Они рождены, чтобы Кафку сделать былью

Из всех ежегодных премий в области литературы «Национальный бестселлер» по общепринятому мнению – самая прозрачная и демократичная. Среди лауреатов в разные годы были Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Леонид Юзефович. 6 июня в гостинице «Астория» собралась литературная богема – состоялась церемония вручения юбилейной ХХ премии.


В короткий список вошли: Роман Сенчин «Елтышевы», Андрей Аствацатуров «Люди в голом», Василий Авченко «Правый руль», Павел Крусанов «Мертвый язык», Олег Лукошин «Капитализм» и Эдуард Кочергин «Крещенные крестами».

Практически все гости высказывались о премии положительно. Писатель Валерий Айрапетян отметил особенности «Национального бестселлера»:

– Любая премия идет от субъективности тех людей, которые выбирают и судят. «Нацбест», наверное, самая открытая в этом плане премия, в отличие от «Русского Букера», где голосование проходит закрытым, академическим способом. Ведь у «Нацбеста» отбор проходит в два этапа: сначала люди узколитературной направленности выбирают номинантов, потом сильные читатели и при этом известные люди, не относящиеся к литературе на прямую, выбирают бестселлерового автора. «Нацбест» занял уникальную нишу и, наверное, не потеряет своей актуальности, отличной от «Русского Букера» и «Большой книги».

Церемонию вели музыкальный критик, известнейшая медиа персона Артемий Троицкий и актриса, режиссер Юлия Ауг . Ведущие составили контрастную пару: Ауг сдержанно представляла номинантов и время от времени призывала особо возбудившихся зрителей к спокойствию, Троицкий же эпатировал и «зажигал» публику выпадами в адрес Лужкова и воспоминаниями о былых боевых подвигах Эдуарда Лимонова.

Также Троицкий устроил мини-презентацию каждой из номинированных книг, не пожалев ни времени, ни сил. Критик, хоть и музыкальный, был щедр на оценки: мнения выражал резко, на сравнения не скупился. В итоге «пятиминутки от Артемия» вышли чересчур субъективными, а в некоторых случаях и вовсе необоснованными.

Более объективно выражало свое мнение Малое жюри премии. В него вошли кинорежиссер Валерия Гай Германика, писатель Андрей Геласимов, журналист Андрей Константинов, певица Севара Назархан, учредитель и руководитель благотворительного фонда «Северная корона» Ирина Тинтякова, космонавт Максим Сураев. Последнего вынужден был заменить организатор премии Виктор Топоров. В связи с операцией, которую Сураев недавно перенес, он не смог присутствовать на премии.

После продолжительных речей Троицкого и членов жюри был назван победитель. Национальным бестселлером года стала книга «Крещенные крестами» Эдуарда Кочергина. Что интересно, из кармана пиджака лауреата премии 2010 года, вышедшего на поклон, выглядывали «Люди в голом» – роман другого номинанта – Андрея Аствацатурова. Было ли это утешительным призом или нет, но Аствацатуров свою известность получил давно – в виде больших тиражей и пристального внимания российских СМИ.

По мнению жюри, все книги, номинированные на звание национального бестселлера, объединяет общее депрессивное настроение, созвучное произведениям Кафки.

– Порекомендовать такое чтение можно только какому-то навязчивому оптимисту, доставшему своим постоянным жизнерадостным гоготом. Чтобы приплющило гада. Все эти книги страшно депрессивные. Тоскливые какие-то, – сетовал Андрей Константинов.

Владимир Никитин, автор иллюстраций в книге-победителе «Крещеные крестами» согласился с явным депрессивным настроением представленной литературы:

– Говорят, что в этом году все номинированные книги – «страшилки». Так и есть. Существует некий социальный тупик, это правда. И литература, как «вторая реальность», отражает современную жизнь. Плохо то, что это никто не читает.

Решением жюри, разумеется, остались довольны не все. Писатель Герман Садулаев был категорически против:

– Это же «Нацбест»: национальный бест-сел-лер. Это у Аствацатурова стотысячные тиражи, между прочим.

Кристина Федорченко, Таня Иванова | 9 июня 2010
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация