Отчет о заседании 27 ноября 2012 года

Отчет о заседании 27 ноября 2012 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), К. И. Григорьева (секретарь комиссии), А. Н. Марченко

О текущей работе методкомиссии (с 24 октября по 27 ноября)

1)    Статистика просмотров отчета о работе учебно-методической комиссии ФЖ – 188 просмотров (22.11.12).

2)    Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена и регламент его проведения на сайте

Оформлена страница на сайте ВШЖиМК (http://jf.spbu.ru/tema/211-3960.html), которую посмотрели уже 1208 раз.

3)    О новой концепции специальных дисциплин на факультете журналистики

Ученому совету факультета журналистики ВШЖиМК представлена подготовленная учебно-методической комиссией и рекомендованная к утверждению концепция спецдисциплин.

По результатам обсуждения на ученом совете подготовлена окончательная редакция документа «Об изменении практики записи на спецдисциплины и изменении подхода к формированию системы квот».

График реализации предложенной концепции:

26.10.12–27.11.12 – подготовка аннотаций и рабочих программ учебных дисциплин спецкурсов и спецсеминаров для заочной формы обучения, дисциплин по выбору для очно-заочной и заочной форм обучения (ОПД) и дисциплин направления магистратуры (ДНМ-1 и ДНМ-2);

27.11.12 – рецензирование программ спецдисциплин в учебно-методической комиссии и создание Приложения № 1 к учебному плану;

27.11.12–11.12.12 – подготовка аннотаций спецкурсов и спецсеминаров для очной и очно-заочной форм обучения;

11.12.12–27.12.12 – подготовка Приложения № 2 к учебному плану и техническая работа с аннотациями для размещения на сайте;

27.12.10 – утверждение Приложения № 2 к учебному плану на заседании ученого совета;

10.01.13 – размещение аннотаций спецдисциплин на сайте ВШЖиМК, информирование студентов о начале подготовки к записи на спецдисциплины (информация размещается на сайте и информационных стендах);

10.02.12–25.02.12 – запись студентов на спецкурсы и спецсеминары (очная и очно-заочная формы обучения). Запись осуществляется на сайте.

Новый регламент аннотации спецдисциплин приведен в соответствие с Правилами обучения в СПбГУ (наличие критериев оценки во всех методических материалах обязательно) и учитывает опыт прошлого года. Документ размещен на сайте - jf.spbu.ru/about/2225.html

Отвечая на вопросы коллег, учебно-методическая комиссия уточняет: по структуре аннотация спецдисциплины и УММ очень похожи, но УММ делается для базовых дисциплин (включая профессиональные), а аннотация – для спецдисциплин, что предполагает элемент рекламности во введении и строгое соблюдение требований по объему.

Принцип квотирования сохраняется для спецкурсов и спецсеминаров заочной формы, дисциплин по выбору (ОПД) и дисциплин направления магистратуры (ДНМ-1 и ДНМ-2).

Базовые принципы сохраняются: штатные преподаватели, имеющие ученую степень и публикации по теме СК и КВ, объявляют не более одной лекционной спецдисциплины; спецсеминары – не более одного на штатного преподавателя (наличие ученой степени не обязательно).

Итого!

Январь–февраль – аннотации размещаются на сайте для ознакомления и предварительного выбора.

Аннотации ОПД и ДНМ тоже размещаются на сайте, но выбор обусловлен предложениями кафедр, записью управляет учебный отдел, студенты только знакомятся с аннотациями, заменяющими УММ.

Возможность конкурентного отбора распространяется только на спецкурсы и спецсеминары и только для обучающихся на очной и очно-заочной формах обучения.

По наполнении списка (10-15 – для СК, 7-10 – для СС) запись завершается, о чем на сайте размещается уведомление; аннотация несостоявшегося спецкурса или спецсеминара остается на сайте, но запись больше не ведется.

26 февраля – страница сайта закрывается на реконструкцию. Учебно-методическая комиссия проводит предварительный аудит информации (соблюдение квот, списки – повторы фамилий, соответствие фамилий записавшихся сведениям в деканате, подготовка сведений для деканата и под.). С 1 по 11 марта – перезапись в рамках оставшихся СК и СС.

4)    Открытые лекции

За текущие период семь преподавателей факультета журналистики провели открытые лекции:

Л. П. Громова (http://jf.spbu.ru/index/146-3978.html),

К. Р. Нигматуллина (http://jf.spbu.ru/index/146-3949.html),

О. С. Кругликова (http://jf.spbu.ru/index/146-3979.html),

В. Д. Бертельс – данная лекция инициирована кафедрой вне утвержденного в начале семестра плана по просьбе преподавателя, заинтересованного в завершении темы (http://jf.spbu.ru/index/146-4059.html),

А. Н. Гришанина (http://jf.spbu.ru/index/146-3938.html),

А. В. Якунин (http://jf.spbu.ru/index/146-3910.html),

Л. Г. Фещенко (http://jf.spbu.ru/index/146-4142.html).

Из собственно комментариев членов учебно-методической комиссии, присутствовавших на этих лекциях:

Ю. Б. Балашова: «В рамках Дней истории состоялись две открытые лекции: проф. Л. П. Громовой на тему «А. И. Герцен и становление русской эмигрантской прессы» и доц. О. С. Кругликовой с темой «Философия русского консерватизма в отечественной публицистике». Заявленные лекции были посвящены двум противоборствующим направлениям в истории русской журналистики: либеральному и консервативному.

Эмигрантская, неподцензурная пресса времён Герцена реализовывала либерально-демократический (иногда с элементами радикализма) подход как ответ на недостаток свобод, а также медленный ход «великих реформ» внутри страны. Студентам посчастливилось получить эксклюзивную информацию, которую нельзя найти в учебниках; у них появилась возможность подержать в руках редкие издания.

В советское время консервативное направление в истории журналистики трактовалось с оценочно-негативистских позиций; пришло время для их пересмотра. Лекция о консерватизме была интересна дискуссионностью предложенного подхода, что вводило студентов в атмосферу научного поиска. При спорности отдельных тезисов (однозначное отнесение тех или иных публицистов, как, например, В. В. Розанова, к консервативному лагерю), сложности обнаружить лишённую одиозности консервативную идею в современной публицистике, лекция произвела яркое впечатление. Представляется, что настало время и для того, чтобы выдвигать на конкурс педагогического мастерства СПбГУ именно такие лекции, не академичные в строгом смысле слова, но отвечающие современной «повестке дня».

И. Н. Блохин: «В основу структуры лекции О. С. Кругликовой положен хронологический принцип, использование которого оправдано взаимообусловленностью эволюции идеологии русского консерватизма и отечественной публицистики XIX века. Изложению темы предшествовал анализ и интерпретация явления консерватизма в контексте христианской религии, государственности и свойственной русскому национальному сознанию персонификации политической действительности. Лекция насыщена материалом, который заставляет размышлять над проблемами не только истории, но и современности. Этому способствует стройная система аргументации, например, при изложении целевых установок этнической и имперской разновидностей идеологии национализма. В лекции даны емкие и образные характеристики русских публицистов.

Одним из основных положений лекции А. В. Якунина является демонстрация взаимосвязи экономики веб-ресурса с психологией восприятия. Лектор поддерживает контакт с аудиторией, сопровождает изложение историческими примерами. В начале занятия анализируется литература по теме лекции, при этом источники распределяются по значимости для освоения студентами. Структура лекции обусловлена стадиями формирования понятия «usability», его технологическими и семиотическими аспектами. Отмечен приоритет отечественной науки в формировании usability, достижения сенсорной инженерии, технической эстетики, инженерной психологии и эргономики. Изложение теорий и концепций сопровождается критическим анализом, в частности, проблем определения объекта usability, моделей поведения пользователя, семиотических аспектов usability».

Л. Г. Фещенко: «А. Н. Гришаниной для открытой лекции была выбрана сложная и неблагодарная тема – по педагогике. Но преподаватель нашел интересное методическое решение – до лекции было проведено анкетирование, материалы которого позволили сделать материал более приближенным к аудитории.

В. Д. Бертельс провел дополнительную лекцию, чтобы завершить начатый разговор. Автору присущи особый юмор, проявляющийся в ироничных комментариях, и явная увлеченность своим предметом. Лекция была насыщена отсылками к классическим работам, с которыми надо познакомиться специализирующимся по кафедре медиадизайна.

А. В. Якунин предложил мастерски выстроенную, строго академическую лекцию по новейшему материалу. Темпоритм лекции, диалог с аудиторией, убедительная аргументация, стиль презентации заслуживают похвалы.

Лекция Л. П. Громовой показала, что традиционные методические приемы – активная работа с доской (материал подготовлен заранее, использовано все пространство доски, сделаны цветовые акценты), раздаточный материал (фотографии, журналы) – не противоречат эпохе Интернета и даже стилистически более соответствуют характеру материала (потрогать руками историю). Поэтому у лектора было время задать аудитории вопросы, провести политические аналогии и сопроводить их короткими комментариями – уже о современности, рассказать о личном опыте (важный этап формирования этоса ритора).

К. Р. Нигматуллина продемонстрировала мастерское владение методикой работы в аудитории: яркое, интригующее начало; неожиданная и смелая актуализация базовых документов (Устав СПбГУ, Государственный образовательный стандарт – компетенции, формируемые на данном занятии); точная и корректная работа с дефинициями; постоянно обозначаемые межпредметные связи; апелляция к собственным профессиональным кейсам; много полезных для учебы и профессиональной работы ссылок.

Лекция О. С. Кругликовой напоминала лучшие программы из телевизионного проекта «Академия» - так же страстно, искренне, интонационно убедительно, на широкой исторической платформе, при этом полемично и неожиданно. Отметим также высокую культуру презентаций (структура слайда, иллюстрации, шрифты, схемы), хорошее владение собой, активный контакт с аудиторией (взгляды, жесты, вопросы), ориентированность в подаче материала на потребности специалистов по связям с общественностью.»

Ольга Сергеевна Кругликова выдвинута факультетом журналистики ВШЖиМК на конкурс на соискание премий СПбГУ «За педагогическое мастерство» (http://spbu.ru/konkursy/17654-ob-ob-vlenii-konkursa-na-soiskanie-premij-spbgu-za-pedagogicheskoe-masterstvo-v-2012-godu).

5)    О встрече со студентами 4 курса очной формы обучения 28.11.2012

Встреча была организована по просьбе студентов. Студенты просили сбалансировать нагрузку в 7 семестре, когда текущие задания по предметам «Социология журналистики», «Регионоведение», «Экономика и менеджмент СМИ», «Психология журналистики» совпадают по времени с написанием курсовой работы в спецсеминаре и работой над дипломом. Еще студентов интересовал характер и объем учебной нагрузки в 8, выпускном семестре.

На встрече присутствовали Л. П. Громова, Н. Н. Никифорова, А. Н. Тепляшина, Л. Г. Фещенко.

Анализ УММ показал, что задания и требования соответствуют программе каждой дисциплины (УММ по «Регионоведению» на сайте нет).

В качестве рекомендации было уточнено, что, выбирая спецсеминар и тему диплома, стоит учитывать, что работа над курсовой и дипломом идет одновременно, но усилия можно оптимизировать продуманным выбором первого и второго.

В ответ на просьбу студентов подробнее рассказать о новой, письменной форме сдачи государственного экзамена было решено провести в феврале пробный экзамен в формате деловой игры с анализом полученных результатов. Подобная форма была апробирована при разработке положения о профессиональном досье.

Такой была жизнь учебно-методической комиссии факультета журналистики ВШЖиМК между двумя заседаниями – то есть в период с 23 октября по 27 ноября 2012 года.

Повестка дня

1.    О преподавании курса «Введение в специальность» - обмен опытом.

Открытые лекции позволили увидеть, как по-разному и интересно коллеги строят свои курсы, прежде всего «Введение в специальность», поэтому на заседание были приглашены А. А. Литвиненко и К. Р. Нигматуллина. Очевидно также, что методические семинары не оправдывают себя как форма, поэтому учебно-методическая комиссия пробует другие варианты – такие, как обсуждение важных вопросов в рамках заседания комиссии. Например, отчеты о заседании просматривает намного больше людей, чем приходит на методсеминары (последний отчет – 163 просмотра).

К. Р. Нигматуллина рассказала о концепции курса (Введение в специальность, очно-заочная форма, журналистика), положительном опыте, трудностях, спорных вопросах.

А. А. Литвиненко (очная форма, международная журналистика) придет к нам в гости в декабре и поделится своим опытом.

2.    О приложении № 1 к учебным планам, готовности программ и аннотаций СК и СС (заочная форма обучения), а также курсов по выбору (ОПД и ДНМ).

Почти все кафедры подготовили аннотации и программы дисциплин, за исключением ТРЖ и ПП.

В Приложение № 1 входят дисциплины, которые обязательно состоятся, к тому же там заочники. Поэтому было бы очень правильно разместить на сайте аннотации по КВ и заочной форме обучения сразу после утверждения Приложения № 1 на ученом совете 6 декабря.

3.    Анализ тем магистерских диссертаций (2 курс)

Готовили вопрос для ученого совета Ю. Б. Балашова и А. Ю. Быков.

Коллеги собрали необходимую информацию и систематизировали ее. Документ подготовлен для передачи на рассмотрение и утверждение ученым советом факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ.

ТЕМЫ МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ магистрантов второго курса для утверждения на ученом совете

ФИО – Тема окончательная / Тема, утвержденная при поступлении в магистратуру – Научный руководитель

История русской журналистики (4 магистранта)

1.    Афанасьев Юрий Алексеевич – Публицистика Льва Шестова 1895 – 1910-х годов: проблема свободы – Ущиповский Сергей Николаевич, канд. филол. наук, доц.

2.    Баранюк Юрий Владимирович – Информационно-аналитический телеэфир Петербурга конца 1990-х – начала 2000-х годов – Ущиповский Сергей Николаевич, канд. филол. наук, доц.

3.    Маркина Екатерина Сергеевна – Информационное противостояние в печати периода Великой Отечественной войны на оккупированной территории Белоруссии – Кругликова Ольга Сергеевна, канд. филол. наук, доц.

4.    Шаркова Арина Владимировна – Типология лагерных изданий 1920 – 1930-х годов – Жирков Геннадий Васильевич, докт. филол. наук, проф.

Международная журналистика (9 магистрантов)

1.    Белинская Марианна Алексеевна – Отражение позиции государств-акторов сирийского конфликта ведущими зарубежными информационными агентствами / Освещение избирательных кампаний на американском телевидении (н.рук – А. Ю. Быков) – Михайлов Сергей Анатольевич, докт. полит. наук, проф.

2.    Зенова Лина Владимировна – Медиатизация российско-польских отношений: историческая ретроспектива и современность / Эмоционально-окрашенная лексика в американских общественно-политических журналах (н.рук – А. Ф. Тузова) – Лабуш Николай Сергеевич, докт. полит. наук, проф.

3.    Китова Полина Александровна – Образ политического лидера в сатирической прессе Франции (на примере газеты “Le Canard Echaíné”) – Пую Анатолий Степанович, докт. социол. наук, проф.

4.    Пискун Галина Андреевна – Феминизация прессы Великобритании и ее влияние на качество контента / Национальные особенности медиаконвергенции (на примере Великобритании и Норвегии) – Байчик Анна Витальевна, канд. полит. наук, доц.

5.    Потехина Маргарита Валерьевна – Стратегии американских медиакорпораций в условиях мирового экономического кризиса – Байчик Анна Витальевна, канд. полит. наук, доц.

6.    Райская Виктория Владимировна – Освещение предвыборной кампании 2012 года в США (на примере телеканала Fox News) / Интерактивные технологии на современном телевидении» на «Освещение предвыборной кампании 2012 года в США (на примере телеканала Fox News) – Литвиненко Анна Александровна, канд. филол. наук, доц.

7.    Румянцева Дарья Андреевна – Медиатизация проблемы ядерной безопасности в странах Западной Европы – Лабуш Николай Сергеевич, докт. полит. наук, проф.

8.    Цинь Яци – Детская журналистика в Китае – Михайлов Сергей Анатольевич, докт. полит. наук, проф.

9.    Ян Хуэй – Социальные сети и блогосфера как источник информации в России и КНР – Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент

Деловая журналистика и бизнес-коммуникации (8 магистрантов)

1.    Бурый Сергей Сергеевич – Корпоративные издания спортивных клубов: факторы формирования и развития – Тепляшина Алла Николаевна, докт. филол. наук, проф.

2.    Поляков Сергей Сергеевич – Продвижение делового издания на рынке СМИ – Мельник Галина Сергеевна, докт. полит. наук, проф.

3.    Прядун Алена Анатольевна – Рынок недвижимости в отражении деловых СМИ – Лисеев Роман Петрович, канд. филол. наук, доц.

4.    Рындина (Скляренко) Марина Константиновна – Проблемы малого бизнеса в отражении деловой прессы – Лисеев Роман Петрович, канд. филол. наук, доц.

5.    Сян Линцзы – Деловая пресса Китая в структуре глобальной бизнес-коммуникации – Нигматуллина Камилла Ренатовна, канд. полит. наук, ст. преподаватель

6.    Федорищев Алексей Иванович – Управление персоналом как эффективная модель развития деловых СМИ (к проблеме компаративистского анализа изданий «Деловой Петербург», «Ведомости-Петербург» и «Коммерсантъ-Санкт-Петербург») – Мисонжников Борис Яковлевич, докт. филол. наук, проф.

7.    Федоров Евгений Валерьевич – Работа с источниками информации в деловых печатных СМИ – Мельник Галина Сергеевна, докт. полит. наук, проф.

8.    Чуев Александр Александрович – Деловая российская пресса: концепция институционализации – Мисонжников Борис Яковлевич, докт. филол. наук, проф.

Связи с общественностью (11 магистрантов)

1.    Балахонская Юлия Витальевна – Архетипы и мифы в PR-коммуникации политических субъектов России и США (2011-2012 гг.) – Гавра Дмитрий Петрович, докт. соц. наук, проф.

2.    Богомолец Екатерина Борисовна – Метафорический образ американских вооруженных сил в прессе и новых медиа / Метафорические образы французских и американских вооруженных сил в прессе и новых медиа – Гавра Дмитрий Петрович, докт. соц. наук, проф.

3.    Бочарников Вадим Русланович – PR-технологии в брендинге социальных медиа – Быков Илья Анатольевич, канд. полит. наук, доц.

4.    Корнева Екатерина Владимировна – PR-сопровождение иностранной компании в условиях российского рынка (на примере компании «Ондулин») – Потолокова Мария Олеговна, докт. экон. наук, проф.

5.    Маринина Анастасия Олеговна – PR-обеспечение деятельности лидера во время кризиса – Шишкин Дмитрий Павлович, канд. соц. наук, доц.

6.    Печатина Елизавета Сергеевна – Формирование имиджа и репутации субъекта социально-культурной сферы – Шишкин Дмитрий Павлович, канд. соц. наук, доц.

7.    Пожидаев Андрей Владимирович – Веб-технологии в деятельности пресс-служб по формированию имиджа региона (на примере Нечерноземья) – Таранова Юлия Владимировна, канд. полит. наук, ст. преподаватель

8.    Синицына Эмилия Андреевна – Социальные медиа в PR-продвижении политических партий современной России (на примере выборов в Государственную Думу РФ 2011 года) – Быков Илья Анатольевич, канд. полит. наук, доц.

9.    Соколова Анастасия Михайловна – Личностный PR в социальных сетях – Коваленко Наталья Петровна, докт. психол. наук, проф.

10.    Титаренко Елизавета Евгеньевна – PR-сопровождение локализации брендов зарубежных автомобильных компаний в пространстве Web 2.0 / PR-сопровождение локализации брендов зарубежных автомобильных компаний в России – Гавра Дмитрий Петрович, докт. соц. наук, проф.

11.    Чемакина Екатерина Сергеевна – Корпоративные социальные медиа в управлении внутренними коммуникациями компаний – Коваленко Наталья Петровна, докт. псих. наук, проф.

Политическая журналистика (8 магистрантов)

1.    Бучельникова Валерия Александровна – Политэкономический анализ сотрудничества стран СНГ (по материалам СМИ России и Казахстана) – Колодиев Николай Николаевич, канд. соц. наук, доц.

2.    Васильева Мария Михайловна – Политическое прогнозирование в современной российской журналистике: методика и качество – Хубецова Залина Федоровна, канд. полит. наук, доц.

3.    Карягина Алла Михайловна – Общественно-политическое телевещание как фактор политической интеграции мегаполиса – Сметанина Светлана Ивановна, докт. филол. наук, проф.

4.    Копылова Наталья Александровна – Массово-информационное сопровождение избирательных кампаний: психология воздействия – Гришанина Анастасия Николаевна, канд. филол. наук, доц.

5.    Марченко Александр Николаевич – Медиасфера муниципального образования: структура, субъекты и условия функционирования – Корконосенко Сергей Григорьевич, докт. полит. наук, проф.

6.    Невский Жан-Александр Андреевич – Взаимодействие общественного мнения и журналистики в условиях военно-политического конфликта – Блохин Игорь Николаевич, докт. полит. наук, проф.

7.    Цубикс Людмила Вильгельмовна – Освещение президентской избирательной кампании в качественной прессе США – Быков Алексей Юрьевич, канд. полит. наук, доц.

8.    Ямщиков Константин Сергеевич – Управление и саморегулирование в медиасфере современного мегаполиса – Марьина Людмила Петровна, канд. соц. наук, доц.

Дизайн в средствах массовой информации (7 магистрантов)

1.    Баринов Артем Николаевич – Трансформация визуального облика журналов о компьютерных технологиях в условиях медиаконвергенции – Бодрунова Светлана Сергеевна, канд. полит. наук, доц.

2.    Пушкаш Александр Юрьевич – Визуальные факторы привлечения читателей Интернет СМИ Мегаполиса / Технологии привлечения читателей Интернет СМИ Мегаполиса – Бодрунова Светлана Сергеевна, канд. полит. наук, доц.

3.    Сергеев Андрей Владимирович – Фотоагентства на мировом рынке визуальной коммуникации / Фотоагентства - составная часть общемирового рынка визуальной информации – Никитин Владимир Анатольевич, канд. ист. наук, доц.

4.    Соколов Николай Дмитриевич – Эволюция визуальных средств выражения в экстремальной журналистике (на примере российских общественно-политических СМИ 2001-2013 гг.) / Освещение событий 11 сентября в СМИ – Никитин Владимир Анатольевич, канд. ист. наук, доц.

5.    Соколова Наталья Игоревна – Особенности развития внешнего облика современных региональных изданий Белоруссии / Особенности развития внешнего облика современных региональных изданий – Якунин Александр Васильевич, канд. филол. наук, доц.

6.    Фатеев Андрей Владимирович – Визуальное цитирование в оформлении и иллюстрировании современных печатных СМИ / Визуальное цитирование – один из приемов оформления и иллюстрирования современных печатных СМИ – Якунин Александр Васильевич, канд. филол. наук, доц.

7.    Шишкин Алексей Дмитриевич – Трансформация содержания фотопубликаций журнала «Огонёк» под влиянием социально-экономических изменений в СССР (1986-1991 гг.) / Изменение содержания и внешнего облика отечественных фотографических журналов как отражение социальных изменений в стране (1980-2010 гг.) – Никитин Владимир Анатольевич, канд. ист. наук, доц.

Спортивная журналистика (6 магистрантов)

1.    Богданова Анна Петровна – Проблемы освещения боевых искусств на телеэкране – Ильченко Сергей Николаевич, канд. искусствовед., доц.

2.    Жигач Анастасия Олеговна – Проблема освещения экстремальных видов спорта в практике современных СМИ – Алексеев Константин Александрович, канд. филол. наук, доц.

3.    Зайцева Маргарита Вячеславовна – Освещение командно-игровых видов спорта в современном радиовещании: жанровый аспект – Ковтун

4.    Валентин Гурьевич, канд. ист. наук, доц.

5.    Киямова Карина Эдуардовна – Политика и олимпийское движение: актуальный дискурс российских спортивных СМИ – Ильченко Сергей Николаевич, канд. искусствовед., доц.

6.    Машкова Ульяна Олеговна – Отражение психологических и медицинских аспектов спорта на телевидении – Бережная Марина Александровна, докт. филол. наук, проф.

7.    Самбулова Ксения Львовна – Дискурс насилия в спортивных СМИ: факторы, формы, эффекты – Блохин Игорь Николаевич, докт. полит. наук, проф.

Журналистика сферы досуга (7 магистрантов)

1.    Глушакова Анастасия Игоревна – Кинотекст в газетной и журнальной рецензии: особенности речевой репрезентации – Цветова Наталья Сергеевна, докт. филол. наук, проф.

2.    Гусарова Софья Владимировна – Русская фантастика: своеобразие журнальной репрезентации – Цветова Наталья Сергеевна, докт. филол. наук, проф.

3.    Дэжур Мария Алексеевна – Развертывание темы в журналистском тексте о моде – Фещенко Лариса Георгиевна, канд. филол. наук, доц.

4.    Левченко Ксения Александровна – Тревел-текст: выражение оценочности – Дускаева Лилия Рашидовна, докт. филол. наук, проф.

5.    Николаев Мирослав Николаевич – Журналистика хобби: коммуникативные стратегии и тактики – Дускаева Лилия Рашидовна, докт. филол. наук, проф.

6.    Ракова Кристина Викторовна – Речевое поведение телеведущего музыкальных программ: параметрическая модель – Васильева Виктория Владимировна, канд. филол. наук, доц.

7.    Чернова Ольга Александровна – Функционирование фразеологизмов в музыкальном медиатексте – Редькина Тамара Юрьевна, канд. филол. наук, доц.

4.    Рецензирование учебного пособия А. В. Якунина «Веб-дизайн и оформление электронных СМИ» (рецензент от кафедры – С. С. Бодрунова, внешний рецензент – Ю. В. Клюев, рецензент от учебно-методической комиссии – М. А. Бережная).

РЕЦЕНЗИЯ на учебно-методическое пособие А. В. Якунина «Веб-дизайн и оформление электронных СМИ»

Представленное на рецензию учебно-методическое пособие «Веб-дизайн и оформление электронных СМИ» является частью учебного и методического обеспечения одной из основных профильных дисциплин кафедры медиадизайна и информационных технологий «Теория и практика СМИ». Пособие содержит логично и доступно изложенный актуальный теоретический материал по данной дисциплине, снабженный контрольными вопросами к каждому параграфу, а также демонстрирует наполнение практических занятий с указанием заданий, последовательности работы и дополненное рекомендациями для преподавателей.

Автор описывает эволюцию визуального облика интернет-СМИ, знакомит читателей с эстетическими, коммуникативными, функциональными возможностями дизайна в электронной периодике. Привлекает прагматический вектор подачи материала, внимание автора к аспектам эффективности визуальной организации электронных СМИ, функциональному подходу к дизайну издания. В пособии подробно изложена эмпирически сложившаяся система принципов «юзабилити», ориентированных на максимально быстрое и эффективное взаимодействие с пользователем. (Гл. 1, параграф 2)

Функциональность является главной характеристикой и данного учебно-методического пособия. От изложения базовых подходов к коммуникации посредством дизайна автор переходит к принципам композиционно-графической модели издания. Материал представлен живо, структурно, наглядно, снабжен иллюстрациями.

Анализ визуальной составляющей Web-издания дается с учетом принципиально новых возможностей, привнесенных в массовую коммуникацию глобальной информационной сетью, а именно - мультимедийности, кроссплатформенности и интерактивности. Современные тенденции рассматриваются на конкретных примерах популярных порталов и интернет версий, причем на остро актуальном материале публичного дискурса, что подчеркивает функционально-практическую ориентированность пособия и нацеливает учащихся на самостоятельную оценку текущей практики.

Технологии проектирования электронных СМИ посвящена Глава 3, где автор демонстрирует модульную систему как основу верстки издания, знакомит с цифровой обработкой контента. Изложенные в предыдущих главах принципы функциональности, коммуникации, эстетики дизайна находят свое инструментальное воплощение в разработке конкретных форматов.

Методически грамотно разработан практический раздел пособия, в котором пошагово представлена работа над конкретными заданиями.

Из замечаний: отсутствует аннотации с указанием дисциплины, на которое ориентировано пособие, требований к уровню технической подготовки учащихся.

Учебно-методическое пособие отвечает необходимым содержательным и формальным требованиям и может быть рекомендовано к публикации. Особенно хочется отметить ясную, доступную манеру изложения и подачи сложного материала, его последовательность, логичность, аргументированность и наглядность, ориентированные не на презентацию знаний, а на формирование у студентов актуальных профессиональных компетенций в условиях новой информационно-технологической среды.

М.А. Бережная,
д. филол. н., доцент,
зав. каф. телерадиожурналистики ВШЖиМК СПбГУ

5.    Рецензирование учебного пособия А. И. Беленького «Практическая фотография» (рецензенты от кафедры – В. А. Никитин, Ю. Трубников, рецензент от учебно-методической комиссии – Л. Г. Фещенко).

РЕЦЕНЗИЯ на учебное пособие Александра Иосифовича Беленького «Практическая фотография»

По стилю предложенное издание более не учебное, а практическое пособие, написанное в легкой, непринужденной манере, что, наверное, даже хорошо – получился такой доверительный, при этом абсолютно профессиональный разговор с будущими фотографами, стилистически обеспеченный системой композиционных элементов – «Совет» и «Примечание». После разделов автором предложены системы вопросов и заданий. Иллюстрации снабжены комментариями, что методически тоже очень важно.

В качестве рекомендации сформулируем следующее. Несколько раз у автора был повод вскользь коснуться вопросов профессиональной этики (театральная съемка, Photoshop), - учитывая важность этих сюжетов в профессиональной работе журналистов-фотографов, считаем, что целесообразно остановиться на этих вопросах более подробно. Удачно инкрустированы в текст эпизоды из профессиональной практики автора, но этих фрагментов могло быть и больше, ведь очевидно, что автору есть о чем рассказать. Может, стоит хоть кратко обобщить сведения о профессиограммах (репортер, фотожурналист, бильдредактор, фотохудожник, дизайнер), ведь автор посвящает в тайны своей профессии начинающих. О структуре работы и оглавлении как структурно-композиционном элементе: наверное, автору надо подумать о возможности другой структуры текста, в котором есть технологические аспекты и жанрово-видовые; части пособия названы главами, но по объему, стилю они более соответствуют параграфам.

Несколько вопросов и замечаний:

1)    в прикнижной аннотации и введении все же стоит более четко определить аудиторию издания, его цель и место в методическом обеспечении;

2)    пособие нуждается в серьезной редакторской обработке: не оформлен титульный лист, нет прикнижной аннотации, оглавление также заслуживает внимания (например, элементы публицистического стиля в названиях параграфов и несогласованность заголовочного комплекса – «Замеряем свет», «Зачем мы снимаем», «Немного о психологии», «Снимаем дома», «Движение замораживаем», «Движением размываем», «Защити себя и камеру», «Держите камеру крепко», «К чему бы прислониться», «А где же автор?», «Снять как есть нельзя режиссировать», профессиональный жаргон – «Допуск к телу», «Стрит фото»; в учебной литературе принято называть раздел «Выводы», а не «Итоги»); также необходимо привести оформление списка литературы в соответствие с требования (библиографическое описание, алфавитный принцип); необходима и корректорская вычитка всего текста;

3)    рецензенту показалось нелогичным, не связанным с предыдущими рассуждениями автора примечание на с. 22; некоторое противоречие видится и в том, что «непростой и неоднозначный» вопрос о постановочной репортажной съемке в тексте решается как категорическое нет – в чем же тогда неоднозначность (с. 25), хотя автор вновь возвращается к этой теме позже (с. 73-74)

Несмотря на высказанные вопросы и замечания, считаем подготовленное пособие полезным для студентов-журналистов, и в доработанном виде рекомендуем для публикации и использования в методическом обеспечении учебных дисциплин.

