Изменения и их последствия. Повлияют ли новые правила игры на партийный состав парламента?

Уже 18 сентября 2016 года мы будем выбирать депутатов Государственной Думы РФ. Первоначально выборы были назначены на декабрь того же года, но по различным причинам в 2015 году их решили перенести на единый день голосования. И это не единственное изменение, связанное с этой избирательной капанией. Смогут ли все эти нововведение повлиять на партийный состав парламента?

Главное новшество этих выборов – замена пропорциональной избирательной системы смешанной. В результате половина депутатов (225 из 450) войдет в Думу по партийным спискам по единому избирательному округу (здесь работает пропорциональная система), а другая половина – по одномандатным округам (мажоритарная система). Кандидатам в округах для попадания в Думу достаточно получить относительное большинство голосов, т.е. просто больше любого другого кандидата, а вот партиям будет необходимо преодолеть 5% барьер. Ранее такая избирательная система применялась на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 годов.

Маловероятно, что это изменение серьезно скажется на партийном составе Госдумы, но через выборы по одномандатным округам в парламент вполне могу попасть новые люди, более активные и харизматичные лидеры, умеющие привлекать к себе внимание, выступать на публике и взаимодействовать с избирателями.

Другое нововведение – закон, опубликованный «Российской газетой». Теперь все кандидаты будут обязаны участвовать в предвыборных теледебатах. Речь идет о дебатах на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Если же данное требование будет нарушено, отведенное кандидатам эфирное время перейдет оппоненту (оппонентам). Нормы данного законопроекта относятся уже к грядущему голосованию, т.к. распространяются на выборы всех уровней, кроме избрания главы государства.

"Своего кандидата граждане имеют право увидеть до выборов, а не после, чтобы получить представление о том, за кого они отдают свои голоса, а также о том, понимает ли этот кандидат специфику территорий, с какими предложениями он идет на выборы, какими морально-этическими убеждениями он руководствуется," - прокомментировал инициативу автор закона Сергей Неверов, вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия".

Данная обязанность также может привести в Думе новые лица, молодых, амбициозных, привлекающих к себе внимание политиков, и в то же время заставить уже известных партийных деятелей обратить больше внимания на избирателей и вообще на аудиторию теледебатов.

Еще одно изменение этого года – запрет на использование знаменитостей в агитации – вряд ли каким бы то и было образом способен сказаться на результатах выборов, хотя бы потому, что самые влиятельные партии в нашей стране уже ассоциируются со своими лидерами, и нет особенной необходимость в очередной раз напоминать об этом.

Серьезное влияние на результаты может оказать политическая ситуация в стране в последние месяцы перед выборами. Если «Единая Россия» как партия, главным образом стоящая у власти, будет продолжать текущую линию внешней политики, то с большой вероятностью получит большинство в парламенте. По официальным данным ВЦИОМ, в конце марта почти половина опрошенных (47,5%) на вопрос «За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России?» ответила именно в пользу правящей партии. Другие партии, предложенные респондентам, - ЛДПР, КПРФ и Справедливая Россия – были гораздо менее популярны, за них бы проголосовали соответственно 9,1%, 9,2% и 5%. За партии, не вошедшие в варианты ответа, проголосовали бы всего 0,5% опрошенных избирателей.

Такую популярность самых крупных российских партий можно объяснить подъемом патриотизма, царящим на сегодняшний день в российском обществе, и поддержкой этого подъема со стороны всех четырех партий.

Изменение, также принятое в течение последних месяцев, - это закон, ограничивающий число наблюдателей от политических партий и кандидатов во время выборов. Данный документ вступил в силу 15 февраля 2016 года.

С этого дня в каждую избирательную комиссию можно назначить не более двух наблюдателей от кандидата или партии. Они смогут следить за ходом голосования и подсчетом голосов по очереди. При этом один и тот же человек может работать только на одном участке. До этого не было никаких ограничений по количеству наблюдателей, впрочем, как и порядка уведомления. Сейчас же партии, общественные объединения и кандидаты должны за три дня до старта голосования представить в избирательные комиссии списки своих наблюдателей.

Как в реальности скажутся все эти новшества и нововведения на партийном составе парламента, мы сможем увидеть уже в сентябре этого года, в единый день голосования. Но главные фавориты думской гонки понятны уже сейчас.

natalia_melnycovych | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация