От познания мира — к сотворению Текста ars philologiae: профессору Валентину Сергеевичу Соколову

Удивительное явление: человек из глухой новгородской деревни, в полном смысле слова разутый и голодный, окруженный отнюдь не пасторальными картинами, а захваченный событиями суровой военной действительности, не раз обманутый, униженный, отброшенный на самое дно жизни, многие годы имеющий целью просто физическое выживание, – этот человек упорно идет вперед, к свету знаний. И это вовсе не патетика. Идет навстречу восходящему солнцу, как тот путник, образ которого он много позже пожелал избрать символом для своего экслибриса. Нет смысла пересказывать страницы трудной, порой исполненной драматизма жизни этого человека. Обо всем можно узнать из книги его воспоминаний – предельно искренней, доброй, жизнеутверждающей, проникновенной, которая стала свидетельством времени и жизни целого поколения. Написал эту книгу доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Валентин Сергеевич Соколов. Это его последний труд, своеобразный итог подвижнической жизни. Вскоре после завершения книги Валентин Сергеевич покинул нас навсегда, и теперь так часто не хватает его совета, мудрого слова, поддержки.

Он был очень открытый, непосредственный и светлый человек, и в то же время ну никак не подошло бы ему имя праведника – и слава Богу! В минувшем веке мы очень устали от «праведников» – это был прямо-таки век «праведников», – и так не хватало нам просто живых, земных, душевных, настоящих людей, пусть даже ошибающихся, но ошибающихся искренне, ни при каких обстоятельствах не причиняющих зла ближнему своему. Он был именно таким. Надеюсь, читатель почувствует это из материала книги, из самой ткани повествования, ведь там так явственно, отчетливо проступают черты авторской личности: читаешь, и автор оживает – предстает, поверьте, именно таким, каким был.

Во многом мучительный опыт познания реальной жизни оказался для него исключительно важным, явился духовной опорой для формирования цельной личности, но в то же время, видимо, в чем-то стал и непомерно тяжелым грузом, надломил силы. Через бытийные трудности, через познание значения Слова – уже само понятие филологии отнюдь не было для Валентина Сергеевича пустым звуком – под руководством университетских наставников-филологов, многие из которых обрели мировую известность, затем – через поденную журналистскую работу в редакции провинциальной газеты он шел к заветной цели, которая для него состояла в прикосновении к одной из граней мировой культуры. Он жадно впитывал достижения мирового искусства и литературы, уже будучи взрослым, проявляя огромное упорство, учил французский язык, всю жизнь вел дневниковые записи, которые помогали ему осмыслить происходящее. Он поистине заслужил высокое право выбрать французскую литературу и журналистику в качестве своей профессиональной стези и часто говорил об органичном единстве этих двух понятий, их нерасторжимой связи и взаимопроникновении. Десятилетия его жизни были посвящены созданию Текста как абсолютно единого, целостного и гармоничного произведения, хотя этот Текст и состоит из отдельных фрагментов, которые порой очень разнятся между собой как в тематическом, так даже и в жанровом отношении.

Туда можно включить его и сугубо журналистские работы – репортажи, написанные порой методом включенного наблюдения, что свидетельствует о большой профессиональной увлеченности и о мастерстве автора, его корреспонденции, очерки, но главное – это исследовательские труды, в которых воплотилось его высокое служение Университету и науке.

В 1967 году Соколов, за год до этого защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук, издает фундаментальную монографию «Печать Народного фронта и прогрессивная французская литература», которую пишет на основе уникального материала, полученного в период пребывания в Париже, где он работал с оригинальными источниками, встречался с Луи Арагоном, Андре Вюрмсером, Мари Роллан, Маргерит Блок, Эльзой Триоле и многими другими выдающимися современниками, слушал лекции знаменитого специалиста в области средств массовой коммуникации Жака Кейзера. В монографии много нового и еще никем не исследованного, она содержит, можно сказать без всякого преувеличения, богатейшие сведения о сложном историческом периоде Франции. Например, очень точно и подробно представлена история создания и выпуска журнала «Монд»: приводятся суждения А. Барбюса, учредившего это издание и возглавившего его редакцию. В этом журнале публиковали свои произведения П. Вайян-Кутюрье, Дж. Голсуорси, Т. Драйзер, Ж. Кейзер, М. Кольцов, А. Мальро, Г. Манн, дос Пассос, Б. Рассел и другие известные литераторы, журналисты, ученые. Автору монографии удалось показать драматизм времени и событий, диалектически сложное, неодномерное в политическом и идейном смысле руководство Барбюса журналом, что вызывало и осуждение со стороны его ортодоксальных современников (см.: С. 22–26). Монография, напомним, писалась в условиях жесткой партийной цензуры, однако ее автору удалось быть объективным и толерантным.

В этой же книге не могут не вызвать особого внимания страницы, посвященные журналу «Эроп», созданию Р. Роллана, который привлек в качестве авторов данного издания своих самых выдающихся современников – Л. Арагона, Ж. Р. Блока, М. Горького, А. Зегерс, Ф. Леже, Т. Манна, Ж. Превера, Г. Уэллса, Б. Шоу, А. Эйнштейна, П. Элюара и многих других. В монографии подчеркивается: «Журнал, особенно в первое десятилетие своего существования, демонстрировал почти безграничную идеологическую терпимость. В этой обстановке вольготно чувствовали себя “ролландисты” и пацифисты самых разных оттенков… Это был чрезвычайно смелый эксперимент – соединить в одном журнале, по возможности, все течения интеллигентской оппозиции войне и капитализму» (С. 34–35). Р. Роллан был очень симпатичен автору монографии за выдающийся художественный дар и гражданскую позицию. Валентин Сергеевич Соколов убедительно показывает сделанное этим человеком, дает обзор его публикаций в изданиях самого широкого спектра – от прокоммунистических до пацифистских. Вообще эта первая крупная работа Соколова, теперь уже ставшая библиографической редкостью, представляется очень актуальной и сегодня, поскольку помогает понять сложность и многоаспектность общественно-политических и художественно-литературных процессов, более того, позволяет увидеть и критически оценить смещение многих духовных и нравственных акцентов, которое, к сожалению, произошло в наше время.

В последующие годы Валентин Сергеевич активно публикует научные статьи в различных изданиях, включая центральную журнальную периодику, и выходит на тему «нового журнализма», что сейчас, спустя многие годы, кажется просто удивительным. Он почувствовал важность этого явления как для теории, так и для практики художественной литературы и журналистики, сумел проникнуть в глубину проблемы, но то, что работа создавалась в условиях жесткой идеологической системы, к сожалению, не могло не сказаться на выводах автора. Некоторые из них теперь легко могут быть подвергнуты сомнению. Но возможно ли было тогда, собственно, иное? Это сейчас, почти через тридцать лет, все представляется таким ясным и очевидным, а в то время часто приходилось идти ощупью, соотносить свои мысли с привитыми и настойчиво культивируемыми идеалами, которые казались абсолютно незыблемыми. Однако главное заключается в том, что Соколовым была проделана большая работа по идентификации принципиально важных сторон столь интересного феномена, каковым представляется «новый журнализм», вследствие чего получился примечательный результат: вся крупная работа, написанная ярко и увлекательно, самой уже текстовой концептуализацией, настроем вступает в определенное противоречие с «официальными» выводами. Серия публикаций под названием «”Новый журнализм” – концепция социальной мифологии» увидела свет в 1977 году в 4–6 номерах очень престижного по тем временам международного журнала «Демократический журналист».

А дальше была защита докторской диссертации и выпуск в 1983 году новой монографии – «Французские общественно-литературные журналы периода IV Республики (1946–1958): Критика и публицистика». В. С. Соколов демонстрирует прекрасное знание французской публицистики и художественной литературы 40-х и 50-х годов ХХ века. Подчеркнем: рецензентами книги выступили ведущие российские специалисты в области французской литературы и вообще средств массовой информации, достаточно назвать имена лишь профессоров В. Е. Балахонова и Я. Н. Засурского, которых, кстати сказать, Валентин Сергеевич глубоко уважал не только за научную компетентность, но и за человеческие качества. Он исследовал журналы, которые сыграли выдающуюся роль в развитии и становлении духовной жизни страны, а именно «Меркюр де Франс», «Ревю де Пари», «Табль ронд», «Эспри», «Тан модерн», «Эроп».

Автор дал блестящую и профессионально безукоризненную типологическую характеристику данным периодическим изданиям, а именно «толстым» журналам, в частности, указав на то, что «они совмещают в себе художественную прозу, поэзию, драматургию, эссеистику, публицистику и критику и потому дают полное, разностороннее и оперативное отображение состояния общественно-литературного процесса и динамики движения литературы». Небезынтересны некоторые аналогии типоформирующего характера между российской и французской периодикой: В. С. Соколов, ссылаясь, к примеру, на публицистические выступления Д. И. Писарева, приводит результаты интересного наблюдения: «в России всю журналистику нередко именовали “периодической литературой”». Оказывается, этот термин и по сию пору бытует во Франции (С. 3).

Данная монография имеет немало разнообразных достоинств, и одно из важнейших, на наш взгляд, – это содержание раздела, посвященного ежемесячному «толстому» журналу «Тан модерн», знаменитому уже тем, что во главе его редакции стоял Ж.-П. Сартр. Этот раздел, по сути, – талантливое, строго взвешенное и выверенное в оценочном плане научное эссе о социально-философской и профессионально-редакторской позиции директора упомянутого издания – известнейшего мыслителя, писателя и общественного деятеля. Валентину Сергеевичу удалось показать драматизм колебаний Сартра между двумя полюсами – буржуазным и революционно-пролетарским: в первом его привлекали имманентная личностная свобода и гуманистические идеалы, а во втором – принципы социальной справедливости и социального равенства. Журнал, возглавляемый Сартром, и, соответственно, взгляд его самого на вещи, были, как указано в книге, буржуазными, и это несмотря на весьма оппозиционные обществу декларации. Автор монографии показывает глубокое понимание сартровской философской концепции, в изложении материала, посвященного этому выдающемуся человеку, чувствуется уважение к его творчеству и нравственному выбору.

Как только была завершена крупная и сложная монографическая работа, В. С. Соколов приступает к реализации нового серьезного проекта – составлению сборника «Французские писатели о Стране Советов», который выходит в свет два года спустя. В книгу включены произведения известных авторов, и Валентин Сергеевич выступает не только в роли составителя, но и переводит на русский язык «Радиокомментарии военных лет» Ж. Р. Блока – а это значительный по объему и отнюдь не простой по структуре текст, – пишет послесловие, которое уже само по себе имеет немалое научно-исследовательское значение.

В 1989 году В. С. Соколов редактирует и издает коллективное учебное пособие «Журналистика социалистических стран (1975–1980-е годы)» (совместно с профессором Ю. Н. Солониным), причем научно-историческое значение этой книги, представляющей объемный фактический материал, бесспорно, а в 1990 году – пособие «Журнали-стика западноевропейских стран», которое хорошо известно студентам постперестроечных лет и, думается, еще и сегодня не утратило своего значения. В 90-е годы Валентин Сергеевич работает с небывалым подъемом, будто спешит сделать как можно больше. Он активно публикует свои труды в научно-профессиональном альманахе журналистов «Невский наблюдатель», становится инициатором создания целой серии учебных пособий по истории зарубежной журналистики, и достойным почином является его работа «Периодическая печать Франции», которая вышла из печати в 1996 году. Спустя всего лишь год он пишет и выпускает в свет учебное пособие «Периодическая печать Италии» (совместно с профессором С. М. Виноградовой), а в 1998 году – пособие «Периодическая печать Соединенных Штатов Америки» (совместно с доцентом С. А. Михайловым). Эта значительная публикация стала для Валентина Сергеевича последней.

Мы коснулись лишь наиболее крупных исследований В. С. Соколова, поскольку невозможно перечислить вообще все его печатные работы – от многочисленных газетных публикаций до заметных выступлений в авторитетных научных сборниках, а также в журналах «Советская печать», «Звезда», «Нева». Выдающимся пополнением того, что было создано и опубликовано Валентином Сергеевичем, станет его новая книга – на этот раз мемуарного характера. Но и здесь он остается верным своему выбору, демонстрирует трепетное отношение к слову и тексту – настоящее искусство филологии, показывает пример высокого служения науке и Университету.

Б. Мисонжников, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики СПбГУ | 4 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru