Уже 18 сентября 2016 года мы будем выбирать депутатов Государственной Думы РФ. Первоначально выборы были назначены на декабрь того же года, но по различным причинам в 2015 году их решили перенести на единый день голосования. И это не единственное изменение, связанное с этой избирательной капанией. Смогут ли все эти нововведение повлиять на партийный состав парламента?
Главное новшество этих выборов – замена пропорциональной избирательной системы смешанной. В результате половина депутатов (225 из 450) войдет в Думу по партийным спискам по единому избирательному округу (здесь работает пропорциональная система), а другая половина – по одномандатным округам (мажоритарная система). Кандидатам в округах для попадания в Думу достаточно получить относительное большинство голосов, т.е. просто больше любого другого кандидата, а вот партиям будет необходимо преодолеть 5% барьер. Ранее такая избирательная система применялась на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 годов.
Маловероятно, что это изменение серьезно скажется на партийном составе Госдумы, но через выборы по одномандатным округам в парламент вполне могу попасть новые люди, более активные и харизматичные лидеры, умеющие привлекать к себе внимание, выступать на публике и взаимодействовать с избирателями.
Другое нововведение – закон, опубликованный «Российской газетой». Теперь все кандидаты будут обязаны участвовать в предвыборных теледебатах. Речь идет о дебатах на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания. Если же данное требование будет нарушено, отведенное кандидатам эфирное время перейдет оппоненту (оппонентам). Нормы данного законопроекта относятся уже к грядущему голосованию, т.к. распространяются на выборы всех уровней, кроме избрания главы государства.
"Своего кандидата граждане имеют право увидеть до выборов, а не после, чтобы получить представление о том, за кого они отдают свои голоса, а также о том, понимает ли этот кандидат специфику территорий, с какими предложениями он идет на выборы, какими морально-этическими убеждениями он руководствуется," - прокомментировал инициативу автор закона Сергей Неверов, вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия".
Данная обязанность также может привести в Думе новые лица, молодых, амбициозных, привлекающих к себе внимание политиков, и в то же время заставить уже известных партийных деятелей обратить больше внимания на избирателей и вообще на аудиторию теледебатов.
Еще одно изменение этого года – запрет на использование знаменитостей в агитации – вряд ли каким бы то и было образом способен сказаться на результатах выборов, хотя бы потому, что самые влиятельные партии в нашей стране уже ассоциируются со своими лидерами, и нет особенной необходимость в очередной раз напоминать об этом.
Серьезное влияние на результаты может оказать политическая ситуация в стране в последние месяцы перед выборами. Если «Единая Россия» как партия, главным образом стоящая у власти, будет продолжать текущую линию внешней политики, то с большой вероятностью получит большинство в парламенте. По официальным данным ВЦИОМ, в конце марта почти половина опрошенных (47,5%) на вопрос «За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России?» ответила именно в пользу правящей партии. Другие партии, предложенные респондентам, - ЛДПР, КПРФ и Справедливая Россия – были гораздо менее популярны, за них бы проголосовали соответственно 9,1%, 9,2% и 5%. За партии, не вошедшие в варианты ответа, проголосовали бы всего 0,5% опрошенных избирателей.
Такую популярность самых крупных российских партий можно объяснить подъемом патриотизма, царящим на сегодняшний день в российском обществе, и поддержкой этого подъема со стороны всех четырех партий.
Изменение, также принятое в течение последних месяцев, - это закон, ограничивающий число наблюдателей от политических партий и кандидатов во время выборов. Данный документ вступил в силу 15 февраля 2016 года.
С этого дня в каждую избирательную комиссию можно назначить не более двух наблюдателей от кандидата или партии. Они смогут следить за ходом голосования и подсчетом голосов по очереди. При этом один и тот же человек может работать только на одном участке. До этого не было никаких ограничений по количеству наблюдателей, впрочем, как и порядка уведомления. Сейчас же партии, общественные объединения и кандидаты должны за три дня до старта голосования представить в избирательные комиссии списки своих наблюдателей.
Как в реальности скажутся все эти новшества и нововведения на партийном составе парламента, мы сможем увидеть уже в сентябре этого года, в единый день голосования. Но главные фавориты думской гонки понятны уже сейчас.