Л. Г. Фещенко, доц.
27.11.12

6.    Рецензирование рабочих программ учебных дисциплин

Кафедра международной журналистики (А. Ю. Быков): Всего по кафедре международной журналистики необходимо было подготовить 14 рабочих программ: 9 по профилю магистратуры и 5 по профилю бакалавриата.

В октябре подготовлено 2 новых программы: «Авторская журналистика» (И. С. Тимченко), «Профессионально-творческие студии» (Е. С. Георгиева).

Обновлено 5 рабочих программ: «Глобальная информация: демократический опыт» (А. Ю. Быков), «Теория и практика международной журналистики» - магистратура (А. Ю. Быков), «Информация и международная безопасность» (Н. С. Лабуш), «История зарубежной журналистики» (А. Ю. Быков), «Международное гуманитарное право и СМИ» (Н. С. Лабуш).

В ноябре из находившихся в технической доработке 4 рабочих программы все доработаны и представлены на кафедру: «Правовые и геополитические проблемы деятельности СМИ» (С. Б. Никонов), «Современное международное иновещание» (Р. В. Бекуров), «Творческий практикум» (И. С. Тимченко), «Теория и практика международной журналистики» – бакалавриат (А. А. Литвиненко).

Обновлены 2 рабочие программы: «Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ» (С. Б. Никонов); «Экстремальные формы политики в журналистике» (Н. С. Лабуш).

Не представлена 1 рабочая программа: «Социокультурные аспекты информационного общества» (А. В. Байчик),

Кафедра речевой коммуникации (Л. Г. Фещенко): подготовлены и представлены на рецензирование программы следующих 6 дисциплин: В. И. Коньков «Стилистика журналистского текста», «Стилистика» (РиСО), «Речевая разработка темы в жанрах изданий разных типов», «Речевая практика СМИ»; Д. Е. Новокшонов «Творческие студии» (для 1 и 2 курса магистратуры).

7.    Предложения от кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций

Рецензирование программы дисциплины «Теория журналистики и массовых коммуникаций» и внесении изменений в образовательный стандарт (от кафедры – И. Н. Блохин, рецензент от учебно-методической комиссии – А. Н. Тепляшина).

Кафедра просит ученый совет факультета журналистики переименовать учебную дисциплину «Социология журналистики» в «Социологию журналистики и массовых коммуникаций» в связи с расширением профиля деятельности кафедры в результате реорганизации и преобразования из кафедры теории журналистики в кафедру теории журналистики и массовых коммуникаций. Программа дисциплины с новым названием подготовлена. Учебно-методическая комиссия просьбу поддержала.

8.    О переименовании магистерской программы (автор-разработчик – С. С. Бодрунова, рецензент от учебно-методической комиссии – А. Н. Тепляшина).

Обновленная в 2012 году магистерская программа по профилю «Дизайн в СМИ» предусматривает углубленное изучение технологий и практик современного дизайна для прессы, электронных и сетевых медиа – от исторических аспектов до новейших цифровых технологий. Программа имеет два основных фокуса: традиционный дизайн для печатной прессы и дизайн для новых медиа. Лучшие наработки школы СПбГУ (профилизация в сфере визуальной журналистики, анализ сочетания слова и изображения, знание полиграфических технологий, классическая типографика и др.) сочетаются с новыми дисциплинами, основанными на семиотике дизайна, компьютерных технологиях и живом опыте привлеченных преподавателей-практиков. Такая комбинация дисциплин свидетельствует о новом понимании медиадизайна на кафедре. Он должен сегодня пониматься как работа с информационной архитектурой и архитектоникой, смысловыми аспектами дизайна в традиционных и новейших медиа. Сходным пониманием кафедра руководствовалась при смене названия самой кафедры.

Поэтому кафедра просит изменить название профиля с «Дизайн в СМИ» на «Медиадизайн» в связи с изложенными выше обстоятельствами.

Учебно-методическая комиссия просьбу кафедры поддержала.

9.    Вопросы от учебного отдела для ученого совета: 1) Индивидуальный учебный план аспиранта / соискателя и Индивидуального плана соискателя ученой степени кандидата наук (основные эксперты А. Н. Тепляшина, Ю. Б. Балашова, И. Н. Блохин, А. Н. Марченко – от Совета молодых ученых). 2) О предоставлении индивидуального порядка обучения студентам, обучающимся на договорной (платной) основе.

Л. Г. Фещенко,
председатель учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК

Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК | 27 ноября 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль