Для тех, кто живёт на Кондратьевском, ездит туда на работу или назначает поблизости встречи, существует ориентир, который ни с чем не спутаешь, - подводная лодка. Обычно именно у неё просят остановить водителей пассажиры местных маршруток. Только вот сам вид подлодки в ничем не примечательном питерском дворе вызывает удивление и много вопросов.
Конечно, прохожие, хотя бы примерно представляющие, как выглядит субмарина, поймут, что это вовсе не она. То, что стоит Кондратьевском, только рубка, то есть надстройка, из которой осуществляется управление. Но жители всё равно окрестили её «подводной лодкой» - так звучит как-то привычнее и даже солиднее.
Спереди стоит перископ, больше напоминающий пушку, чуть подальше – якорь, а вокруг - добросовестно раскрашенные в бело-красную полоску торпеды и снаряды. Рядом с рубкой есть даже люк, через который обычно попадают в подводную лодку. Уголок военно-морского флота в тихом дворе на Кондратьевском выглядит, скорее, как стилизованная детская площадка: на торпедах постоянно висит дворовая ребятня, а рядом прохаживаются молодые матери с колясками.
Но и якорь, и снаряды, и люк – всё настоящее. И оказалось там не из-за странных эстетических пристрастий районной администрации. На первом этаже №83, рядом с торцом которого и возвышается рубка, находится государственный «Музей истории подводных сил России имени А.И.Маринеско». Над входом висит едва заметная табличка - только скромный щит, стоящий на обочине проспекта, выдаёт, что где-то рядом музей. И, конечно же, «подводная лодка».
- Обычно, это первое, что замечают, - улыбается Екатерина Аркуша, научный сотрудник музея, - Кстати, там даже перископ рабочий!
Рубка когда-то принадлежала подлодке послевоенного периода, 641-ого проекта, и доставлена, как и большинство экспонатов, из Северодвинска, где утилизируют подводные лодки. Во дворе её установили в 98-ом, примерно через год после открытия музея.
До того, как оказаться на Кондратьевском, часть экспозиции располагалась в школе №189 Центрального района: тогда существовала даже специальная группа учеников (она называлась «Поиск»), разыскивавших фотографии и вещи подводников. Выставка просуществовала до середины 90-х. На Кондратьевский музей переехал потому, что поблизости находится Богословское кладбище: там похоронены подводники, Герои Советского Союза Александр Маринеско и Николай Лунин. Сейчас экспозиция музея расширяется.
- Какую-то часть передал Центральный военно-морской музей. Ветераны-подводники и родственники до сих пор приносят фотографии, чтобы не пропадали, - рассказывает Екатерина. - У нас даже есть предметы с Курска: тужурка, спасательный плот, личные вещи.
Помещение музея, с планировкой как внутри подлодки, не больше десяти метров в длину и находится на первом этаже жилого дома.
- Нас один раз затопили сверху! - вздыхает Екатерина, - А зимой ещё и трубы прорвало…