Отчет о заседании 22 января 2013 года

Отчет о заседании 22 января 2013 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), А. Н. Марченко (магистрант), К. И. Григорьева (секретарь комиссии).

Повестка дня

1.    О текущей работе учебно-методической комиссии.

2.    О внесении изменений в план работы учебно-методической комиссии 2012-2013 уч.г. (2 семестр).

3.    О разработке локальных нормативных актов.

4.    О выдвижении кандидатур на конкурсы.

5.    Разное (об открытых и публичных лекциях, о рецензировании учебного пособия Н. Н. Колодиева, о методическом семинаре в Москве и заседании Северо-Западного УМО по журналистике).

О текущей работе методкомиссии (с 18 декабря 2012 г. по 23 января 2013 г.)

1. На сайте размещены аннотации ВКР (второе высшее и параллельное обучение, очная и заочная формы) – счетчика нет, поэтому судить точно о востребованности информации трудно, но опыт показывает, что это очень важный, хорошо посещаемый раздел сайта (ср. jf.spbu.ru/stu/2454.html

Все сумевшие в непростых условиях зачетной недели не потерять контроль над этой работой молодцы!

2. На сайте размещены аннотации спецкурсов и спецсеминаров для студентов очной и очно-заочной форм обучения (419 просмотров менее чем за месяц) - jf.spbu.ru/tema/211-4285.html

3. Начата работа над подготовкой УММ на 2 семестр. Технический регламент не изменился (http://jf.spbu.ru/about/541/895-gr1.html).

ПОВЕСТКА ДНЯ

1. О внесении изменений в план работы учебно-методической комиссии 2012-2013 уч.г.

1) О переносе сроков проведения семинара «Факультет журналистики ВШЖиМК как фабрика мысли для петербургских и российских СМИ».

С. Г. Корконосенко, как председатель научной комиссии, и кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций предложили перенести научно-методический семинар «Факультет журналистики ВШЖиМК как фабрика мысли для петербургских и российских СМИ» с февраля 2013 г. на март и провести его в рамках дней кафедры ТЖиМК.

Первоначально за подготовку этого семинара отвечали научная комиссия факультета журналистики и учебно-методическая.

Учебно-методическая комиссия поддержала предложение о переносе сроков проведения семинара.

2) О переносе сроков проведения семинара по методике преподавания и изучению жанров.

Члены учебно-методической комиссии проголосовали за то, чтобы перенести методический семинар по методике преподавания и изучению жанров на факультете журналистики на следующий учебный год ввиду большого количества мероприятий во втором семестре и потребности включить в план новые, требующие оперативного реагирования мероприятия.

Ю. В. Клюев предложил отказаться от формы методического семинара и провести расширенное заседание учебно-методической комиссии, на которое пригласить заведующих кафедрами, чтобы разговор из теоретической плоскости перевести строго в проблему согласования преподавания дисциплин.

Ю. Б. Балашова предложила соединить методический семинар по жанрам с запланированным на следующий год семинаром по методологии исследования журналистского текста.

Целесообразно повторить сравнительный анализ программ и УММ по базовым и профессиональным дисциплинам, чтобы выявить повторы и дублирование.

Прозвучали даже радикальные предложения запретить в рамках определенных дисциплин (например, Теория и практика СМИ) касаться жанровых вопросов (И. Н. Блохин).

Поэтому при планировании работы на следующий год сроки и формат разговора о преподавании жанров на факультете журналистики будут уточнены.

При этом все члены комиссии сошлись на том, что от самой потребности методической рефлексии на вопросы преподавания жанров нельзя отказываться, тем более что потребность была выявлена при анализе анкет студентов в феврале 2012 года.

3) О проведении семинара «Дистанционное обучение как развитие открытой образовательной среды».

И. Н. Блохин предложил пока отложить решение вопроса о проведении в текущем семестре методического семинара «Дистанционное обучение как развитие открытой образовательной среды».

Первоначально семинар был запланирован на июнь.

4) О проведении методического семинара по профессиональному досье.

Методический семинар по профессиональному досье имеет очень большое значение, так как должен проанализировать и содержание собственно учебной дисциплины, и первый опыт проведения аттестации по профессиональному досье.

Дисциплина «Профессиональное досье» есть пока только у студентов очной формы обучения. Лекции (4 часа) у всего потока читает Г. К. Панкова. Практические занятия (8 часов) идут по группам профилизации. Форма отчета – публичная защита профессионального досье. Факультет обеспечит максимально широкое информирование о проведении зачетов по профессиональному досье, чтобы привлечь и работодателей-выпускников, и преподавателей с других кафедр, и студентов высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Студент получает зачет, но члены комиссии – для дальнейшего анализа – дифференцируют результаты, обсуждению которых и будет посвящен этот специальный методический семинар.

Напомним, что логически отчет делится на 4 части – профессиональные работы, выполненные в рамках учебных дисциплин; профессиональный опыт, приобретенный при прохождении летних профессиональных практик; внеаудиторный творческий багаж; профессиональные награды и достижения.

На практических занятиях за 4 пары надо помочь выпускникам собрать все виды работ, напомнив, что они выполняли в рамках той или иной дисциплины (в работах первого раздела приоритетными могут оказаться не качественные, а количественные закономерности – сколько работ выполнено по той или иной дисциплине, какова динамика индивидуальной творческой активности; какие материалы и сегодня не стыдно поместить в презентацию творческих достижений); какое место в профессиональной подготовке заняла профессиональная практика; соотношение роли факультета и личной инициативы в профессиональном развитии; реализованные профессиональные амбиции и упущенные возможности.

Важно, чтобы студенты не упустили из виду роль факультета, конкретных преподавателей в формировании достигнутых профессиональных позиций, увидели (или, возможно, не увидели) связь «факультет – профессиональная среда – личная встроенность в профессию».

Лучшие материалы (отчеты) – по решению кафедрального жюри – будут размещены на сайте (http://jf.spbu.ru/stu/617/2825.html).

Таким образом, своеобразной     подготовкой этого семинара станут занятия по дисциплине «Профессиональное досье». То есть анализ первого опыта проведения аттестации по профессиональному досье надо сделать обязательно.

5) О включении в план работы учебно-методической комиссии деловой игры по новой форме ИГА.

По просьбе студентов 4 курса очной формы обучения (и, как оказалось, эта идея понравилась студентам других форм обучения) в феврале будет проведена деловая игра по новой форме ИГА (государственный экзамен).

Программа итогового государственного экзамена по журналистике и регламент организации и проведения этого испытания были размещены на сайте в разделе «Важно» 27 октября 2012 года, ушли в архив 8 декабря, но и в этой позиции продолжается рост числа просмотров (уже 1317 - jf.spbu.ru/tema/211-3960.html

Анонс деловой игры тоже размещен на сайте - jf.spbu.ru/index/146-4417.html (23.01.2013).

По итогам проведения госэкзамена в новом формате в июне будет проведен методический семинар – разбор полетов.

6) О включении в план работы учебно-методической комиссии вопроса о развитии магистратуры на факультете журналистики.

В рамках поручения Ученого совета о разработке концепции развития магистратуры и подготовке новых магистерских программ учебно-методической комиссии придется проделать большую предварительную работу. Необходимо опираться не только на тактическую целесообразность (рентабельность программы, ее востребованность), но и стратегические потребности (какой кафедре, какие специалисты, когда будут нужны).

Надо учитывать, что подготовка кадров высшей квалификации – при скором завершении подготовки специалистов – сделает путь к искомой степени кандидата наук более долгим (4 года бакалавриат – 2 года магистратура – 3 года аспирантура). В этой ситуации траектория движения наших выпускников – будущих преподавателей – может быть другой, чем магистрантов без профильного образования.

Вот почему учебно-методической комиссии надо включить в план работы этого семестра вопрос о развитии магистратуры.

7) О включении в план работы учебно-методической комиссии вопроса о реализации новой формы записи на спецдисциплины и концепции развития специальных дисциплин на факультет журналистики

Учебно-методической комиссии в этом семестре необходимо также проанализировать реализацию новой концепции формирования заявок и записи на спецдисциплины. Подключить к этому разговору специалистов информационного отдела, на плечи которых ложится основная нагрузка, администрацию факультета и коллег с факультета прикладных коммуникаций.

На просьбу обсудить и высказать свои суждения по представленным изменениям в плане работы учебно-методической комиссии во 2 семестре этого учебного года откликнулись Ю. Б. Балашова (локальный нормативный акт по ВКР), И. Н. Блохин (спецдисциплины и магистратура), А. Ю. Быков (методические семинары, локальный нормативный акт по ВКР и КР), К. И. Григорьева (локальный нормативный акт по ВКР). Огромное спасибо коллегам за работу!

2. О разработке локальных нормативных актов

Самые оперативно важные – два локальных нормативных акта (по курсовой работе и ВКР). Но учебно-методическая комиссия сможет в этом семестре подготовить только методический комментарий по ВКР. Локальный акт по курсовой работе перенесен на следующий учебный год.

Пособия по ВКР и курсовой работе, в которых будут систематизированы все базовые документы и максимально развернутые по содержанию, удастся подготовить тоже только в следующем году.

Но локальный нормативный акт по ВКР очень нужен сейчас – его ждет Ученый совет. См. решение ученого совета факультета журналистики от 29.11.2012: «На заседании Учёного совета прозвучал доклад комиссии по анализу ВКР. Были выявлены основные проблемы подготовки ВКР. В частности, Н. С. Лабуш, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международной журналистики СПбГУ и председатель избранной Учёным советом каомиссии, обратил внимание на то, что необходимо унифицировать оформление работ, работать над чёткой логической структурой исследования, точнее прописать этапы подготовки ВКР, а также этапы отчётности, создать план-график работы над дипломным сочинением и т. д. Заведующим кафедрами поручено довести до сведения преподавателей итоги работы комиссии по анализу ВКР» (http://jf.spbu.ru/about/1995/2562-4221.html).

В состав рабочей группы по подготовке методического комментария по ВКР вошли Ю. Б. Балашова, К. И. Григорьева, А. Ю. Быков, М. А. Бережная.

Прежде всего надо привести в соответствие с новыми Правилами обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ (http://jf.spbu.ru/about/2137/897.html) имеющиеся факультетские документы (Требования к выполнению, содержанию, структуре и оформлению ВКР, Приказ об утверждении единых критериев для оценивания ВКР - jf.spbu.ru/stu/2308/2309.html а также учесть заключение комиссии ученого совета по анализу ВКР и присланные в разное время предложения наших коллег, участвовавших в работе ГАК, – В. В. Васильевой, К. Р. Нигматуллина.

Ученый совет будет рассматривать этот документ в феврале 2013 года.

3. О выдвижении кандидатур на конкурсы

1) Открытый конкурс на получение стипендий Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2012-2013 учебном году завершился 15 апреля 2012 года. Положение о конкурсе на 2013-2014 уч.г. еще не опубликовано (в прошлом году это было сделано 12.01.2012 - www.rsci.ru/grants/grant_news/297/231290.php Имеющееся Положение можно использовать как образец (в нем подробно описаны требования). Из наших студентов обладательницей такой стипендии была выпускница 2010 года А. А. Потехина.

На данный момент кафедры не представили сведения о кандидатурах, выдвигаемых на этот конкурс.

А. Н. Марченко от имени учебно-методической комиссии проинформирует студенческий совет, СНО и совет молодых ученых.

2) В «Положении о премиях за педагогическое мастерство факультета журналистики СПбГУ» сказано: «Премии присуждаются за высокие достижения в педагогической работе, включающей следующие критерии: лекторское мастерство, мастерство в ведении практических занятий, методическое обеспечение учебного процесса» (http://jf.spbu.ru/about/541/1616-gr2.html).

В этом году кафедры выдвинули следующие кандидатуры:

лекторское мастерство: Ольга Сергеевна Кругликова (кафедра истории журналистики), Светлана Ивановна Сметанина (кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций), Александр Алексеевич Пронин (кафедра телерадиожурналистики);

мастерство в ведении практических занятий: Алексей Александрович Горячев (кафедра речевой коммуникации);

методическое обеспечение учебного процесса: Ильченко С. Н., Алексеев К. А. «Спортивная журналистика».

Полный комплект документов по представляемым на конкурс кандидатурам не был подготовлен кафедрами в заседанию учебно-методической комиссии 22.01.2013 года, поэтому 29.01.2013 года будет проведено дополнительное заседание для подготовки этого вопроса к ученому совету факультета журналистки.

Учебно-методической комиссии надо также сформулировать свои предложения по новой редакции Положения о премиях за педагогическое мастерство факультета журналистики СПбГУ.

Кафедры международной журналистики, периодической печати, медиадизайна и информационных технологий в этом году не стали представлять свои кандидатуры на конкурс.

4. Об открытых и публичных лекциях

Заявки на открытые и публичные лекции на 2 семестр вовремя подготовили только 2 кафедры (МИТ и ИЖ) – спасибо коллегам за соблюдение сроков.

Кафедра истории журналистики предложила одну открытую лекцию (Алексеев Константин Александрович, канд. филол. наук, доц.; тема – «Журналистика и публицистика Великой Отечественной войны»; в рамках дисциплины «История русской журналистики первой половины ХХ века», журналистика, очная форма, 2 курс, май) и одну публичную лекцию (Перхин Владимир Васильевич, доктор филол. наук, проф.; тема лекции – «Сменовеховская журналистика 1920-х – 1930-х годов», в рамках апрельской конференции «СМИ в современном мире» 18-19 апреля).

Кафедра медиадизайна и информационных технологий предложила три открытых лекции: 1) Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель; тема – «Творческая работа с компактными вспышками»; в рамках дисциплины «Теория и практика визуальной журналистики», журналистика, очная форма, 3 курс, март; 2) Никитин Владимир Анатольевич, канд. ист. наук, доц.; тема – «Сюжетно-серийный способ отображения действительности: серийные жанры фотожурналистики»; в рамках дисциплины «Основы визуальной журналистики», журналистика, очная форма, 2 курс, март; 3) Хан Павел Чангирович, ст. преподаватель; тема – «Переплет и кодекс. Семиотика титульных элементов в печатных изданиях»; в рамках дисциплины «Внешний облик издания: основы графического дизайна», журналистика, очная форма, 3 курс, февраль.

Пока готовился отчет, заявки прислали кафедра международной журналистики, кафедра речевой коммуникации и кафедра телерадиожурналистики.

Кафедра международной журналистики предложила одну открытую лекцию (Пую Анатолий Степанович, докт. соц. наук, проф.; тема лекции – «Французская журналистика: современная национальная модель»; в рамках дисциплины «История зарубежной журналистики»; журналистика, очная форма, 3 курс; конец марта - начало апреля 2013 г.).

Кафедра речевой коммуникации предложила одну открытую лекцию (практическое занятие) Дмитрия Евгеньевича Новокшонова, ст. преподавателя. Более подробная информация еще не представлена. Публичную лекцию по словарям (точной формулировки пока нет) – в рамках Второго международного научно-практического семинара «Речевая коммуникация в средствах массовой информации» – проведет Наталья Сергеевна Цветова, докт. филол. наук, профессор.

Кафедра телерадиожурналистики предложила три открытых лекции: 1) Ильченко Сергей Николаевич, канд. искусствоведения, доц.; тема – «ТВ: жанр против формата», в рамках дисциплины ТиП СМИ, журналистика, очная форма, 4 курс; 20 февраля; 2) Пронин Александр Алексеевич, канд. филол. наук, доц.; тема - «Документальный телефильм: традиции и новации»; в рамках дисциплины ТиП СМИ, журналистика, очно-заочная форма, 4 курс, март; 3) Клюев Юрий Владимирович, канд. филол. наук, доц.; тема – «Верстка теле- и радионовостей»; в рамках дисциплины ОТДЖ; журналистика, очная форма, 2 курс, март. Публичную лекцию по своей теме предложил Виталий Федорович Познин, докт искусствоведения, проф. (более точной информации о лекции кафедра еще не подготовила).

Кафедра периодической печати и кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций информацию об открытых и публичных (если есть) лекциях не представили.

Таким образом, всего запланировано 3 публичных лекции и 9 открытых лекций. МИТ и ТРЖ объявили по 3 открытых лекции. При том что пока нет сведений от кафедр ПП и ТРЖиМК.

Свою позицию учебно-методическая комиссия уточнит 29.01.2013 года на дополнительном заседании (ввиду несвоевременной подачи информации полной картины нет до сих пор).

5. О рецензировании учебно-методического пособия (практикума) «Социология журналистики».

Автор – Н. Н. Колодиев, рецензенты по кафедре – проф., доктор философских наук А. В. Чечулин, проф., доктор философских наук В. А. Сидоров, зав. кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций.

Рецензент от учебно-методической комиссии А. В. Якунин.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие Н. Н. Колодиева «Социология журналистики: практикум»

Представленное на рецензирование пособие «Социология журналистики: практикум» предназначено для организации самостоятельной работы студентов, изучающих курсы «Социология журналистики» и «Социология массовых коммуникаций».

Структура практикума представлена двумя самостоятельными частями, каждая из которых отличается собственной методической стратегией. Материал первой части теснее связан с лекционным курсом: задания для самостоятельной работы студентов в нем ориентированы на углубленное постижение основных теоретических понятий и моделей, используемых как в журналистике, так и в социологии. Автор методически грамотно выстроил систему заданий в соответствии с логикой «от простого к сложному»: студент начинает самостоятельную работу с анализа базовых социологических дефиниций (вопросы социального статуса, функций и ролей в журналистской коммуникации в разделе «Журналист и журналистика: социальный статус, функции и роли»), затем учится разбираться в нюансах взаимоотношений субъектов социологических кампаний и масс-медиа (раздел «Взаимодействие журналистов и социологов») и в завершение – приобретает навыки самостоятельного анализа достоверности источников социологической информации (разделы «Оценка надежности социологической информации» и «Социологическая информация в СМИ»). Таким образом, все задания классифицированы по схеме, раскрывающей взаимодействие журналистики и социологии с точки его механизмов, участников и содержания.

Большинство заданий строится на подобранных автором примерах реальных публикаций в СМИ, с которыми студенту предлагаются две формы работы: 1) самостоятельный анализ публикации с точки зрения валидности приведенных в ней социологических данных (например, анализ социологического резюме, опубликованного в СМИ, с точки зрения его способности активно воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение) или рецензия на публикации, содержащие социологические статистику и выводы из нее; 2) активные, творческие формы работы, связанные с активным проявлением авторской позиции – все они органично связаны с журналистской практикой (например, подготовка собственной публикации, содержащей социологическую информацию, для делового издания).

Независимо от формы работы автор обеспечивает в каждом из заданий формирование компетенций, необходимых для уверенного применения социологической информации в контексте журналистской практики. В этот базовый минимум входят оценка достоверности социологической информации в целом, оценка уровня социологической культуры автора предлагаемой для анализа публикации, преодоление собственного субъективизма в выводах, следующих из социологического исследования.

Вторая часть практикума посвящена заданиям, допускающим неоднозначную, проблемную интерпретацию исходных условий и выводов. Ее основу составляют кейсы – ситуационные задачи, отраженные в документах и реальных публикациях. Студенту предлагается с помощью вводных материалов реконструировать ситуацию, в которой проявилось взаимодействие журналистики и социологии. В центре внимания при этом остается все тот же комплекс проблем первой части, связанных с использованием социологической информации в журналистской практике: объективность и ангажированность исследований, проводимых центрами мониторинга общественного мнения (например, ВЦИОМ и «Левада-центр»); проблема надежности источников социологической информации и достоверности данных, приводимых в публикации; объективность аргументации, построенной на социологических данных в публикации; этическая ответственность журналиста за предвзятое истолкование выводов, следующих из статистических выкладок социологических исследований.

Методическая структура каждого кейса включает обязательные элементы, обеспечивающие его выполнение по алгоритму, изложенному автором во Введении: описание ситуации, отражающие ее документы (текстовые публикации и транскрипты информационно-аналитических передач, презентации социологических отчетов, комментарии читателей). Далее следуют наводящие вопросы и задания, в рамках которых производится сопоставительный анализ документов и комментариев. Как правило, большинство заданий закладывают ту основу, которая в дальнейшем позволяет эффективно использовать социологическую информацию в собственных публикациях: самостоятельная оценка роли социологических данных в представленной публикации; этическая и правовая характеристика субъектов ситуации (в системе «журналист - автор социологического исследования – читатель») и оценка уровня их профессионализма в работе с социологической информацией (в примерах, подобранных автором, журналисты иногда оказываются менее профессиональны, чем их читатели); самостоятельные выводы и рекомендации, уроки из представленной ситуации, которые адресованы журналистам, использующим аналогичные данные.

В то же время предлагаемое пособие не лишено некоторых недостатков.

Во-первых, обращает на себя внимание некоторое содержательно-тематическое ограничение эмпирической базы заданий (в выборе ситуаций и документов). Большинство фактов связаны со злоупотреблением социологическими данными именно в контексте политической коммуникации, что хорошо видно по структуре второй части (проблемы эмиграции среднего класса, закрытые рейтинги ФОМа, массовая практика коррупции). Хотелось бы пожелать автору в дальнейшем расширить диапазон вопросов, связанных с взаимодействием журналистики и социологии.

Во-вторых, фактический методический эффект от некоторых заданий не всегда в точности соответствует ожидаемому. Выводы, к которым может прийти студент в ходе выполнения задания, по замыслу автора должны воспитывать в нем критическое отношение к ошибочным формам представления социологических данных в публикациях СМИ. Но вместо этого после выполнения ряда заданий у него может возникнуть критическое отношение к самим субъектам социологических кампаний и к результатам социологических исследований как таковым.

В-третьих, безусловным плюсом предлагаемой методической работы был бы глоссарий, посвященный основным теоретическим понятиям, содержание которых углубленно рассматривается в заданиях.

В целом предлагаемое пособие отвечает всем необходимым содержательным и формальным требованиям, предъявляемым к работам данного типа, отличается доступным языком, последовательностью и наглядностью в изложении материала и может быть рекомендовано к публикации.

А.В.Якунин, канд. филол. наук, доцент
Кафедра медиадизайна и информационных технологий

6. О заседании Северо-Западного УМО по журналистике и методическом семинаре в Москве.

17.04.2013 в рамках Северо-Западного УМО по журналистике будет проходить методический семинар «Преподавание русского языка обучающимся по программам “Журналистика”, “реклама и связи с общественностью”».

18.04.2013 состоится заседание Северо-Западного УМО по журналистике.

8.02.2013 учебно-методический совет по журналистике проводит методический семинар «Базовый курс по журналистике: содержание, образовательные методики и технологии, аттестация студентов».

Основная цель семинара: оказать методическую помощь учебным заведениям, осуществляющим образовательную программу бакалавриата по направлению «Журналистика».

В задачи семинара входит: обсуждение содержания дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста» («Основы журналистики»), входящей в базовую часть профессионального цикла Б.3., и ее места в структуре ООП; анализ различных образовательных методик и технологий, форм аттестации студентов; обсуждение лучших практик вузов, а также совместный поиск инновационных подходов к преподаванию.

Участники семинара: лекторы и преподаватели, осуществляющие подготовку студентов по данной дисциплине. От факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ в работе семинара примут участие Р. П. Лисеев, К. И. Григорьева, Л. Г. Фещенко.

Председатель учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК Л. Г. Фещенко. 26.01.2013 | 27 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль