Путевка в закулисье или Один день в театре

Путевка в закулисье или Один день в театре

Уже который год в преддверии международного Дня театра "Балтийский дом", театр-фестиваль, устраивает для петербуржцев особенную акцию: один день в театре. В результате отбора по заявкам, 50 счастливчиков на несколько часов стали гримерами, костюмерами, реквизиторами, звукорежиссерами и осветителями. Наш корреспондент также прошел отбор и оказался за кулисами.

Начальник звукового цеха Василий Коваль ведет маленькую группу "звукорежиссеров" по служебным лестницам. Новичкам выпал шанс взглянуть на театральную начинку своими глазами, а такое мировые театры почти не устраивают.

- Вот наша рубка, - Василий пропускает ребят в маленькое помещение, где они с трудом размещаются все вместе. Перед нашими глазами - огромный звуковой пульт с сотнями цветных кнопок и бегунков - святая святых звукового цеха, - а прямо над ним окно, из которого открывается вид с высоты звукорежиссера - вся обширная сцена с ее громадным занавесом, ряды кресел, балконы. Парой минут позже мы пройдемся по ней, как по какой-нибудь площади, вертя головами.

Прогулка на высоте

- Никто акрофобией не страдает? - интересуется Василий, прежде чем перейдет на заговорщический шепот. - Давайте я вам сцену с высоты покажу. Только вы никому не говорите, что я вас сюда водил.

Мы поднимаемся на несколько этажей, взбираемся, перешагивая связки пыльных канатов, по узеньким деревянным лестницам, пахнущими чем-то благородно старым, и останавливаемся, опираясь на поручень.

- Многие думают, что, когда занавес поднимается, он скручивается в рулон, а на самом деле он просто поднимается - высота позволяет.

Край того самого занавеса едва колышется на уровне наших глаз. Отсюда же видны приготовленные для грядущего детского спектакля декорации джунглей, паруса корабля - сегодня ставят "Остров сокровищ".

Звуковик показывает свисающие с металлических балок микрофоны и рассказывает, как преображается спектакль с качественными фонограммами и компьютерными звуковыми эффектами. Все спектакли видены звуковиками тысячу раз, ведь даже профи не может сесть за пульт, ни разу не просмотрев постановки – можно наделать ошибок в последовательности звуков.

- Нет, не устал все по сотому кругу смотреть - смеется Василий в ответ на мой вопрос. - Не бывает один раз одного и того же спектакля, это не фильм. Формально он один, но каждый раз разный, потому что живой. Каждый раз интрига.

С чего начинается утро

- Работа звуковика как день сурка, все одно и то же каждый день - сначала проверка фонограммы, затем отстройка микрофонов. Их важно хорошо настроить, иначе в каком-то уголке зала актера не будет слышно или его голос будет совсем оглушающим. - говорит Василий. - Вот сейчас, кстати, отстройка в процессе. - Он кивает на сцену.

Мы уже успели вернуться в рубку и теперь наблюдаем, как работник звукового цеха Вадим монотонно считает от одного до двухсот, двигаясь по сцене, а главный звукорежиссер, Раиса Семеновна Гутман, переставляя бегунки на пульте, дает указания через микрофон в зал.

- Неприятности со звуком редко происходят. Один раз вот бракованная батарейка попалась в микрофоне, и он отключился во время спектакля. А ведь показ не прервать технической неполадкой, как концерт. Ну, и так, по мелочам. Но куда больше приятных моментов. - Улыбается Василий. – Всегда получаю удовольствие, когда езжу со спектаклями на гастроли или когда к нам приезжают с показами. Еще самое классное - понимать, что спектакль прошел удачно, зрителям понравилось, а значит ты хорошо поработал.

Осьминог в кресле звукорежиссера

- Хотите посмотреть, как это будет? - спрашивает Раиса Семеновна перед тем, как устроиться в кресле - скоро начнется спектакль.

Она хрупкая, тонкая, но со сложной работой главного звукорежиссера справляется быстро и легко. Натруженные ловкие пальцы летают от бегунков к кнопкам, переключающим звуковые дорожки, к цветным ручкам общих настроек. Появляется ощущение, что у звукорежиссера несколько рук, как щупалец у осьминога.

Сложно уловить тот миг между нажатием пальца и прозвучавшим на сцене грохотом. Сложно и понять, как можно запомнить все эти кнопки и почти не глядя их переключать. Но Раиса Семеновна профессионал, она успевает управлять бегунками, ворчать на коллег в рацию и посмеиваться над актерами и реакцией детей, попутная рассказывая нам, как вообще оказалась в этом кресле. Выяснилось, что случайно. Сначала она восемь лет работала в театре им. Ленсовета костюмером, а потом из интереса подалась на освободившуюся должность звуковика. Там освоила профессию и вот уже 26 лет в общей сложности работает в звуковом цеху.

Солдаты невидимого фронта

Экскурсия заканчивается, и никто из ребят так и не решился поработать с пультом, да и Василий признается: «Научиться возможно всему, но не за пару часов», поэтому операции со звуком нам не доверяет.

- Я попал сюда по стечению обстоятельств, года три назад, и это затягивает, - делится он воспоминаниями. - Есть поверье, что из театра непросто уволиться. Театральная жизнь другая, здесь какой-то отдельный мир, микрокосмос. Атмосфера особая, очень дружеская.

День театра, ставший поводом для акции, для Василия не самый грандиозный праздник. По его словам, нужно еще как минимум 20 лет проработать в театре, чтобы дата стала значимой, но звуковик еще не знает, задержится ли здесь так надолго. Пока он просто размышляет для нас о важности своей профессии:

- Мне кажется, не все зрители знают, что мы вообще есть. Не задумываются, что звуком тоже управляют. Что уж там, я и сам раньше так думал. Но звук нужен спектаклю. Я всегда думаю, что в работе все зависит от меня. Если каждый из команды будет так считать, будет максимально ответственным, то от этого много зависит.

Спектакль завершился, декорации снимают, наша группа делает прощальное фото на сцене. И каждый уйдет кто с радостью экскурсии, кто с довольством новыми встречами, кто с мыслями о смене профессии. А не пойти ли и мне в звуковики?..

mif-mif | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация