Разработка концепции цикла «Облюбование Санкт-Петербурга»

Петербург литературный

Вот уже три столетия прошло с тех пор, как Петербург облюбовали самые талантливые деятели искусства. Предлагаю цикл программ про русских писателей и поэтов, которые жили и творили в городе на Неве.

Мне кажется, что зрителю интересно смотреть программу не столько об истории тех или иных сооружений, сколько следить за судьбами людей, а в особенности за взаимоотношениями людей известных. Главная цель – показать Петербург в понимании конкретного литератора, каким образом переплетаются судьбы пишущей братии и северной столицы, как эпоха и Петербург повлияли на творчество и жизнь.

Логично, если программы будут выходить в хронологическом порядке: от Державина до братьев Стругацких, т.е. можно выделить три основных блока: золотой век русской литературы, серебряный век, советская литература. В начале каждого нового блока даем общую характеристику литературно-исторического процесса. Прекрасно было бы познакомить аудиторию с современной петербургской литературой, но это уже другая, хотя и занимательная история.

Само собой разумеется, что в рамках познавательной программы не обойтись только одной биографией литературного деятеля. Конечно же, необходимо показать и места, связанные с его личностью. Будь то дом (если сейчас это музей-квартира, то съемки можно проводить внутри), место работы (О. Берггольц и «Дом радио», например), места отдыха (многие поэты серебряного века любили литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»), места встреч (здесь можно упомянуть литературно-философские собрания на «Башне» Вячеслава Иванова или салон Гиппиус и Мережковского) и так далее. В этом случае мы можем рассказать о процессе постройки зданий, о задумках архитектора, об архитектурном стиле, владельце/жителях дома, об интерьерах и т. п.

Нельзя рассматривать литератора отдельно от его произведений. Так, репортаж о Петербурге Ф.М.Достоевского невозможен без образа города-спрута в романах «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В материалах также стоит делать акцент на межличностных взаимоотношениях коллег по литературному цеху (дуэль Н.Гумилева и М.Волошина, дружба Пушкина с лицеистами).

Подготовка передачи предполагает активную работу с такими источниками, как письма, дневники, воспоминания, мемуары, карты, литературные и архивные документы. Изобразительный материал зависит от эпохи - либо фотографии, видеоматериалы, фрагменты документальных и художественных фильмов, аудиоматериалы ( например, речь Горького на I Съезде советских писателей), либо картины, скульптуры, иллюстрации.

Нет определенных требований к ведущему. Главное, чтобы он был заинтересованным в своем материале и производил впечатление начитанного человека. Желательно, чтобы закадровый текст читал журналист противоположного пола.

Костюмы и инсценировки возможны, но только там, где это будет уместно. Конечно сложно подобрать актеров, похожих на того или иного литератора, но можно хотя бы попробовать передать колорит эпохи-снять сцены с массовкой.

Обязательно привлечение экспертов. Это могут быть современники (если возможно), литературоведы, историки, архитекторы, музейные работники-экскурсоводы.

Предложенный формат отличается подходом к знакомству аудитории с Петербургом. Город показан не только сквозь призму истории, а также глазами петербургских поэтов и писателей. Преимущество такой концепции в том, что зритель узнает город с неизвестной стороны, получит представление о русской литературе.

kirakatina | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация