Банки глазами деловых журналистов США: два века кризисов и триумфов

Екатерина Скобицкая. Научный руководитель доц. А.Ю.Быков.

Аннотация. В статье прослеживается история банковской сферы и деловой журналистики США, характеризуется освещение изданиями “The Wall Street Journal” и “Businessweek” мирового экономического кризиса (2007-2009) и финансового кризиса на Кипре (2013).

В 1781 году был основан первый коммерческий банк США (1), а всего через двенадцать лет – первая деловая газета Штатов (2). С тех пор банкиры и бизнес-журналисты уже не выпускали друг друга из виду. Финансисты стали неисчерпаемым источником сенсаций и пищей для аналитики в СМИ, а СМИ для финансистов – неусыпным наблюдателем и инструментом одновременно. Поворотными моментами в их взаимоотношениях были и остаются финансовые кризисы – в том числе и мировой финансовый кризис 2008-2009 года. Даже в эти тяжелые годы американские деловые СМИ не лишались острого языка, объективности и качества материалов.

Доля финансового сектора в ВВП США составляет около 10% и при этом генерирует до 50% дохода американских корпораций. Финансовый сектор США по своим объемам уверенно лидирует в мире, а американские деловые издания считаются одними из самых авторитетных бизнес-СМИ планеты. История банкинга и деловой прессы США – это история двух с четвертью веков совместного существования, которое не обошлось без разоблачений и скандалов.

Развитие банковского дела и деловой прессы Штатов шло параллельно и во многом эти сферы влияли друг на друга. Начальный этап их совместной истории продлился с 1793 года по середину XIX века. В этот период зародилась деловая журналистика США, публикации были разрозненными, не сложилось еще специализированного языка. В 1800 году в стране насчитывалось 30 вполне оформившихся банков, в 1820 – уже 300. С 1835 по 1862 год Америку ждала так называемая «эра свободных банков». К концу этого периода общее число банков США превысило 3000 – это были независимые участники рынка с очень малой подконтрольной территорией (из-за запрета на открытие филиалов в других штатах и даже городах).

Очевидно, что первоначальное и главнейшее назначение банков состояло в том, чтобы снабжать население и компании ликвидностью, средствами для ведения дел – именно о состоянии денежного рынка и начали на постоянной основе писать газетчики еще в XIX веке. Банки в первую треть века были еще слишком немногочисленны, и в статьях упоминались скорее в контексте крупной сделки по покупке земли или по поводу прокладки новой ветки железной дороги, деньги на которые были ссужены тем или иным банком.

К банкам уже тогда относятся с недоверием – Банк Северной Америки, первый коммерческий банк США, подозревают в чрезмерной связи с Североамериканской компанией – 13 ноября 1890 года в WSJ выходит статья, основанная на результатах проверок в банке. А к 20 ноября того же года относится статья, отмечающая, что Банк Англии имеет недостаточное количество резервов, не покрывающее обязательств по выпущенным им банкнотам, что ставит под сомнение его платежеспособность.

С середины XIX века по 1913 год активно развиваются бизнес-СМИ, появляются профессиональные финансовые корреспонденты. Создание инвестиционных банков оживляет фондовый рынок и присоединяет к нему банковский сектор. На рынке бизнес-медиа появляется “The Wall Street Journal”. С 1913 по 1928 год – небольшой, но насыщенный этап истории бизнес-СМИ, отмеченный созданием ФРС (3), то есть появлением регулятора на финансовом рынке. В то же время на финансовых рынках наблюдается небывалый подъем, основаны “Businessweek” и “Forbes”. Тогда же возникают первые финансовые рубрики в газетах и журналах. С 1929 года по 1940 страна входит в период Великой Депрессии, деловые издания оказываются в крайне невыгодных условиях и вынуждены выживать. Впоследствии, так до конца и не оправившись от трудных времен, деловые издания активно проводят экспансию на зарубежные рынки.

В 2000 году наступает современная эра для деловой прессы: за господство на рынке борется ряд качественных изданий, выработана терминология и сленг, оживляющие статьи. С появлением интернета у СМИ появляются онлайн-версии, что позволяет увеличить количество материалов на банковскую тематику.

На данный момент в США существует несколько наиболее авторитетных печатных деловых изданий: “The Wall Street Journal”, “Businessweek”, “Forbes” и “Fortune”. В качестве эмпирической базы для моего исследования я выбрала “The Wall Street Journal” и “Businessweek”. Их материалы помогли всесторонне проанализировать освещение банковской тематики в деловой периодике США.

Крайне интересным для исследования оказался период мирового финансового кризиса. За годы с 2007 (начало ипотечного кризиса в США) по 2009 произошла кардинальная перемена в оценке вины банкиров в возникновении кризиса. Более 500 проанализированных статей из обоих изданий позволили определить, что в 2007 году порядка 70% статей содержали обвинения в адрес Федеральной Резервной Системы (финансового регулятора США). Вот типичный материал того времени из “The Wall Street Journal”, в котором корреспондент характеризует бывшего председателя ФРС Алана Гринспэна: «До сих пор мистер Гринспэн не соглашался, как некоторые критики, что сохранение управляемой им ФРС ключевых ставок на низком уровне послужило топливом для ипотечного бума, приведшего к нынешним потрясениям. Мистер Гринспэн до сих пор полагает, что ФРС просто действовала согласно обстоятельствам, а инновации, которыми подпитывался бум, несут чисто положительный характер» (4). Не стоит уточнять, что вся статья носила разгромный характер, как и многие другие материалы того времени в WSJ и “Businessweek”.

В середине июля 2008 года WSJ документирует третье крупнейшее банкротство банка в истории США – “IndyMac” не справился с ситуацией. Вся статья сильно напоминает сборник некрологов кредитных учреждений США: «Небольшие ипотечные кредиторы быстро идут ко дну – число банкротств уже вышло за пределы сотни. Теперь негатив дошел и до крупнейших финансовых учреждений Америки» (5). Однако уже 15 сентября 2008 года “IndyMac” отходит на второй план – все журналисты пишут о том, что “Merrill Linch&Co.” продается “Bank of America”, а “Lehman Brothers Holdings Inc.” остается за бортом – ни у других банкиров, ни у правительства не осталось денег на его спасение. Журналисты описывают его гибель как подлинную трагедию американского банковского сектора, с его уходом с рынка исчезают три из пяти крупнейших банков-брокеров Уолл-стрит.

К этому моменту негатива по отношению к ФРС у журналистов как будто поубавилось, вот что пишут в “Businessweek”: «ФРС США и ЕЦБ быстро (и правильно) приняли решение выбросить в рынок большой объем ликвидности, чтобы его не заклинило окончательно: 70 и 140 миллиардов долларов соответственно. Кроме того, ФРС резко снизила процентные ставки: еще в начале 2007 года они оставались на уровне 5,25%, а сейчас снижены до 2%».

К концу кризиса доля материалов с обвинениями в адрес ФРС упала ниже 50%, а в пост-кризисный период сократилась, в среднем, до 10-15%. В то же время банки, которые в начале кризиса почти не фигурировали среди обвиняемых, к концу кризиса упоминались в негативном ключе более чем в 80% материалов – и этот показатель для текстов о финансовом кризисе актуален до сих пор.

«Сейчас, когда экономика демонстрирует признаки улучшения, часть меня спрашивает – все ли уроки мы извлекли из этого кризиса? Прибыли Уолл-стрит до кризиса росли слишком быстро. Инвестиционные банки сосредоточились на сложных финансовых продуктах, часть которых действительно была полезна рынку, но остальные служили для обогащения банкиров за счет одурачивания их клиентов», – анализирует ситуацию корреспондент “Businessweek” в июле 2009 года (6).

Негативное отношение к банкам лишь укреплялось в посткризисный период. В 2010 году разразится скандал с выкупом закладных на дома, в котором опять были повинны банки. В октябре “The Wall Street Journal” активно пишет о миллионах уведомлений о переходе жилья в собственность банков, которые ошибочно рассылают финансовые учреждения страны. Отчуждение жилья во многих случаях незаконно, иногда уведомления приходят и вовсе в те дома, которые покупались без кредита или какого-либо иного участия банка. При выяснении обстоятельств некоторых отчуждений жилья выявлялись недочеты в документации или попросту ее отсутствие. Банки погрязли в судебных исках.

В октябре 2010 года ситуация стала настолько напряженной, что генеральный прокурор штата Огайо Ричард Кордрей был вынужден раскритиковать позицию банков. «Банки мошенничают в суде, по сути лжесвидетельствуют, представляя недостоверную документацию, а потом говорят: “Ой, вы меня поймали! Вот некоторые другие доказательства, используйте их”. Это неприемлемо, когда банки просто меняют ту документацию, ложность которой выявляется в зале суда», – негодовал Ричард Кордрей (7).

Ситуация с отчуждением имущества обрела наибольший резонанс в деловой периодике, породив ряд журналистских терминов. К примеру, широко использовалось понятие “robo-signing”, «автоподпись»: когда выяснялось, что бумаги на отчуждение одобрены сотрудниками банка неправомерно, те, как правило, заявляли, что проверка документов не входит в их компетенцию, и они вообще не вникали в то, что подписывали. Это явление было настолько распространено, что термин переняли и сами банки, предостерегая своих сотрудников от “robo-signing” во избежание новых судебных исков.

Сейчас статистические данные по экономике США и финансовая отчетность банков позволяют корреспондентам деловых изданий сделать вывод о том, что кризис в Америке завершен, в связи с чем с сайтов WSJ и “Businessweek” уже убраны тематические рубрики о кризисе. Изменение количества публикаций в “The Wall Street Journal” с упоминанием «финансового кризиса» позволяет судить о затухании интереса к этой теме в США. Если в 2010 году таких публикаций было 7102, то в 2011 - 6640, в 2012 - 5726, в 2013 - 4946, а с 1 января по 19 мая 2014 года «финансовый кризис» упоминался только в 1904 материалах.

При этом 45% из них все эти годы было посвящено финансовому кризису в Европе. Это в очередной раз подчеркивает, как внимательно корреспонденты “The Wall Street Journal” и “Businessweek” относятся к зарубежной банковской тематике.

WSJ имеет филиалы более чем в 45 странах, по которым рассредоточено более 1400 журналистов. После США самый масштабный для газеты регион присутствия – Европа, там, по информации холдинга, сейчас работает более 450 сотрудников. “Businessweek” не имеет заграничных филиалов, но компания “Bloomberg”, которая в 2009 году приобрела страдавший от финансовых затруднений журнал, имеет 192 отделения на всех материках за исключением Антарктиды. На компанию в 2011 году работало около 15 тысяч сотрудников, так что ресурс международных новостей у “Businessweek” солидный.

Статьи о заграничных банках, которые публикуются в деловой периодике США, можно условно разделить на три части. В первую группу входят материалы, написанные по конкретным информационным поводам, не обладающим масштабным значением и вряд ли имеющим шанс получить продолжение. Ко второй группе публикаций на международную тематику относятся так называемые «истории с продолжением» – как правило, эти статьи и новости касаются затяжных конфликтов между банками и регуляторами, законодательной деятельности самих регуляторов или важных действий (например, выкупа акций), которые были анонсированы банками заранее.

В третью группу материалов можно выделить «кризисные» тексты, которые возникают как отклик на кризисную ситуацию в финансовой системе какой-либо страны. Эту ситуацию я рассмотрела на примере кипрского финансового коллапса, который активно освещали бизнес-издания весной 2013 года. В марте кипрский финансовый кризис обострился, и вверг страну в преддефолтное состояние. Спасти ее удалось только с помощью МВФ, ЕЦБ и России.

С 1 января 2013 года по 18 мая 2014 года на “The Wall Street Journal”, согласно данным электронного поиска, вышел 701 материал со словосочетанием «кипрский кризис», упомянутым в тексте. В “Bloomberg Businessweek” число материалов, в которых упоминался кипрский кризис, по данным электронного поиска, с января 2013 года по 18 мая 2014 года составило 1540 новостей, статей, видео и т.д. Однако стоит отметить, что на “Businessweek” количество аналитических статей, посвященных собственно Кипру было невелико, но он часто упоминался в контексте общеевропейских проблем и в дайджестах новостей.

График публикаций подобных статей имеет «кометообразную» структуру: сначала в поле зрения журналистов появляются некие косвенные предпосылки того, что скоро наступят сложные времена. К примеру, в постоянной рубрике “The Wall Street Journal” «Подслушано на Уолл-стрит» в январе 2013 появилась небольшая заметка о том, что «кризис на Кипре мощнее, чем кажется», обсуждается также возможная угроза финансовой системе всей Еврозоны, так как Кипру необходима будет финансовая помощь, которую далеко не все рады будут предоставить (8).

Затем, когда кризис наступает, СМИ взрываются потоком статей с новостными инфоповодами, следом идут тексты о реакции властей страны и международных финансовых авторитетов (ЕЦБ или МВФ, к примеру). К «ядру» статей о кризисе можно отнести и материалы о банкротствах или финансовых проблемах компаний, которые достаточно быстро всплывают на поверхность в стрессовой ситуации.

«В хвосте» идут материалы сугубо аналитического характера, в которых глубоко анализируются причины и долгосрочные последствия кризиса. К этому времени, как правило, решения о необходимых реформах уже приняты – и наступает черед статей о ходе их реализации, темпах поступления материальной помощи от международных кредиторов. Заканчивается освещение кризиса несколькими материалами на тему того, насколько успешно финансовой системе страны удалось с ним справиться, каковы итоговые потери.

Сотни статей, посвященных кипрскому кризису, позволяют понять, насколько пристально деловые СМИ США следят за всем, что происходит в зарубежном финансовом мире. Во многом это обусловлено взаимосвязанностью всех финансовых процессов на нашей планете. И банкирам, и журналистам приходится считаться с эффектом глобализации, которая зачастую делает экономику страны беззащитной перед внешними угрозами. Однако корреспонденты “The Wall Street Journal” и “Bloomberg Businessweek” не спускают глаз и с банков США. Они прекрасно усвоили уроки мирового финансового кризиса.

Примечания

1. Ford P. The Federalist: A commentary on the Constitution of the United States by Alexander Hamilton, James Madison and John Jay edited with notes, illustrative documents and a copious index by Paul Leicester Ford., New York, 1898.

2. History of business journalism., www.bizjournalismhistory.org/main_frame.htm (дата обращения: 04.02.2014)

3. The Federal Reserve Bank of Minneapolis, Born of a Panic: Forming the Fed System., 1.08.1988.

4. Ip G. The Fed and the Credit Boom: Greenspan, Others Reflect / Ip G. // The Wall Street Journal. – 6.08.2007.

5. Paletta D., Enrich D. Crisis Deepens as Big Bank Fails / Paletta D., Enrich D // The Wall Street Journal. – 12.07.2008.

6. Seidman D. Why I Don't Want the Recession to End Yet / Seidman D. // Bloomberg Businessweek. – 17.07.2009.

7. Whelan R. Big Banks Told Not to 'Fix' a Fraud / Whelan R. // The Wall Street Journal. – 30.10.2010.

8. Barley R. Cyprus Bailout Is Harder Than It Looks / Barley R. // The Wall Street Journal. – 11.01.2013.

4 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация