магистратуры: «Визуальная журналистика: изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе» (В. А. Никитин). Подготовлены 3 новых программы для бакалавриата: «Профессионально-творческие студии 1» (С. Я. Максимишин), «Профессионально-творческие студии 2» (А. В. Якунин), «Теория и практика массовой коммуникации» (О. Ю. Привалова, В. Д. Бертельс, Н. Н. Подшивалова) и 2 программы для магистратуры: «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях» (С. С. Бодрунова), «Компьютерные технологии в журналистике и массовых коммуникациях» (А. В. Якунин, Е. В. Осадчая).

5.    Об экспертизе учебного плана по профилю магистратуры «Медиадизайн»

Рецензентом выступила А. Н. Тепляшина, подтвердившая соответствие данного учебного плана всем нормативным требованиям. Замечания технические и не имеют принципиального характера.

6.    О готовности аннотаций спецкурсов и спецсеминаров для студентов очной и очно-заочной форм обучения и о подготовке приложения № 2 к учебным планам

Подготовлено 26 аннотаций спецкурсов и 39 аннотаций спецсеминаров.

Комментарий к Приложению к учебным планам № 2 и вопросы для рассмотрения и утверждения ученым советом факультета журналистики ВШЖиМК 25.12.2012.

Сравнительный анализ количества заявок, поданных кафедрами в 2011 и 2012 годах:

ИЖ = 3 + 6 / 3 + 6 (количество заявок не изменилось);

МИТ = 2 + 6 / 1 + 6 (лекционные дисциплины – меньше на одну);

МЖ = 3 + 5 / 5 + 4 (лекционные дисциплины – больше на 2, спецсеминары – меньше на 1);

ПП = 2 + 3 / 2 + 3 (количество заявок не изменилось);

РК = 3 + 5 / 6 + 7 (спецкурсы – больше на 3, спецсеминары – больше на 2);

ТЖиМК = 3 + 4 / 3 + 6 (спецкурсы – не увеличились, спецсеминары – больше на 2);

ТРЖ = 2 + 4 / 7 + 7 (спецкурсы – больше на 5, спецсеминары – больше на 3).

Получается, что по-настоящему воспользовались новыми возможностями только две кафедры – ТЖиМК и РК.

Оставшийся нерешенным вопрос. Кафедра медиадизайна и информационных технологий просила внести изменения в решение ученого совета: 1) разрешить вести спецдисциплину (СК_очно-заочная_4_Мультимедиа-дизайн) нештатному преподавателю Т. В. Ляшенко (СПбГУКИ, декан факультета информационных технологий) – аннотация не представлена; 2) разрешить вести две лекционных дисциплины штатному преподавателю А. В. Якунину (СК_очная_3_Веб-дизайн_usability и КВ_маг_Семиотика СМИ_Якунин). Учебно-методическая комиссия просьбу кафедры не поддержала (голосование: за – 2, против – 5).

Заявленные спецкурсы и спецсеминары (по курсам и формам обучения):

Спецкурсы, очная форма, 3 курс, 8 СК

1.    Медиакратия и электронная демократия в странах Запада (Бодрунова С. С., МИТ)

2.    Журналистика Германии: стратегии успеха (Литвиненко А. А., МЖ)

3.    Эволюция российской рекламы (Сляднева О. В., ИЖ)

4.    Принципы работы современных информационных агентств (Павлушкина Н. А., ПП)

5.    Публичное выступление: коммуникативно-речевая специфика (Горячев А. А., РК)

6.    Социальная тележурналистика (Бережная М. А., ТРЖ)

7.    Телевизионный журналист в прямом эфире (Летуновский В. П., ТРЖ)

8.    Политический прогноз в журналистике (Сидоров В. А., ТЖиМК)

Спецкурсы, очная форма, 4 курс, 9 СК

1.    Политические традиции американской журналистики (Быков А. Ю., МЖ)

2.    Традиции российской научно-популярной журналистики (Громова Л. П., Балашова Ю. Б., ИЖ)

3.    История мировой и российской рекламы (Ущиповский С. Н., ИЖ)

4.    Конвергенция печатных и цифровых каналов (Нигматуллина К.Р., ПП)

5.    Идеологический дискурс в социокультурном контексте (Краснова Т.И., РК)

6.    Теория речевой деятельности СМИ (Коньков В.И., РК)

7.    Ведущий на радио и телевидении: проблемы мастерства (Почкай Е.П., ТРЖ)

8.    Драматургия экрана и сценарное мастерство тележурналиста (Пронин А.А., ТРЖ)

9.    Журналистика в условиях мультимедийности: от текста к гипертексту (Сметанина С. И., ТЖиМК)

Спецкурсы, очно-заочная форма, 3 курс, 4 СК

1.    Этические стандарты международной журналистики (Никонов С. Б., МЖ)

2.    Арт-журналистика: интенционально-стилистические особенности (Дускаева Л. Р., РК)

3.    Выразительные средства художественной телепублицистики: жанровые и стилистические особенности (Познин В.Ф., ТРЖ)

4.    История мировой культуры: журналистский контекст (Марьина Л. П., ТЖиМК)

Спецкурсы, очно-заочная форма, 4 курс, 4 СК

1.    Французская журналистика: современная национальная модель (Пую А. С., Данилова Ю. С., МЖ)

2.    Слоган как микротекст (Фещенко Л. Г., РК)

3.    Воздействующие возможности медиатекста: речевой аспект (Цветова Н. С., РК)

4.    Ленинградские-петербургские приоритеты в телерадиовещании (Осинский В. Г., ТРЖ)

Спецкурсы, очно-заочная форма, 5 курс, 2 СК

1.    Медийный дискурс международного политического конфликта (Лабуш Н. С., МЖ)

2.    Информационная политика телерадиоканалов (Клюев Ю. В., ТРЖ)

Спецсеминары, очная форма, 3 курс, 13 СС

1.    Фотография в современных СМИ (Беленький А. И., МИТ)

2.    Международные стандарты репортажа (Литвиненко А. А., МЖ)

3.    Русская консервативная публицистика XIX века (Кругликова О. С., ИЖ)

4.    300 лет российской рекламы: традиции, особенности, проблемы (Сляднева О. В., ИЖ)

5.    Аналитические методы работы в журналистике. Принципы анализа социально-экономических и политических процессов современного общества (Нигматуллина К. Р., ПП)

6.    Речевая оппозитивность в медиатекстах (Краснова Т. И., РК)

7.    Коммуникативные типы речи в СМИ и Интернете (Коньков В. И., РК)

8.    Фатическая интенция в медиаречи (Корнилова Н. А., РК)

9.    Электронные СМИ и политическая жизнь общества (Ильченко С. Н., ТРЖ)

10.    Познавательное телевидение (Почкай Е. П., ТРЖ)

11.    Журналистика «горячих точек» (Волковский Н. Л., ТЖиМК)

12.    Психология massmedia: приемы манипулирования (Гришанина А. Н., ТЖиМК)

13.    Культурная жизнь мегаполиса и ее отражение в СМИ (Марьина Л. П., ТЖиМК)

Спецсеминары, очная форма, 4 курс, 12 СС

1.    Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе (Никитин В. А., МИТ)

2.    Инфографика как часть мирового тренда визуализации: дизайн в СМИ и реклама (Привалова О. Ю., МИТ)

3.    Психоанализ и мировая медиаиндустрия (Байчик А. В., МЖ)

4.    Спортивная журналистика: история и современность (Алексеев К.А., ИЖ)

5.    Почвенническое и либеральное направления в публицистике 60-х-90-х гг. XX в. (Колодяжный И. В., ПП)

6.    Медиапсихология и психологическая культура журналиста (Мельник Г. С., ПП)

7.    Номинация в трэвел-медиатексте: основные закономерности (Редькина Т. Ю., РК)

8.    Речевая структура модульного текста в СМИ (Фещенко Л. Г., РК)

9.    Телевидение: практика реальной помощи (Бережная М. А., ТРЖ)

10.    Актуальные проблемы современного отечественного радиовещания (Клюев Ю. В., ТРЖ)

11.    Авторская аналитика отечественного телевидения и радио (Ковтун В. Г., ТРЖ)

12.    Политический анализ в журналистике (Сидоров В. А., ТЖиМК)

Спецсеминары, очно-заочная форма, 3 курс, 6 СС

1.    Качественная журналистика и современные медиаформаты (Бодрунова С. С. / Осадчая Е. В., МИТ)

2.    Современная фотография, особенности языка и стиля (Матвеев Ю. М., МИТ)

3.    Медиакарта Европы (Георгиева Е. С., МЖ)

4.    Историческая журналистика в России: прошлое и современность (Ущиповский С. Н., ИЖ)

5.    Межличностное и публичное общение: технологии речевого и коммуникативного воздействия (Горячев А. А., РК)

6.    Сценарное мастерство на телевидении (Пронин А. А., ТРЖ)

Спецсеминары, очно-заочная форма, 4 курс, 8 СС

1.    Цифровая фотография для СМИ: создание и обработка (Крылова Л. А., МИТ)

2.    Фриланс в журналистике (Бекуров Р. В., МЖ)

3.    Медиакритика: теория, история, практика (Балашова Ю. Б., ИЖ)

4.    Газета и аудитория: методы привлечения читателей в русской дореволюционной газете (Сонина Е. С., ИЖ)

5.    Заголовочный комплекс медиатекста как средство оптимизации восприятия (Прохорова К. В., РК)

6.    Изобразительное решение аудиовизуального произведения (Познин В. Ф., ТРЖ)

7.    Культурная жизнь общества: журналистский анализ (Воскресенская М. А., ТЖиМК)

8.    Парламентская журналистика (Колодиев Н. Н., ТЖиМК)

7.    О магистерской программе Russian Media Studies

С. С. Бодрунова, зав. каф. медиадизайна и информационных технологий, в первый раз знакомила членов учебно-методической комиссии с новой магистерской программой и новым подходом к формированию магистерских программ еще на заседании 27.11.12, но тогда было отмечено, что вопрос не проработан, члены комиссии не смогли заранее познакомиться с содержанием основных документов, поэтому рассмотрение вопроса было перенесено на заседание в декабре.

На обсуждение учебно-методической комиссии факультета журналистики вынесены следующие вопросы: 1) О включении в перечень профилей магистратуры по направлению «Журналистика» (практико-ориентированная модель) профилей Global Communication and International Journalism и Russian Media Studies (учебный план подготовлен, рецензент – А. Н. Тепляшина); 2) Обоснование разработки набора компетенций академически-ориентированного направления магистерской программы «Журналистика»; 3) компетенции для академической магистратуры (разработка С. С. Бодруновой); 4) Приложение № 1 по направлению подготовки 031300 Журналистика к Образовательному стандарту Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «Магистратура» (академически-ориентированная модель магистратуры) и Приложение № 2 по направлению подготовки 031300 Журналистика к Образовательному стандарту Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «Магистратура» (практико-ориентированная модель магистратуры).

Обоснование предложений по магистерским программам, подготовленное С. С. Бодруновой, приводим полностью:

Общие положения: Разработка новой версии академически-ориентированного направления магистерской программы «Журналистика» была спровоцирована несколькими факторами.

Во-первых, это финансовая и организационная неэффективность магистерских профилей на факультете в течение последних лет, когда разросшийся перечень профилей, по сути, спонсировался финансово устойчивым бакалавриатом, не оставляя факультету возможности распоряжаться заработанными средствами в целях собственного развития. Это повлекло за собой необходимость урезать число объявляемых профилей магистратуры в 2013 году, а в будущем, вероятно, приведет к полной трансформации магистратуры на факультете.

Во-вторых, это имиджевые потери факультета от некоторых неэффективных в преподавательском отношении магистерских программ.

В-третьих, это некоторое несоответствие между заявленной академической ориентацией магистратуры и перечнем компетенций, а также перечнем профилей магистратуры, в основном (хотя и не всегда) направленных на освоение практики журналистики, а не исследовательскую деятельность.

В-четвертых, это выход магистратуры факультета на международный уровень: 1 февраля 2013 года планируется объявить набор сразу на два профиля магистратуры на английском языке. Это профиль «Глобальная коммуникация и международная журналистика» (совместный проект со Свободным университетом Берлина) и профиль «СМИ России и их изучение» (или, в английской версии, «Российские медиаисследования» - «Russian Media Studies»).

В Приложение к стандарту СПбГУ по магистратуре «Журналистика» сегодня включены два фактора, задающих рамки структуры учебного плана и общую идеологию программы. Это 1) формальные критерии оценки программы; 2) компетенции магистратуры по направлению.

Опыт разработки двух англоязычных профилей магистратуры показал, что существующий на 2012 год перечень компетенций все еще не является достаточно гибким для того, чтобы работать над совместными проектами с вузами Болонской системы. Некоторые из компетенций, вероятно, ориентированы на отдельные дисциплины, иногда оторваны от деонтологических реалий западных медиасистем («умеет осуществлять информационные и пропагандистские кампании и мероприятия»), их перечень пугающе велик, и при этом некоторые компетенции практически перекрывают друг друга (ПК-3 и ПК-14), и т.д. Попытка соединить запрос на нововведения в магистратуре, опыт иностранных студентов из Европы и США, требования зарубежных вузов – потенциальных партнеров и существующий перечень компетенций была бы почти удачной, если бы предполагала наличие только одного профиля англоязычной магистратуры на факультете. Однако как только возникнет новая идея магистратуры на английском языке на началах партнерства, мы снова столкнемся с проблемой сизифова труда – покрыть все компетенции, часто непонятные иностранным вузам.

В связи с вышеизложенным разработчики учебных планов англоязычной магистратуры попытались найти путь, чтобы вывести профили на английском языке из-под «зонтика» нынешних компетенций и, по совету Управления образовательных программ СПбГУ, сформировать новый перечень компетенций для работы с такими профилями. Такая возможность существует.

Академически-ориентированная магистратура – не единственная возможность развивать преподавание второй ступени обучения; есть также возможность открыть практико-ориентированную и педагогически-ориентированную магистратуру.

В связи с тем, что было сказано о частичном несоответствии академического профиля и де-факто большей практической ориентации магистерских профилей на факультете, рабочей группой было принято решение:

1)    перевести существующий перечень компетенций в практико-ориентированную плоскость, не меняя в нем существенно ничего, чтобы сохранить уже разработанные профили магистратуры, - создав, таким образом, новое направление магистратуры на факультете;

2)    полностью обновить в части компетенций академически-ориентированное Приложение к стандарту СПбГУ, закрепив в нем по-настоящему исследовательский профиль обучения и возможность работы с иностранными партнерами и студентами.

Таким образом, в учебно-методическую комиссию факультета представляются для рассмотрения: Проект №1 академически-ориентированной магистратуры по направлению «Журналистика» (обновленный); Проект №2 практико-ориентированной магистратуры по направлению «Журналистика» (новый, но с прежним перечнем компетенций); пример учебного плана («Российские медиаисследования») с полным перечнем компетенций (ОКМ, ОК, ПК, КП) – базовая и вариативная часть.

Концептуальная ориентация компетенций: основными концептуальными ограничителями при формировании нового перечня академически-ориентированных компетенций по направлению «Журналистика» стали следующие факторы:

1)    соответствие уровня предлагаемых компетенций уровню федерального стандарта для магистратуры «Журналистика»;

2)    ориентация на международный статус профилей магистратуры, реализуемой по данному перечню компетенций;

3)    ориентация на реальную исследовательскую ориентацию в реализации профилей по данному Приложению.

В силу этого перечень компетенций обладает несколькими чертами, существенно отличающими его от перечня практико-ориентированных компетенций, почти полностью коррелирующих с федеральным стандартом. Это следующие черты:

1.    Доминирование компетенций базовой части (ОК) над компетенциями профессионализации (ПК) в числовом измерении.

2.    Наличие отчетливого дуализма компетенций ОК в силу де-факто двойной (практической и исследовательской) ориентации магистратуры по журналистике в целом.

3.    Новый принцип формирования общекультурных компетенций (ОК).

4.    Новый принцип формирования профессиональных компетенций (ПК).

В понимание общекультурных компетенций заложено не только стремление дать фундаментальные знания, но и (в некоторых случаях) стремление дать ознакомительную перспективу с дальнейшим углублением в предмет в вариативной части.

Компетенции ОК (всего 15) состоят из трех кластеров: журналистски-ориентированные (7), исследовательские (7) и педагогические (1). Весьма важным представляется, что разработчики отошли от принципа формирования общекультурных компетенций как оторванных от журналистики и медианауки («готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе»).

Разработчики считают, что:

1)    достаточный уровень общей ориентации на общие компетенции уровня магистратуры обеспечивается описанием перечня компетенций ОКМ («общие компетенции магистратуры»); если их недостаточно, их перечень можно расширить;

2)    компетенции ОК, не ориентированные на журналистику как сферу деятельности, часто нельзя проверить в условиях факультетского преподавания (ОК-4, ОК-8, ОК-15 и др.); они сформулированы размыто, нет дисциплин, отвечающих за их воплощение. Хотя мы против ориентации «одна компетенция – один предмет», но все же оставлять большой перечень компетенций «висеть в воздухе» без всякого обеспечения представляется еще менее разумным;

3)    «флюс» базовых дисциплин, покрывающих ОК-компетенции сегодня, мешает развитию собственно профилизации студента, отнимая время на освоение уже известного (напр., предмет «Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях») и не давая возможности «вырастить» профессионала/исследователя путем длительных тренингов или проектов, на которые нужно больше времени в учебном плане.

В силу всего этого в круг ОК вошли компетенции, формирующие не просто культуру, а культуру профессиональную – журналистскую и исследовательскую культуру восприятия мира и работы в индустрии. Профессиональная культура понята здесь широко: она включает осознание теоретического и практического.

Этот принцип может быть назван принципом «направлений индивидуализации». Их сформулировано только четыре, однако

1)    профессиональные компетенции: широкие, дают возможность встраивать любой профиль и обозначают четыре наиболее значимых, с точки зрения СПбГУ, компонента обучения профессиональной журналистике для медиаисследователя;

2)    предложить это на общероссийский уровень.

Соответствие общероссийскому стандарту (сравнение с практико-ориентированным направлением магистратуры «Журналистика»).

Члены учебно-методической комиссии проголосовали за то, чтобы выйти с озвученными предложениями на ученый совет факультета журналистики (за – 5, против – 1, воздержался – 1).

8.    О рабочей программе учебной дисциплины «История Санкт-Петербургского университета» (КВ, факультатив)

Коллеги с исторического факультета университета разработали курс «История Санкт-Петербургского университета». Программа курса охватывает все этапы развития университета – с эпохи «академического университета» до начала XXI века. Настоящий учебный курс разработан на обширной источниковой и исследовательской базе на основе результатов многолетней научной работы по различным аспектам истории университета, которая ведется сотрудниками исторического факультета и музейного комплекса СПбГУ.

Учитывая, что история университета – тема важная и интересная не только для студентов-историков, но и студентов иных специальностей, исторический факультет предлагает и готов обеспечить чтение курса «История Санкт-Петербургского университета» для студентов любых форм обучения и разных образовательных программ.

Курс предусматривает знакомство с памятными местами университета, музеями СПбГУ.

В кадровом отношении курс обеспечен высокопрофессиональными преподавателями. Разработчики готовы учесть специфику истории конкретного факультета и отраслей науки. Объем аудиторной нагрузки может быть адаптирован под потребности факультета / образовательной программы, в том числе как элективный курс, семестровый (годовой), объемом от 16 до 64 аудиторных часов.

Программа курса по истории СПбГУ была одобрена Постоянной комиссией по учебной работе ученого совета СПбГУ.

Обсудив это вопрос, учебно-методическая комиссия отметила, что традиционно на факультете журналистики тематический модуль по истории университета и факультета входил в программу дисциплины «Введение в специальность», поэтому, выразив благодарность коллегам за интересный материал, пока от включения новой дисциплины в учебный план решили отказаться, сохранив традиционный принцип знакомства первокурсников с университетом.

Председатель учебно-методической комиссии факультета журналистики ВШЖиМК Л. Г. Фещенко | 18 декабря 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль