Цикл посвящён жителям блокадного Ленинграда.
Идея и цель телепрограммы – дать зрителю взглянуть на город глазами блокадников. Петербург – «самый умышленный город» и самый интимный. Зрители видят известные им места глазами блокадников, которые рассказывают о ярких событиях их жизни, связанных с Петербургом. Блокадников с каждым годом становится всё меньше. Это живые истории. Это люди почитаемые и уважаемые. Идея моей концепции – шанс запечатлеть уникальных героев нашего города, самое старшее поколение, живущее в Петербурге. Зритель, смотря передачу, открывает для себя город с неординарной стороны благодаря рассказам людей, на протяжении всей жизни соприкасавшихся с городом.
Концепция. В цикле телепрограмм принимают участие блокадники, прожившие в городе всю жизнь. У каждого своя история. В каждом выпуске цикла – отдельный герой, который рассказывает о ярких событиях своей жизни, связанных с известными местами Петербурга.
Практически вся программа – рассказ героя о самом себе. Как такового ведущего нет. Исключение – мужской закадровый голос в конце выпуска.
Жанр – документальный телефильм с элементами интервью и репортажа (если возможно, герой приезжает на место, о котором рассказывает, и ведёт повествование оттуда).
Хронометраж – 13 минут.
Телеаудитория – любая, предположительно 6+
Структура выхода в эфир – раз в неделю.
Актуализация – ценность блокадников и их рассказов. Известные места города показаны через призму эксклюзивных, личных воспоминаний героев.
В качестве примера предлагаю разработку одной передачи цикла. Для конкретизации примера привожу рассказ потенциального героя, жительницы блокадного Ленинграда, Нины Васильевны Смирновой.
Начало – съёмка портрета героя передачи (+детали его одежды, комнаты), сопровождаемая голосом самого героя.Он рассказывает о себе. Внизу – плашка с именем героя: «Нина Смирнова».
Синхрон: Я родилась в 1926 году в Костромской области. Когда мне было 2 года, мы с родителями переехали в Ленинград. (Перебивки – детские фотографии героя). Мы жили в переулке Леонова, сейчас он называется Замятин. Помню, ещё до войны, мы с подружками ходили играть в куклы к Медному всаднику. У меня был маленький чемоданчик, в нём я носила свою гуттаперчевую куклу. Мы раскладывали на газоне все наши игрушки и так проводили время. (Параллельно с рассказом героя перебивками можно показывать фотографии описываемого места той поры и современные видео. Для данного примера можно снять, как дети играют на газоне у Медного всадника, кто-то на газоне читает книгу и так далее. Также было бы интересно заснять героиню около дома, в котором она жила. Снять, как она прикасается к его двери, стенам, запечатлеть её чувства, вызванные встречей с домом детства).
Синхрон: Это был август 1941 года. Мне 15 лет. Мама отправила меня на рынок на Васильевский остров, тогда ещё было какое-то продовольствие. Я возвращалась по мосту Лейтенанта Шмидта, как вдруг объявили воздушную тревогу. Я бежала по мосту, а надо мной летели бомбы. Тогда наш дом полностью разрушило – попало пять снарядов. (Также фотографии моста Лейтенанта Шмидта (ныне – Благовещенский мост) +видеозаписи военных лет в Ленинграде.
Синхрон: Уже после войны мой брат, Николай, очень захотел понравиться одной девушке. У Медного всадника нырнул в Неву, переплыл её, вышел на берег у Академии художеств. Это расстояние метров 500, да и течение там неслабое! На берегу его уже ждала милиция. Он бежал от них по мосту Лейтенанта Шмидта, обратно. Удивительно, удалось избежать наказания! (Можно дополнить ещё несколькими историями).
Финал программы: герой смотрит в камеру (статичная съёмка с постепенным отдалением)+ мужской закадровый голос: «Нина Смирнова, 1926 года рождения, комплектовщик книг в библиотечном коллекторе, блокадница». Эффект «погружение в чёрное», титры.
События, о которых рассказывает герой, выстроены в программе в хронологическом порядке, что помогает зрителю "почувствовать" рассказчика, вникнуть в его судьбу и восприятие им города.
В целом, каждый выпуск цикла - небольшая 13-минутная зарисовка, раскрывающая "портрет" города и человека на его фоне. Это весёлые и грустные истории, эксклюзивный материал из уст живых легенд. Весь цикл выстроен на таких интимных, личных, ярких историях, где непосредственное действующее лицо – Петербург.