Выпускники СПбГУ из Чехии спустя 40 лет у нас в гостях
В сентябре Санкт-Петербургский государственный университет посетили выпускник ЛГУ/СПбГУ 1977 года Иржи Тондл и выпускница ЛГУ/СПбГУ 1978 года Карла Тондолова. Они познакомились и поженились во время учебы на факультете журналистики ЛГУ. Во время обучения в Университете Иржи Тондл создал обширный архив документальных фотографий, отображающих жизнь Ленинграда 70-х. Этот фотоархив стал отправной точкой его профессиональной карьеры.
Смотреть фоторепортаж со встречи...
Расскажите, пожалуйста, как сложилась Ваша с Карлой судьба после окончания Университета?
Иржи: После возращения в Чехословакию я устроился работать фотографом в информационное агентство. Но работал там совсем недолго: мне пришлось идти служить в армию, поскольку мы, как и все иностранцы в ЛГУ, не учились на военной кафедре. Меня отправили в Ливию. Там я начал работал переводчиком в нашей авиационной школе для ливийских пилотов. И туда через год ко мне приехала Карла.
Карла: Я помню свою первую реакцию на эту новость. Меня пять лет не было на Родине, я училась в России, и теперь опять ехать куда-то в Африку?!
Иржи: После Ливии мне предложили работать в Министерстве иностранных дел Чехословакии, и в качестве пресс-атташе я на пять лет уехал в Китай. А когда в 1990 году мы вернулись домой, страна после «бархатной революции» была уже совсем иной, в МИДе работали совсем другие люди. Везде были большие перемены.
Карла: Вернувшись в Чехию, я стала работать в еженедельном журнале для учителей «Просвещение». Прошла все ступени роста – от просто редактора до главного редактора издания. В этом году я официально вышла на пенсию, но всегда помогаю своим молодым коллегам из «Просвещения», откликаюсь на их просьбы. В Чехии сменилось 17 министров образования, а я верна своему журналу.
Иржи: Я в 90-е годы ушел в частный бизнес, основал свое фотоагентство, занимался своим любимым ремеслом – фотографией. Сейчас я член правления Ассоциации профессиональных фотографов Чешской республики. У меня проходит много выставок. Впервые после Университета я приехал в Россию тоже в связи с моей выставкой. Это было начало 2000-х годов. В Америке в честь 300-летию Санкт-Петербурга в Институте искусств Сан-Франциско готовили выставку моих архивных фотографий Ленинграда 70-х годов и попросили меня предоставить несколько современных снимков. И в мае 2002 года я был здесь, сделал несколько кадров, и в 2003 году в Калифорнийском университете в Сан-Франциско прошла выставка моих фотографий, посвященная Ленинграду 70-х годов и Санкт-Петербургу начала XXI века. После этого в известном московском Центре фотографии братьев Люмьер мы при содействии Чешского центра организовали выставку тех работ, показанных в США.
В этом году мы договорились с Павлом Маркиным о том, что организуем подобную выставку и в Санкт-Петербурге. Как говорят, «виновник всегда возвращается на место преступления». И мы были просто обязаны показать мои фотографии Ленинграда 70-х – уже в Петербурге. Через год выставка откроется в Музее-фотосалоне Карла Буллы на Невском проспекте.
Жаль, что сейчас нет с нами нашего большого друга - Владимира Никитина. В своей серии альбомов «Петербург — Петроград — Ленинград — Петербург. XX век в фотографиях» при переиздании тома «Оптимизм памяти» в 2005 году он опубликовал мои работы. И для меня это было большой честью.
Как часто вы встречаетесь с выпускниками ЛГУ/СПбГУ из Чехии?
Иржи: Наши однокурсники сейчас в таком возрасте, когда дети выросли и появляется чуть-чуть больше свободного времени. Мы можем позволить себе ежегодно собираться вместе. Каждый раз в разных местах ‒ то в Братиславе, то в Праге.
Карла: Надо сказать – что все студенты из Чехословакии, которые окончили Университет, стали блестящими журналистами. Они успешно работали и в газетах, и в журналах, и на радио, и на телевидении. Они все состоялись в профессии без всякой протекции.
Иржи: Сейчас в Чехии, как, наверно, и везде происходит угасание интереса к печатным изданиям, все уходят в интернет, у всех телефоны, сегодня в петербургском метро я увидел только одного человека, который читал бумажную газету. Но я думаю, мы, журналисты и фотографы, это переживем. В 70-х годах, в своей дипломной работе я писал, что фотожурналистика умирает, что телевидение ее вытесняет. Но фотография до сих пор жива!