Отчет о заседании 2 октября 2012 года

Отчет о заседании 2 октября 2012 года

Подробнее о семинаре

Присутствовали 11 преподавателей факультета журналистики и 2 преподавателя факультета прикладных коммуникаций: Балашова Ю. Б. (ИЖ), Бережная М. А. (ТРЖ, зав. каф.), Бертельс В. Д. (МИТ), Блохин И. Н. (ТЖ), Быков А. Ю. (МЖ), Васильева В. В. (РК), Клюев Ю. В. (ТРЖ), Мисонжников Б. Я. (ПП, зав. каф.), Тепляшина А. Н. (ПП), Фещенко Л. Г. (РК), Якунин А. В. (МИТ), а также Дорский А. Ю., Шишкин Д. П.

С презентациями выступили: Бережная М. А. (ТРЖ), Быков А. Ю. (МЖ), Васильева В. В. (РК), Фещенко Л. Г. (РК), Якунин А. В. (МИТ).

Выступили без презентаций: Балашова Ю. Б. (ИЖ), Мисонжников Б. Я. (ПП).

В обсуждении приняли участие все присутствовавшие на семинаре.

1.    О практике формирования концепции специальных дисциплин на факультете журналистики

Председатель учебно-методической комиссии Л. Г. Фещенко рассказала о том, как администрируется процесс создания Приложения к учебным планам (спецкурсы, спецсеминары, курсы по выбору) на примере обработки заявок на 2012-2013 уч.г.

Коллеги не догадываются, что для утверждения 80 заявок учебно-методическая комиссия обработала 418 документов, о чем в презентации рассказано документально и поэтапно.

Но в конечном итоге потраченные усилия окупились сторицей: за два месяца аннотации 80 спецдисциплин на сайте факультета журналистики посмотрели 1903 раза.

Также в докладе были обоснованы необходимость и характер изменений, вносимых в регламент аннотаций спецдисциплин, и сформулированы вопросы, обсуждение которых должно начаться на кафедрах при формировании заявок на 2013-2014 уч. г.

2.    Концепция специальных дисциплин: кафедра международной журналистики

Алексей Юрьевич Быков представил коллегам две презентации – свою, в которой нашли отражения мысли членов кафедры международной журналистики, и Инны Станиславовны Тимченко, не сумевшей присутствовать на семинаре из-за болезни.

Кафедра сформулировала свое видение главного вопроса: каков статус спецдисциплин. И предложила рабочие дефиниции базовых понятий (спецкурс, спецсеминар и курс по выбору).

3.    Спецдисциплина как шанс задействовать уникальный опыт преподавателя

Наиболее задиристое выступление, также транслировавшее коллективное мнение кафедры (медиадизайна и информационных технологий), предложил Александр Васильевич Якунин. Автор озвученной концепции – зав. кафедрой МИТ С. С. Бодрунова.

Коллеги предлагают разграничить спецдисциплины профилизации и общие спецдисциплины. Первые углубляют профессиональную подготовку в рамках профиля, вторые раскрывают специфику конкретного профиля в работе с непрофильными студентами. Отличия должны быть зафиксированы даже на уровне места в расписании.

Но главное в предложенном на семинаре кафедрой МИТ стоит процитировать – речь идет об отказе от квот: «Разрешить одному преподавателю читать много спецкурсов и спецсеминаров. По крайней мере объявлять! На объявление спецдисциплин не должно быть лимита. А общий лист следует формировать по факту записи. Не надо бояться честной конкуренции!», и далее «Выбор студента в условиях честной конкуренции – наиболее объективный и естественный показатель ценности содержания спецдисциплины. Этому выбору доверять можно!». Правда, кафедра соглашается, что для перехода на новую форму потребуется время.

Еще один проблемный вопрос, предложенный кафедрой для обдумывания, - нужно ли непрофильные спецдисциплины отражать в профессиональном досье.

4.    Курсовая работа в спецсеминаре по профилю телерадиожурналистика

Зав. кафедрой телерадиожурналистики Марина Александровна Бережная предложила очень стройную систему курсовых работ в спецсеминаре – исследовательская работа, исследовательская работа с выходом на творческий диплом, творческий проект с выходом на творческий диплом – с уточнением специфики каждого из трех видов.

Проблемами исследовательских работ, по мысли автора, являются реферативность, ограниченное время для исследования, отсутствие мотивации и к научной работе, отсутствие навыков исследовательской деятельности. Творческие работы страдают от отсутствия времени для реализации крупных проектов, ограничений в реализации творческих идей, ориентации преподавателей на исследовательский формат.

Но главное, что преемственность (как формы, так и тематики) курсовой работы и ВКР не осознается как преимущество.

Еще М. А. Бережная предложила «в связи с ограничением количества спецдисциплин вернуться к практике совместных спецкурсов и спецсеминаров для 3-4 курсов» – и все поностальгировали о своих студенческих временах, наперебой рассказывая друг другу, как это было на филфаке и других факультетах СПбГУ.

5.    Курсовая работа в рамках спецсеминара

Презентация Инны Станиславовны Тимченко, продолжая начатый М. А. Бережной разговор, познакомила с опытом творческих курсовых работ, выполненных в «Творческой лаборатории корреспондента отдела новостей».

В спецсеминаре автора, работая над теоретической частью, студент вольно или невольно соединяет фундаментальные знания с теми практическими навыками, которые он отработал в процессе деловых игр.

Важно, что впервые объектом анализа становится собственный материал студента, подготовленный им также в рамках спецсеминара. Это явный прообраз будущей профессионально-практической ВКР («Профессионально-практическая (творческая) работа может иметь две формы. Первая представляет собой комплекс (серию) публикаций в СМИ, объединенных общей темой и подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. Выпускник должен продемонстрировать профессиональные навыки подготовки и анализа журналистских материалов, а также умение оценить проблемы и практику СМИ (включая свои публикации), используя в качестве исходной базы литературу вопроса и полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания» - см. Требования к выполнению, содержанию, структуре и оформлению ВКР).

В результате такого подхода преподаватель может быть твердо уверен, что работа его студента не скачана, не списана, не скомпилирована. То есть курсовые работы по творческой спецдисциплине заслуживают отличной оценки, если теория и практика увязаны воедино и если рассматриваемые примеры не просто взяты откуда-то, а созданы самим автором.

6.    О приоритете традиционной формы курсовых работ

Зав. кафедрой периодической печати Борис Яковлевич Мисонжников выступил в защиту классических, традиционных представлений о курсовой работе как жанре сугубо научном и отличающемся набором системных признаков.

7.    Опыт итоговой курсовой работы по истории журналистики

Юлия Борисовна Балашова рассказала коллегам о первом в этом году опыте подготовки курсовых работ по истории журналистики.

Прежде у студентов была только одна возможность понять, что такое классическая курсовая работа (и с эти опытом студент приходил в спецсеминар), - по сути, единственный раз студенты учились писать курсовые работы на кафедре речевой коммуникации в рамках дисциплины «Стилистика и литературное редактирование». Теперь они пишут две классических курсовых работы. Но еще предстоит осмыслить, как должны сочетаться друг с другом курсовая работа по дисциплине и курсовая работа в спецсеминаре в рамках одного учебного года.

8.    О том, к чему не готовят в спецсеминарах

Виктория Владимировна Васильева посвятила свое выступление анализу проблемных вопросов, связанных с творческими ВКР.

Указывая на внутреннюю связь темы методического семинара и содержания своего выступления, В. В. Васильева предположила, что, возможно, описываемая проблемная ситуация с ВКР существует потому, что опыта написания творческих научных работ у студента не было, и ВКР стала первой.

9.    Новая редакция технического регламента аннотации спецдисциплины

Л. Г. Фещенко проинформировала коллег о том, что в новую версию аннотации спецдисциплины добавлены План лекционных занятий, План практических занятий и Критерии оценки (курсовая работа) / Критерии оценки (зачет).

Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК | 6 октября 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль